валентина спицына
Проект по нравственно — патриотическому воспитанию «Этот славный День Победы»
Проект «Этот славный День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ ИРМО "Мамоновский детский сад комбинированного вида" Спицына В. В.
Актуальность проекта.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.
Социальная значимость такого качества как «гражданское самосознание» в обществе возрастает, а в полной мере эффективные и систематизированные средства, способствующие повышению результативности воспитательного процесса по этому вопросу, часто отсутствуют.
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманизация российского образования, потому что Великая Отечественная война – это духовный подвиг нашего народа, без которого не было бы сегодняшней России.
Для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения очень важно, чтобы окружающие взрослые, участвующие в создании социальной ситуации развития, учили детей любить родные места, окружающих людей, природу. Эта линия взаимодействия с детьми должна присутствовать во всех моментах взаимодействия педагогов с детьми, так как в самом начале жизненного пути, когда закладывается фундамент личности ребёнка, это должно стать предпосылкой формирования важных человеческих качеств высоконравственной гармоничной личности.
В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных образовательных технологий.
Вид проекта : творческо-информационный, интегрированный, коллективный, краткосрочный.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители.
Срок реализации проекта : с 18 апреля по 6 мая 2022 года.
Цель проекта : создание условий для развития у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта :
Обучающие:
- расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне.
- познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания;
- получить первичные представления об истории и культуре Отечества в годы ВОВ
-обогащать и развивать словарный запас детей.
Воспитательные :
- воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.
- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам семьи, народа, страны;
- воспитывать нравственные качества : дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Развивающие:
- развивать связную речь, образное мышление, поддерживать инициативу детей.
- развивать любознательность, расширять кругозор дошкольников;
- развивать самостоятельность в выборе игровой музыкальной среды.
Ожидаемые результаты:
Расширится представление детей дошкольного возраста о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Проявятся чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта :
Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
1 Этап - Подготовка к реализации (первая неделя)
- Изучение литературы (журналы, книги, Интернет);
- Подбор подвижных и дидактических игр;
- Подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
- Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения и заучивания;
- Подбор музыкального материала для слушания и разучивания (видео, военные песни и танцы)
- Разработка сценария для итогового мероприятия.
2 Этап - Реализация проекта (вторая- третья неделя)
-беседы о ВОВ с просмотром презентаций и видео: «Как начиналась война?», «Дети-герои ВОВ», «Блокада Ленинграда», «Битва на Курской дуге», «Парад Победы», «Как песня помогала побеждать».
- рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети – герои войны»;
- чтение художественной литературы о ВОВ:
А. Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твёрдом слове»; К. Паустовский «Похождения жука – носорога»; К. Паустовский «Волшебное колечко»; Ю. Яковлев «Как Серёжа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка – невидимка», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат».
- слушание и разучивание песен военных лет и песен о войне: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия); В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»;
Ц. Солодарь, Д. Покрасс «Казаки в Берлине»; М. Исаковский, М. Блантер «Катюша», А. Островский, Л. Ошанин «Пусть всегда будет солнце»
- разучивание танцевальных движений «Идет солдат по городу» и «Танец моряков»
- дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому что нужно?», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Кто шагает на параде?»;
- коммуникативные игры: «Поводырь», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
- подвижные игры: «Шагаем на параде», «Полоса препятствий»;
-сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Госпиталь», «Парад».
- изготовление атрибутов, деталей костюмов (пилотки, платочки и т. д.);
- изготовление Голубка Мира, открыток;
- совместное изготовление макетов военной техники детьми и родителями
3 Этап - Презентация результатов (третья неделя)
- Выставка детского творчества «Я помню – я горжусь»;
- Поздравительные открытки, Голубки Мира;
- Защита макетов военной техники;
- Итоговое мероприятие – праздник «День Победы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта «День Победы» у дошкольников формируются знания об историческом прошлом Родины, устанавливается историческая преемственность поколений, появляется возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей дошкольного возраста к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая в последствии станет основой личности взрослого человека – гражданина своей страны. Проект позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны.