Приложение МААМ

Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Григорьева
Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Говорунок»

Вид проекта : речевой – познавательный;

Цель проекта : овладения звуковой культурой речи у детей старшего дошкольного возраста посредством занятий, дидактических игр, артикуляционных упражнений, консультаций для родителей и педагогов.

Задачи проекта :

1. закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих и сонорных звуков;

Публикация «Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

2. развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук;

3. развивать артикуляционный аппарат;

4. совершенствовать интонационную выразительность речи у детей дошкольного возраста.

Способы оценки:

1. наблюдения за детьми на занятиях, в совместной деятельности;

2. анализ игровой деятельности;

3. диагностирование уровня сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта один год.

Этапы реализации проекта :

На подготовительном этапе проектной деятельности, мы подобрали и систематизировали занятия, дидактические игры, артикуляционные упражнения на формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность. Проводили для родителей консультации в течении года на темы:

1. «Роль семьи в развитии речи детей. Особенности произношения»;

2. «Роль развития речевого аппарата в формировании речи ребенка»;

3. «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»;

4. «Причины речевых недостатков». Приложение

Деятельностный этап проекта включает в себя :

1. проведение занятий по воспитанию звуковой культуры речи;

2. совместная деятельность с использованием дидактических игр по упражнению детей в дифференциации звуков, развитию фонематического слуха;

3. индивидуальную работу с детьми развитию артикуляционного аппарата, с использованием артикуляционных упражнений для развития круговых мышц губ, подвижности губ, подвижности мышц спинки языка, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

На заключительном этапе провели родительское собрание на тему: «Итоги реализации проекта», обобщенный опыт работы по проекту, предоставление его на Педагогическом совете, выступление на семинаре воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

Критерии отслеживания результатов:

1. дети старшего дошкольного возраста правильно произносят гласные и согласные звуки;

2. умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

3. умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

4. умеют определять на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса, темп речи.

Комплекс мероприятий направленный на реализацию проекта «Говорунок» по овладению детьми звуковой культурой речи.

МАРТ

деятельность Название мероприятий

занятия "Путешествие в страну гласных звуков и букв" - закреплять знания о гласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку, уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.

Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.

д/игры 1. «Цепочка слов» - упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах

2. «Найди место звука в слове» - упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце)

3. «Подбери слово к схеме» - упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове.

4. «Кто в домике живет»? – упражнять в подборе слов с определенным звуком.

артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка» - развивать круговые мышцы губ.

2. «Хоботок» - развивать подвижность губ

3. «Утиный клювик» - развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую

4. «Лошадка» - учить растягивать подъязычную связку языка.

5. «Трубочка» - развивать круговые мышцы губ.

6. «Шторки» - развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

работа с родителями и воспитателями

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей. Особенности произношения»- повысить уровень знаний родителей по речевому развитию.

АПРЕЛЬ

занятия

"Автоматизация поставленного звука [р] в словах"- развитие речевой моторики; введение в речь поставленного звука; расширение и обогащение словарного запаса.

д/игры

1. «Кто быстрее соберет вещи»? – упражнять детей в дифференциации звуков с – ш.

2. «Магазин» - упражнять детей в дифференциации звуков р-л, с-ш.

3. «Собери букет» - упражнять детей в различении заданного звука в словах.

4. «Найди пару» - упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Артикуляционная гимнастика

1. «Лопаточка» - развивать умение расслаблять мышцы языка. «Иголочка» - развивать умение напрягать боковые мышцы языка.

2. «Сердитая кошечка» - развивать подвижность мышц спинки языка.

3. «Лошадка»- учить растягивать подъязычную связку языка.

4. «Грибок»- учить растягивать подъязычную связку языка

5. «Маляр»- разработать подвижность языка в верхнем положении.

Работа с родителями и воспитателями

Консультация для воспитателей «Методика работы по воспитанию ЗКР» - повысить уровень знаний воспитателей по речевому развитию.

МАЙ

занятия

"Гласные звуки А, У, О, Ы, И, Э" - формировать у детей умение различать гласные звуки; формировать навыки словоизменения;

учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука; развивать у детей навыки звукового анализа; развивать дыхание и голос; развивать фонематический слух и восприятие;

закреплять понятие «гласный звук»;

д/игры

1. «Построим пирамиду» - упражнять детей в определении количества звуков в словах.

2. «Пирамида»- упражнять детей в определении количества слогов в словах.

3. «Цветочный магазин»- упражнять детей в делении слов на слоги.

4. «Включи телевизор» - упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах.

Артикуляционная гимнастика

1. «Желобок» - вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику.

2. «Парус»- развивать растяжку подъязычной связки, умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

3. «Чашечка»- упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

4. «Дятел»- разрабатывать подвижность кончика языка

5. «Утюжок» - разрабатывать подвижность кончика языка.

6. «Прогони комарика» - учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.

работа с родителями и воспитателями

Консультация для родителей «Роль развития речевого аппарата в формировании речи ребенка» - повысить знания у родителей по формированию речевого аппарата.

ИЮНЬ

развлечение "Путешествие в страну красивой речи"- формировать навыки фонематического восприятия, совершенствовать артикуляционную моторику. развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма, совершенствовать певческие навыки. Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Развивать эмоционально-волевую сферу.

ИЮЛЬ

развлечение

"Поле чудес" - закрепление букв “Р” (эр) и “Л” (эль, продолжать учить детей делать анализ предложения и составлять его из букв.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуков “р-рь” и “л-ль”. Развивать фонематический слух. Учить находить слова с этими звуками в предложении. Продолжать работать над дикцией: произносить слова внятно, отчетливо.

Развивать логическое мышление, коммуникативно – речевые умения.

АВГУСТ

развлечение "Звук, слог, слово, предложение" КВН - активизировать словарный запас детей в рамках лексической темы «Игра».

Упражнять детей :

а) в образовании родственных слов;

б) в составлении предложений по заданной схеме, в умении выделять предлоги в предложении.

Продолжать работать над интонационной выразительностью предложения.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.

Упражнять детей в составлении и чтении слов.

Закрепить правило правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.

СЕНТЯБРЬ

занятия

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе – продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение. Учить составлять предложения по заданной схеме, определять порядок слов в предложении. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении.

Закреплять знания детей о словах предметах, умение отнести его к вопросу КТО? или ЧТО?

Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве по словесному указанию, инструкции данной воспитателем. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания к ближнему.

д/игры

1. «Как их зовут» - закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, и составлять из них имена.

2. «Поезд»- учить детей определять наличие указанного звука в словах.

3. «Магазин» - упражнять в определении первого звука в словах – набирать одежду по определенному звуку в начале слоа.

4. «Цепочки» - упражнять детей в выделении одинаковых звуков в начале и конце слов.

артикуляционная гимнастика

1. «Заборчик» - развивать умение удерживать зубы сжатыми, совершенствовать круговые мышцы губ.

2. «Улыбочка» - развивать круговые мышцы губ

3. «Хоботок»- развивать подвижность губ.

4. «Покусывание кончика языка» - активизировать мышцы кончика языка.

5. «Качели»- упражнять в быстрой смене движений кончика языка.

6. «Катание шарика»- укреплять боковые мышцы языка.

работа с родителями и

воспитателями Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» - формирование у воспитателей знания по развитию речи.

ОКТЯБРЬ

занятия

«Поможем Незнайке» - Продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других

д/игры

1. «На каком месте этот звук»- научить определять место звука в словах – в начале, середине или конце слова.

2. «Составь пары из картинок»- упражнять детей в дифференциации твердых и мягких согласных в словах

3. «Разложи правильно»- упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков в словах.

4. «Составь букет из цветов и наполни корзину плодами»- упражнять детей в дифференциации твердых и мягких согласных р-рь, л-ль,с-сь в словах.

Артикуляционная гимнастика

1. «Лопаточка» - развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать в таком положении длительное время.

2. «Иголочка» - развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать.

3. «Сердитая кошечка» - развивать подвижность мышц спинки языка.

4. «Часики»- развивать боковые мышцы языка и координацию движений.

5. «Утиный клювик»- развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.

6. «Лошадка»- учить растягивать подъязычную связку языка.

работа с родителями и воспитателями

Консультация для родителей «Причины речевых недостатков» - познакомить родителей с причинами речевого недостатка.

НОЯБРЬ

занятия

Игра «БРОСАЙКА» по бучению грамоте - зареплять навыки чтения. Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, деление слов на слоги, постановке ударения, в составлении предложений по схеме, решение кроссвордов. азвивать мышление и речь детей. Вспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

д/игры

1. «Составь пирамиду»- упражнять детей в делении слов на односложные, двухсложные слова.

2. «Слоги и ударения»- упражнять детей в делении на слоги слова, выделять ударный слог в слове.

3. «Куда спрятались звуки» - упражнять в дифференциации парных звонких и глухих звуков.

4. «Чья команда быстрее добежит до финиша»? – упражнять в делении слов на слоги.

артикуляционная гимнастика

1. «Желобок»- вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику.

2. «Парус»- развивать растяжку подъязычной связки, умение расслаблять мышцы языка.

3. «Чашечка» - упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

4. «Маляр»- разрабатывать подвижность кончика языка в верхнем положении.

5. «Дятел» - разрабатывать подвижность кончика языка.

6. «Прогони комарика» - учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.

работа с родителями и воспитателями

Выступление на семинаре по развитию речи «Формирование интонационной выразительности речи» - повысить уровень знаний педагогов на семинаре.

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2012 в 20:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Григорьева (УИ 49804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД