МААМ-картинки

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Живое слово»

Попел Ольга Алексеевна
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Живое слово»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проекта.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Развитие и формирование нравственных качеств осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, которое возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Публикация «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников „Живое слово“» размещена в разделах

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Яркий и глубокий след в душе ребенка оставляют подлинно художественные произведения. Он становится внутренне активным, сопереживает, вместе с героями совершает хорошие поступки, трудится, путешествует и т. д. Это создает определенные предпосылки для воспитания важных нравственных качеств.

Книга – это школа патриотического воспитания.

С ранних лет «Великая держава», как называл А. М. Горький детскую литературу, вводит ребенка в огромный мир взрослых, рассказывает о их труде, подвигах, творчестве. Многие выдающиеся писатели стремились через детскую литературу приобщить ребят к социальной жизни, развивать у них интерес к общественным явлениям. Она помогает вырастить ребят добрыми, скромными, трудолюбивыми, воспитывать у них любовь к Родине, к русскому народу. Книга - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Книга - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а сказки написаны в книгах. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности. Книга помогает ребенку познавать мир, развивает любознательность.

Основная наша задача - показать дошкольникам возможности детской художественной литературы, в процессе общения с книгой расширить кругозор и уточнения представления дошкольников о родной стране, воспитать у них начало патриотических чувств и формирование активной жизненной позиции. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка. Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины. Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Вид проекта. Познавательно-исследовательский, художественно-творческий.

Участники проекта. Воспитанники МАДОУ №5, родители, воспитатели, специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальные руководители, сотрудники детской библиотеки п. Буланаш.

Продолжительность проекта. 2019 – 2020 учебный год.

Цель проекта.

Целью проекта является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине через приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы.

Задачи проекта.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей:

• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно - исследовательскую деятельность;

• воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

• воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

Формировать у детей:

• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• представление о России как о родной стране;

• умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

• открывать ребенку доступ к культуре своего и других народов, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций, детским фольклором, играми, традициями проведения праздников, чтения художественной литературы;

• вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в разработке проектов, подготовке и проведении инсценировок, исследований;

• учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме (в семье, на улице, в детском саду и т. д.) и соотносить с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности;

• способствовать поддержанию традиции семейного чтения;

• продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

Принципы реализации проекта:

• Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

• Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

• "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

• Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

• Сочетание научности и доступности материала.

• Наглядность.

• Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

• Профессиональная компетентность педагога;

• Принцип от близкого к далекому;

• Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

• Принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Ресурсное обеспечение проекта.

Для реализации проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение:

1. Кадровые ресурсы: воспитатели; специалисты сопровождения – учитель-логопед, педагог-психолог, родители, социальные партнёры – сотрудники детской поселковой библиотеки (заинтересованность в сотрудничестве).

2. Научно – методические ресурсы: методическая литература, публикации, конспекты занятий, мини - проекты, программы и методические разработки педагогов и специалистов по проблеме.

3. Материально-технические ресурсы: кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога, развивающая среда в возрастных группах детского сада, музыкальный и спортивный залы детского сада, читальный зал библиотеки.

4. Информационные ресурсы: сеть интернет, использование печатной продукции (газета, памятки, информационные стенды, сайт образовательного учреждения, сайт в социальной сети работников образования, электронная почта, методическая копилка учителя-логопеда и педагога-психолога, специальные периодические издания.

Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию:

- Беседы и занятия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию;

- Чтение художественной литературы;

- Мини – проекты;

- Патриотические праздники: «День народного единства», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День космонавтики», «Праздник весны и труда», «День Победы», «День защиты детей», «День России», «День поселка»;

- Экскурсии;

- Русские народные игры;

- Инсценирование, драматизация;

- Занятия по изодеятельности по теме проекта;

- Проведение ролевых игр, викторин, дидактических игр;

- Организованное наблюдение окружающей действительности (наблюдение за тем, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает);

- Труд в природе (ведь охранять природу - значит охранять Родину, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы);

- Выставки рисунков и творческих работ.

Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их патриотической компетентности;

- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и информация патриотической направленности для родительского уголка;

- Календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам патриотического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, патриотических альбомов, папок- передвижек.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный:

- изучение методической литературы, подготовка методического материала, наличие детской художественной литературы, пособий и наглядного материала;

- создание предметно – развивающего пространства;

- планирование системы работы;

- заключение договора и плана взаимодействия с библиотекой.

Основной:

- реализация основных мероприятий, намеченных для достижения поставленной цели;

- выступление на педсовете с проектом (утверждение);

- оформление стендов по теме проекта;

Заключительный:

- проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов, распространение опыта и дальнейшего его развития;

- подготовка материалов для размещения на сайте ДОУ.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

Выбор программ и технологий по проекту «Живое слово»

Подписка на литературно – художественные детские журналы.

Пополнение библиотеки, фонотеки и предметно – развивающей среды групп: портреты детских писателей; подборка детских книг;

Составление перспективного плана;

Разработка конспектов занятий и мероприятий, посвященных проблемам детского чтения и патриотического воспитания;

Создание картотеки статей и книг по вопросам детской литературы и детского чтения;

Составление договора и плана сотрудничества с поселковой детской библиотекой;

Создание картотеки дидактических игр по развитию образной речи;

Накопление и систематизация творческих работ детей;

Разработка диагностических материалов.

Основной:

выступление на педсовете с проектом (утверждение);

реализация основных мероприятий, намеченных для достижения поставленной цели:

- Беседы и занятия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию;

- Чтение художественной литературы по теме проекта: стихов, сказок, рассказов, сказов Бажова;

- Музыкально-поэтический конкурс, посвященный Дню Матери «Нет слова на свете дороже, чем мама»;

- Музыкально-поэтический конкурс, посвященный 75-ой годовщине Победы в Великой отечественной войне;

- Конкурс чтецов «Свет Вифлеемской звезды»;

- Мини – проекты: «Книжкина неделя», «Я живу на Урале», «Расскажем детям о войне».

- Патриотические праздники: «День народного единства», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День космонавтики», «Праздник весны и труда», «День Победы», «День защиты детей», «День России», «День поселка»;

- Экскурсии в музей истории п. Буланаш, в геологический музей, в поселковую детскую библиотеку, к памятникам поселка;

- Русские народные игры;

- Занятия по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по теме проекта;

- Проведение ролевых игр, викторин по русским народным сказкам, произведениям П. Бажова, дидактических игр;

- Организованное наблюдение окружающей действительности (экскурсии по детскому саду и его территории «Дом, в котором меня ждут», знакомство с сотрудниками «Кто работает в детском саду»)

- Труд в природе (участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы);

- Выставка рисунков «Милая мамочка моя»;

- Участие в муниципальном фестивале детского творчества «Маленькая страна».

- Проведение тематических недель, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне;

- Создание мини-музеев: «Дары хозяйки Медной горы», «Не забыть нам их подвиг великий»;

-Сказкотерапия «Эти добрые, добрые сказки».

- Оформление стендов по теме проекта;

Заключительный этап.

- Проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов, распространение опыта и дальнейшего его развития;

- Презентация проекта;

- Проведение открытых занятий по теме проекта;

- Подготовка материалов для размещения на сайте ДОУ.

Работа с родителями.

Консультации для родителей:

• «Практические рекомендации для родителей по воспитанию грамотного читателя»;

• «Детское словотворчество»;

• Примерные списки литературы для домашнего чтения.

Родительские собрания:

- «Роль книги в жизни ребенка»,

- «Воображение и творчество».

Участие родителей в конкурсах, выставках продуктивной деятельности в рамках тематики проекта

- Тематические выставки, посвященные творчеству писателей и художников иллюстраторов детских книг;

- Выставка поделок, макетов, угощений на ярмарке;

- Оформление в групповых родительских уголках «Библиотечки домашнего чтения» с детскими произведениями о войне;

- Создание мини-музеев: «Дары хозяйки Медной горы», «Не забыть нам их подвиг великий»;

- Семейное чтение произведений уральских поэтов, стихов и сказок.

Участие в смотре – конкурсе книжных уголков, в акциях, в мини-проектах:

- «Подари детскому саду книгу»,

- «Книжкина больница»

- Создание уголка «Я живу в России»

- Мини – проекты: «Книжкина неделя», «Я живу на Урале», «Расскажем детям о войне».

Мероприятия на базе детской библиотеки:

- досуговое занятие «Наш П. П. Бажов»;

- литературный вечер «Мы память бережно храним»

Целевые экскурсии:

- Знакомство с детской библиотекой, музеями ЦО и ПО, памятниками и достопримечательностями п. Буланаш.

Ожидаемые результаты:

1. Получение целостной картины состояния патриотического воспитания детей.

2. Сформированность у детей патриотизма как личностного качества.

3. Изменение социальной и гражданской позиции детей, самовыражение через социально-полезную, творческую деятельность.

4. Проявление у детей интереса к книгам и уважения к мастерам художественного слова, в том числе писателей и поэтов Урала.

5. Создание исторических экспозиций на основе местного материала в процессе организованной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения: мини-музеев «Дары хозяйки Медной горы», «Не забыть нам их подвиг великий».

6. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проблема, рассмотренная в проекте, актуальна, особенно на сегодняшнем этапе детского развития, поэтому предполагается дальнейшая работа реализации проекта, совершенствование новых форм и методов в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Задача воспитателя - помочь дошкольникам поддержать их интерес к художественным произведениям, сформировать у детей образ национального героя, ответственного гражданина, приблизить к детям явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом.

Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

Мы уверены, что проводимая нами работа поможет нашим воспитанникам испытывать любовь и привязанность к Родине, краю, городу, родному дому, семье; испытывать гордость и уважение за свою нацию, язык, русскую культуру, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, учит любоваться природой и бережно относиться к ней.

Публикации по теме:

Фотоотчет о фестивале-конкурсе чтецов «Живое слово»Фотоотчет о фестивале-конкурсе чтецов «Живое слово» Сегодня учащиеся Кромской начальной школы в рамках фестиваля "Живое слово", побывали в гостях в Гостомльской школе имени Н. С. Лескова с.

Фотоотчет. Областной конкурс чтецов «Живое слово».Фотоотчет. Областной конкурс чтецов «Живое слово». 16 мая в областном духовно- патриотическом Центре Арское при Богоявленском храме с. Арское, г. Ульяновска, проходил областной конкурс чтецов.

Фотоотчет по патриотическому воспитанию дошкольников «Наш семейный альбом»Фотоотчет по патриотическому воспитанию дошкольников «Наш семейный альбом» Нравственно- патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи. Именно в семье формируется первое отношение к миру природы, к миру животных,.

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок»Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок» Проект " МОЙ КРАЙ - МОЙ ПОСЕЛОК" ТЕМА ПРОЕКТА: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем».

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Живое слово»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 14:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. Праздник ожидания весны. Беседа «Ранняя весна»

Во многих регионах России календарное начало весны не совпадает с фактическим. Однако световой день все равно прибывает и чувствуется приближение весны. Учим дошкольников узнавать ее приметы!

1 марта. День кошек в России. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

1 марта мы отмечаем День кошек в России. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД