Плигина Елена
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Ордена наших дедов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Ордена наших дедов"
Пояснительная записка
Программное содержание:
проект проводится с детьми подготовительной группы для создания единого образовательного пространства по теме проекта в семье и ДОУ; направлен на создание условий для формирования представлений детей об истории России в годы Великой Отечественной войны через знакомство с орденами и медалями, которыми награждали тех, кто воевал на полях сражений.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Ордена наших дедов“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Предварительная работа (в рамках тематической недели): 1) беседы с медиапрезентациями («Наши защитники – кто они?», «Как отмечают День Победы в разных городах России», «Что такое героизм», «Что я знаю о войне?» «Подвиг на войне»; «Как пограничники охраняют Родину», «Особенности военной службы в мирное время»); 2) выставка книг о войне 3) создание проблемных ситуаций «Что было бы, если бы. ?» 4) рассматривание открыток «Города герои» и картин на военную тематику; 5) чтение: С. Алексеев «Они защищали Москву», С. Михалков «День Победы», В. В. Маяковский «Кем быть?», Б. Никольских «О самом главном», Л. Кассиль «Твои защитники»; А. Митяев «Почему Армия родная», «Парад на Красной площади»; - рассказов из книги Шорыгиной «Детям о великой победе»; 6) дидактические игры: «Путешествие богатырей», «Военные профессии», «Военная техника» «Вещи военного времени», «Назови рода войск», «Кому что нужно?», «Что для чего» 7)сюжетно-ролевые игры: «Санбат»; «Пограничники», «Моряки», «Военные». 8) создание макета «Поле битвы»; 9) конкурс чтецов; 10) праздник, посвященный Дню Победы 11) экскурсия к обелиску в парке 12) продуктивная деятельность и конструирование (Рисование «Спасская башня Кремля"; лепка способом пластилинографии «Подарок ветеранам»; аппликация и конструирование «Голуби мира»; выставка детских рисунков «День Победы») 13)музыкальная деятельность: пение: «Песня о мире»; слушание песен военных лет в аудиозаписи; прослушивание музыкальных произведений: марши:Д. Кабалевский «Марш», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г. Свиридов «Военный марш», В. Агапкин «Прощание славянки». 14) эстафеты: «Полоса препятствий», «Спаси бойца», «Переправа», «Кто быстрее доставит снаряды», «Кто быстрее перебинтует раненого»; спортивные упражнения: «Шагаем на параде», «Салют».
Последующая работа: изготовление материалов для уголка патриотического воспитания (картотеки: книг, подвижных игр, дидактических игр, стихотворений и музыкальных произведений на военную тематику)
Список методических пособий и интернет-ресурсов: Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7 Веракса Н. Е. ,.Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., Мозаика-Синтез, 2008г. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» (методические рекомендации) – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с Еремеева В. Д. «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному» (нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам) – Учебная литература, 2008. – 160 с. Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» (методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ» – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с Нечаева В. Г., Макарова Т. А. «Нравственное воспитание в детском саду» (для педагогов дошкольных учреждений) – М. : Просвещение, 1984. – 272 с. Шорыгина Т. А. «Наша Родина- Россия». Метод. пособие. М. ,2011.
Иванова, Н. Г. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» Пособие для воспитателей ДОУ – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
Стихи для детей о ВОВ http://tanyakiseleva.ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
Детские песни о войне http://allforchildren.ru/songs/vov.php
Актуальность темы.
Подвиг народа в годы Великой Отечественной Войны дети лучше узнают и прочувствуют через историю своей семьи.
Проблема: современные дети не знают, что такое война и почему на груди у ветеранов так много орденов и медалей, часто путают понятия цены и ценности награды.
Идея: в преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны и разъяснить, что такое «орден», «медаль», за что их вручали тем, кто воевал, какова настоящая цена подвигов.
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, познакомить детей с боевыми наградами: орденами и медалями.
Задачи: 1. Расширение представлений о защитниках Родины, их боевых наградах. 2. Рассмотреть боевые награды, сформировать понятия о чести, воинском долге, воспитывать уважение к военнослужащим. 3. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Объект: условия для обогащения детей знаниями ВОВ
Предмет: боевые награды: ордена и медалями
Методы и приемы: 1) изучение информации, обобщение, подбор материалов и оборудования для мероприятий, анкетирование родителей, опрос детей с целью выяснения знаний о семейных традициях; 2)проблемные ситуации, вопросы познавательного характера, исследовательская деятельность, просмотр мультимедийных презентаций, поисковая деятельность детей совместно с родителями, беседы, чтение познавательной литературы, продуктивная деятельность.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, фотоальбом «Великая Отечественная война», выставка книг и картин о ВОВ, лэпбук «Ордена и медали».
Аннотация проекта.
При очередном прочтении рассказа о войне и рассматривании иллюстраций к нему, Максим обратил внимание на то, что многие солдаты даже в бою изображены с наградами на груди. Денис поддержал друга, сказав, что он видел на параде Победы, сколько орденов у ветеранов. Кирилл сказал, что это медали. У ребят появились вопросы: за что награждали во время войны и чем отличаются ордена и медали, есть ли у детей в семье те, кто воевал и был награжден? Решено было провести проект и постараться ответить на возникшие вопросы.
Ход деятельности:
1 этап: постановка проблемы, определение темы проекта
(1-й день)
Цель: создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с задачами проекта, порядком взаимодействия с ребенком в ходе реализации проекта.
Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1. Беседа с детьми «Награды моего прадеда»
2. Обсуждение с детьми возникших вопросов:
- Что такое медаль?
- Чем отличается медаль от ордена?
- Что нужно сделать, чтобы получить награду?
- У кого есть родственники, удостоенные наград?
В ходе бесед с детьми через использование «модели трёх вопросов» было установлено:
Что мы уже знаем? Что хотим узнать? Как можем найти ответ?
- У многих людей есть награды.
- Мы видим ветеранов войны с орденами и медалями.
- По телевизору показывают, как президент награждает людей медалями.
- Проходило много бесед о Великой Отечественной войне, героизме русского народа.
- За что, за какие поступки давали награды?
- Кто награждает орденами и медалями?
- Как называются награды?
- Из чего делают медали?
- Легко ли получить медаль?
- Чем орден отличается от медали?
- Какими орденами и медалями награждали героев Великой Отечественной войны. - спросить у родителей;
- посмотреть в энциклопедии;
- в книгах;
- в журналах;
- в интернете;
- посмотреть телепередачи;
- спросить у друзей, знакомых;
- посетить с родителями в музеи.
Вовлечение родителей через обращение детей с просьбой: поиск нужной информации по теме проекта
уточняют детали проекта;
высказывают свои предложения.
2 этап: планирование деятельности по реализации проекта
(2 день)
Цель: определение средств реализации проекта, источников информации и форм презентации на заключительном этапе
Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
организует процесс сбора материалов по теме проекта (подгруппы детей собирают: картинки и иллюстрации лдя лэпбука, книги, видеоматериалы);
планирует мероприятия по теме проекта: чтение художественной литературы; изготовление лэпбука «Награды ВОВ»; изготовление альбома «Герой моей семьи»; подборка видеоматериалов;
стимулирует совместную детско-родительскую деятельность по теме проекта.
Беседы с детьми и родителями о том, где найти информацию по данной теме.
Размещение информации для родителей о начале реализации проекта. Дети предлагают варианты поиска информации по проблеме:
- спросить у родителей;
- в энциклопедии;
- в книгах;
- в журналах;
- в интернете;
- посмотреть телепередачи, фильмы;
- спросить у друзей, знакомых;
- посетить музеи, побывать на памятных местах города и области.
В группе оформляется
«Звёздочка – подсказка», которая поможет определиться детям с их личным вкладом в общее дело (дети планировали свой вклад и помещали свой значок к нужному лучу: поиск информации в литературе самостоятельно; поиск в Интернете; обращение к родителям или другим взрослым)
Дети распределяются на подгруппы и договариваются о том, чем каждая из них будет заниматься помимо оформления странички альбома и семейной видеопрезентации:
1 подгруппа: картинки и иллюстрации об орденах; 2 подгруппа; картинки и иллюстрации о медалях; 3 подгруппа: книги для выставки;
4 подгруппа: видеоматериалы о наградах.
Знакомятся со «Звёздочкой подсказок», обсуждают их участие в проекте, используя Лист партнёров (предложение своей помощи для участия в проектной деятельности)
Ожидаемый результат:
Дети:
Знают о том, кто воевал в семье и какие награды имеет.
Родители:
Определили способ своего участия в проекте.
3 этап: осуществление собственно проектной деятельности
(3-9 день)
Цель: объединение усилий детей, родителей и воспитателей для реализации проекта
Действия педагога Действия детей Действия родителей
Организует деятельность детей:
- изготовление лэпбука «Ордена и медали» (когда, за что давали, чем отличаются)
- рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций «Ордена и медали ВОВ»
- рисование: раскрашивание силуэтов орденов и медалей
-оформление альбома «Герой моей семьи», воспитатель тоже оформляет свою страничку и рассказывает о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ;
- выставка рисунков «Ордена и медали военного времени»
- беседа «Как вы думаете, думали ли те, кто сражался, о наградах?»
- дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются ордена»
- проводит индивидуальные консультации с родителями по организации совместной деятельности с детьми в ходе реализации проекта;
1. привлекает родителей к участию в создании наглядно – дидактического материала по теме Великой Отечественной войны - получают необходимую информацию об орденах и медалях и о родственниках, получивших их
- дети рассказывают родителям, младшим товарищам, что узнали о ВОВ, наградах - оформляют странички лэпбука материалами
помогают в сборе информации о родственниках, участвовавших в ВОВ (представляют детям записанные рассказы, фотографии, документы, ордена и медали, взятые на время).
Готовят презентации «Ордена моего прадеда» - готовят страничку для альбома «Герои моей семьи»
Ожидаемый результат:
Дети:
В активной самостоятельной и совместной (с воспитателем и родителями) деятельности закрепляют знания по теме проекта.
Родители:
Взаимодействуют с ребенком в ходе изготовления страничек для альбома и подготовки презентации «Ордена моего прадеда» .
4 этап – презентация результатов проектной деятельности
(10 день)
Цель: презентация продуктов проекта.
Действия педагога Действия детей Действия родителей
Организует презентацию. Форма представления продукта и результатов проекта:
-Презентуют свои странички альбома «Герой моей семьи» с рассказом о нем;
-показывают презентацию «Ордена моего прадеда», которую им помогли приготовить родители. Готовые презентации и странички для альбома для детей
Ожидаемые результаты:
Дети:
Владеют первичными навыками проектной деятельности.
Владеют знаниями о ВОВ, ее участниках и о наградах прадедов как семейных реликвиях.
Родители:
Проявляют удовлетворенность взаимным сотрудничеством и готовность к сотрудничеству в дальнейшем.
Паспорт проекта:
Тип проекта социально - познавательный
По продолжительности краткосрочный (2 недели)
По количеству участников групповой
По возрасту детей подготовительная к школе группа
По характеру контактов семейный
Предполагаемый результат:
Проявляет интерес к информации, которую получает во время общения (интересуются рассказами друг друга, сравнивают свои знания о наградах со знаниями друзей, интересуются, о каком ордене будет рассказывать друг); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач (за что люди во время ВОВ получали награды? чем отличается орден от медали, орден один или за разные подвиги и награды разные); умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при рассказывании о семейных традициях, связанных с заботой и помощью старшему поколению, о сохранении памяти о тех членах семьи, которые воевали в годы ВОВ или трудились в тылу на полях, фермах и заводах и получили за это заслуженную награду.