Светлана Рабинчук
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Наша Родина-Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по нравственно – патриотическому воспитанию
«НАША РОДИНА – РОССИЯ».
Воспитатель первой квалификационной категории
Рабинчук Светлана Витальевна.
Содержание:
1. Паспорт проекта.
Вид проекта.
Возраст участников.
Цели и задачи.
Сроки и этапы реализации.
Продолжительность проекта.
Исполнители.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста „Наша Родина-Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область.
Обеспечение.
2. Концепция проекта.
Проблема и актуальность проекта.
Предполагаемые результаты.
Гипотеза.
3. Содержание проекта и система мероприятий по его реализации.
4. Приложение.
Паспорт проекта.
Вид проекта : практико-ориентированный
информационный
творческий
ролевой
Возраст участников : дети 6 -7 лет (подготовительная к школе группа).
Цель проекта : формирование и систематизация представлений о родине,
её истории, национально-культурных традициях, городах и
столице, о символах России.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
2. Расширить представления о городах России.
3. Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, их национальными костюмами и традициями.
4. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
5. Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
6. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
7. Закрепить умение использовать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
8. Обогащать словарный запас детей.
Сроки и этапы реализации.
1 этап – подготовительный.
• сбор и анализ методической литературы
• обработка периодической печати
• написание перспективного плана.
• обращение к специалистам.
• распечатки из интернета по данной теме
• оформление альбомов «Символика России», «Природа нашей
страны», «Национальные костюмы».
2 этап – основной (см. приложение).
3 этап – итоговый
• предоставление разработки проекта
• итоговое занятие
• выставка продуктов детской деятельности
Продолжительность проекта : 1 год.
Исполнители: дети, воспитатели, родители, музыкальный работник,
физкультурный работник, методист.
Образовательная область: познавательное развитие
продуктивная деятельность
музыкальное и физическое развитие
социально-личностное развитие.
Обеспечение:
• подбор исторической литературы
• подбор произведений русского народного творчества
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии и т. д.)
• подготовка разного вида бросового материала
• подготовка материала для продуктивной деятельности
• дидактические и настольные игры
• выставки книг, рисунков, поделок
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Концепция проекта.
Проблема и актуальность проекта :
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решалась в ДОУ, но в последнее время возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как следствие этого – изменение формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и самобытностью нашей Родины. Решение данной проблемы я вижу в реализации проекта : «Наша Родина - Россия».
Предполагаемый результат:
1. Освоение доступных знаний о родной стране, её истории и традициях.
2. Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками.
3. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
4. Проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим.
5. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родной стране, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об её истории, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил нашу Родину, начнут проявлять интерес к событиям страны и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Содержание проекта и система мероприятий по его реализации.
Сентябрь – Россия – Родина моя.
1. Беседа «Россия – Родина моя».
2. Природные зоны нашей страны.
(работа по карте).
3. Чтение стихов о России.
(библиотечка в группе, картотека стихов).
4. Путешествие в прошлое «Жизнь и быт русских крестьян».
(посещение «русской избы» в детском саду).
5. Рисование «Флаг России».
6. Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».
(картотека подвижных игр).
7. Словесная игра «Подбери словечко».
(картотека игр).
8. Экскурсия в краеведческий музей.
9. Беседа «В каком городе нашей страны я был».
(рассказы детей из личного опыта, работа с картой России).
10. Обогащение предметно-развивающей среды.
(карта и символика России).
11. Участие в детском областном конкурсе рисунков «Наша Родина - Россия».
Октябрь – Природа России.
1. «Люблю берёзку русскую»
(интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию)
2. Занятие по природному миру «Беседа о лесе»
(Т. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» - стр. 72).
3. Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
(О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи» - стр. 216).
4. Словесная игра «Чего больше?».
(картотека игр).
5. Лепка «Грибная поляна».
6. Аппликация «Ковёр из осенних листьев».
7. Оформление выставки в группе «Дары осени».
(совместно с родителями).
8. Дидактические игры «Деревья и кустарники», «Найди хозяина».
9. Развлечение – викторина «Дары осени».
(совместно с организатором из Дома школьника).
10. Экскурсия в осенний лес.
11. Обогащение предметно-развивающей среды – фотовыставка «Природа России».
(совместно с родителями).
Ноябрь - Народный фольклор.
Россия в произведениях писателей и поэтов.
1. История возникновения народной сказки, народного фольклора.
(О. Л. Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры»).
2. Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
(О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» - стр. 164).
3. Чтение русских народных сказок и просмотр мультфильмов, поставленных по сказкам.
4. Русская народная игра «Колпачок».
(«Русский детский фольклор» - стр. 112).
5. Обыгрывание потешек, докучных сказок.
6. Чтение сказок А. С. Пушкина.
7. Рисование «Город новый, златоглавый»
(по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
8. Музыкально-литературное развлечение, посвящённое творчеству А. С. Пушкина.
9. Экскурсия в библиотеку.
(викторина по русским народным сказкам, знакомство с трудом библиотекаря).
10. Чтение сказок уральского сказочника П. Бажова.
11. Занятие по изодеятельности «Камень малахит».
12. Оформление выставки по творчеству П. Бажова.
Декабрь – Народно-прикладное искусство.
1. Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Чудо чудное, диво дивное – Золотая Хохлома»
(О. Л. Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры» - стр. 92).
2. Раскрашивание матрёшек
(коллективная работа).
3. Дидактическая игра «Образуй слово» (картотека игр).
4. Серия бесед о хохломской, дымковской и гжельской росписях, показ иллюстраций и готовых изделий.
5. Рисование «Волшебные листья и ягоды».
6. Рисование «Чашка для Мишутки»
(элементы гжельской росписи).
7. Лепка «Матрёшка».
8. «Театр матрёшек» (матрёшки, вылепленные детьми).
9. Настольная игра «Исправь ошибку художника».
10. Экскурсия в «Русскую избу».
11. Выставка детских работ по декоративным росписям.
Январь – Народные праздники и обычаи.
1. Беседа о праздниках (Новый год, рождество, крещение, масленица)
(О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - стр. 149).
2. Занятие на тему «Новогодний праздник».
3. Занятие по развитию речи – составление творческого рассказа «Приключения Деда Мороза в новогоднюю ночь».
4. Разучивание песенок и закличек про Коляду и Масленицу
(В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду», М. Н. Мельников «Русский детский фольклор»).
5. Занятие по приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица,
Прасковейка, встречаем тебя хорошенько».
6. Аппликация «Наш весёлый хоровод»
(симметричное вырезывание).
7. Рисование «Мой ангел-хранитель».
8. Русская народная подвижная игра «Кострома»
(картотека игр).
9. Проведение рождественских посиделок и праздника Масленицы
(совместно с музыкальным руководителем).
10. Беседа о том, как народные традиции и обычаи соблюдаются дома
(рассказы детей из личного опыта).
Февраль – Защитники Отечества.
1. Чтение былин о русских богатырях:
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
«Никита Кожемяка» и другие.
2. Беседа «Мой папа – лучше всех».
(рассказы детей из личного опыта).
3. Оформление фотовыставки «Защитники Отечества»
(фотографии пап и дедушек).
4. Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря».
5. Знакомство с профессией военного.
(Н. Г. Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» -стр. 107).
6. Дидактические игры: «Волшебный сундучок»
«Лексикон»
7. Ручной труд «В подарок папе».
8. Рисование «Мой папа».
9. Утренник, посвящённый 23 февраля.
(совместно с музыкальным руководителем).
10. Аппликация «Корабли на рейде».
11. Просмотр мультфильмов о силе и геройстве русского народа.
Март – Национальные костюмы.
1. Беседа о толерантности детей группы.
(в группе 4 национальности – русские, казахи, башкиры, татары).
2. Занятие на тему «Знакомство с разными национальностями».
3. Оформление стенда «Национальные костюмы».
4. Занятие по ознакомлению с трудом взрослых «Швейная фабрика»
(«Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» - стр. 116)
5. Сюжетно – ролевая игра «Ателье».
6. Рисование «Национальный орнамент».
7. Аппликация «Русский сарафан».
8. Оформление макета планеты «Хоровод на земном шаре»
(предметно-развивающая среда).
9. Татарская народная подвижная игра «Лисичка и курочки».
10. Экскурсия в краеведческий музей.
(рассказ о женском и мужском костюмах Кизильского казачества).
11. Просмотр мультфильмов, поставленных по русским народным сказкам.
Апрель – Наши космонавты.
1. Беседа о космонавтах, рассматривание фотографий и открыток.
2. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».
3. Чтение художественных произведений о космонавтах.
4. Занятие по математике «Подготовка космонавтов».
5. Дидактическая игра «Что кому нужно».
6. Конструирование из больших модулей
«Космический корабль».
7. Сюжетно – ролевая игра «Мы – космонавты».
8. Аппликация «Полёт на луну»
(журнал для детского творчества «Солнечный зайчик» - №21, 2009г.).
9. Оформление выставки «Профессия космонавт».
10. Рисование «Звёздное небо».
(журнал для детского творчества «Солнечный зайчик» - № 14, 2009г.).
Май – Презентация проекта.
1. Предоставление разработки проекта.
2. Открытое занятие «Права и обязанности детей».
3. Оценка этапов реализации проекта.
4. Оценка предметно – развивающей среды.
5. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).
6. Выставка продуктов детской деятельности.
Список используемой литературы:
1. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада».
4. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
5. О. Л. Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры».
6. М. Н. Мельников «Русский детский фольклор».
8. Н. Г. Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».
9. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством».