Канищева Марина
Проект по ПДД «Школа пешеходных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №37 «Радуга».
Тип проекта : информационно-познавательный, игровой.
Вид проекта : долгосрочный, групповой.
Проект по ПДД в подготовительной группе «Школа пешеходных наук»
Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:
«Как обеспечить безопасность
и здоровый образ жизни наших детей?»
Воспитатель: Канищева М. А. соответствие.
Краткая аннотация:
Публикация «Проект по ПДД „Школа пешеходных наук“» размещена в разделах
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задач.
Актуальность:
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.
Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного
движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Возможные риски проекта : усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей.
Актуальность проекта.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно -
транспортных происшествий. Около 2000 детей гибнут в ПДД, более 20000
детей получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно –
транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества,
требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными
методами.
Проект, посвящен актуальной проблеме: воспитанию у детей
дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города и
соблюдение правил дорожного движения.
Актуальность проекта связана ещё и
Задачи. Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения
Проблемные вопросы:
1. Зачем надо формировать у детей знание ПДД?
2. Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
3. Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
4. Как научить ребенка полученные теоретические знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни?
5. Какая опасность может возникнуть на улице. Если ребенок не умеет правильно оценивать ситуацию.
Интеграция образовательных областей:
• Социально – коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Физическое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
Педагогические технологии:
• Проблемно – игровая ситуация
• Информационно – коммуникационные технологии
• Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка)
• Игровые технологии
• Познавательно — исследовательские технологии
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители подготовительной к школе группы.
Прогнозируемый результат реализации проекта «Школа пешеходных наук»
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах; - умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
Проведение предварительной работы:
• Подбор материала по Правилам дорожного движения (новинки методической и детской литературы, современная познавательно — развивающая информация о ПДД для дошкольников и родителей)
• Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования
• Разработка конспектов мероприятий, презентаций
• Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД
• Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях
• Просмотр видеоматериалов
• Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки», «Смоделируй знак», «Виды транспорта», «Четвертый лишний»
• Проведение с детьми бесед по теме ПДД
• Проведение с родителями анкетирования, тестирования.
Изучение методической литературы:
• Н. В. Елжова «ПДД в детском саду»
• Э. Я. Степанкова «Дошкольникам — о правилах дорожного движения»
• Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
• Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»
• К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»
• Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Безопасность»
• В. А. Добряков «Три сигнала светофора»
• В. Э. Рубляк «Правила дорожного движения»
• Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов «Мы по улице идем»
2. Основной этап.
Пути реализации проекта :
• Проведение НОД «Грамотные пешеходы», «Путешествие в страну дорожных знаков»
• Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций.
• Проведение бесед: «Мой друг-светофор», «Знаки дорожного движения», «Наша улица», «Правила пешехода», «Как у наших у ворот очень важный знак живёт», «Правила дорожного движения выполняй без возражения»
• Составление рассказов по сюжетным картинкам
• Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах
• Знакомство с произведениями художественной литературы, отгадывание загадок.
• Конкурс рисунков «ПДД глазами детей».
• Проведение дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
• Пальчиковая гимнастика.
• Конструирование: строительство из кубиков и игрушек перекрестка и улицы.
• Посещение специально оборудованной площадки в ДО.
• Чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Азбука дорожной безопасности Анатолия Линёва «Если Емеля едет на печке…»
Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Водители», «Кто отличник-пешеход?», «Путешествие на машинах», «Найди нужный знак», «По дороге», «Учим дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Светофор и регулировщик», «Говорящие дорожные знаки», «Разрезные знаки», «Подбери знак», «Я грамотный пешеход», «Дорожное лото», «Найди нужный знак»
Подвижные игры: «К своим знакам», «Зебра», «Глазомер», «Грузовики», «Сигналы светофора», «Трамваи», «Добеги до знака», «Ловкий пешеход», «Светофор», «Цветные автомобили», «Стоп – Идите»
Сюжетно — ролевые игры» : «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «На дорогах города», «Правила движения»
Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?», «Истории в транспорте»
Сентябрь 1. Беседа «Красный, жёлтый, зелёный…».
2. Целевая прогулка к светофору.
3. Конструирование: «Светофор из катушек и бумаги».
Закрепить знания детей о значениях сигналов светофора.
Закрепить понятия: улица, дорога, проезжая часть.
Учить конструировать светофор из бросового материала.
Дидактическая игра Светофор» из книги В. Клименко «Обучайте дошкольников ПДД»
Рассматривание картин и иллюстраций «Безопасность на дороге».
Чтение Михалков С. «Бездельник светофор».
Игры с мелким конструктором и транспортом, с использованием на занятиях светофоров. Консультация для родителей «Дисциплина на улице –залог безопасности пешеходов».
Октябрь 1. Беседа «Транспорт на улицах города».
2. Целевая прогулка «Почему шумит улица?».
3. Художественное творчество: аппликация «Любимый вид транспорта».
4. Тематическое занятие «Правила дорожного движения». Узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;
Наблюдения детей за движением транспорта, закрепление знаний о работе водителя, закрепление названий видов транспорта.
Развивать чувство формы, цвета, пропорции. Совершенствовать изобразительные навыки.
Расширять знания детей о правилах поведения пешехода в условиях улицы. Изготовление из бросового материала видов транспорта.
Рассматривание картин с видами транспорта.
С/ролевая игра «Я водитель».
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Подготовить материал для консультации с родителями по теме: «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом.
Ноябрь 1. Рассматривание картины «Улица города»
2. Художественно-эстетическое творчество: рисование «Моя улица».
3. Целевая прогулка по близлежащим улицам.
4 .Беседа с детьми «Почему нужно знать и точно соблюдать правила дорожного движения». Закрепить понятия: улица, тротуар, проезжая часть, двухстороннее движение, пешеходный переход.
Учить передавать в рисунке с двухсторонним движением.
Познакомить с улицами, закрепить их название.
Выявить знания детей по данной теме. Развивать речь детей. С/ ролевая игра: «Мы пешеходы».
Конструирование из крупного строителя «Улицы города».
Чтение В. Иришин «Прогулка по городу».
Изготовление макета «Моя улица».
Дидактическая игра «Моя улица».
Дать задание родителям закрепить с детьми улицы нашего района.
Ширма для родителей «Учим детей как переходить улицу».
Декабрь 1. Рассматривание и беседа с детьми на тему: «Дорожные знаки».
2. Целевая прогулка к дорожному знаку.
3. Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.
Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса
Закрепить знание дорожных знаков.
Развивать у детей сообразительность, память, мышление.
Подготовить и внести в с/ ролевую игру дорожные знаки.
Чтение Волков С. «Как пройти через дорогу?».
Разбор ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».
Дидактическая игра «Дорожные знаки». Выставка рисунков и поделок по теме: «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
Январь 1. Рассматривание картины «Перекрёсток».
2. Целевая прогулка к перекрёстку.
3. Художественно-эстетическое творчество аппликация: «Шумный перекресток». Уточнить понятие «перекрёсток» и роль светофора на перекрёстке.
Уточнить знания детей о работе ГАИ, объяснить значение его жестов.
Развивать творческие и эстетические способности. Создание книг с рассказами и рисунками детей.
С/р игра «ГАИ» -закрепить знания детей о регулировке перекрёстка.
Конструирование «Весёлый город».
Чтение Д. Хурманек «Перекресток».
Подвижная игра «Дорожные знаки и автомобили», Анкетирование для родителей «Я и мой ребёнок на улицах города».-
выявление отношения родителей к проблеме безопасности на улицах города.
Февраль 1. Беседа с детьми: «Правила для пассажиров».
2. Художествено-эстетическое творчество: лепка «Дорожные знаки».
3. НОД: «Страна дорожных знаков».
Закрепить правила поведения в общественном транспорте.
Развивать у детей творческие способности, умение разные способы лепки.
Предупредить наиболее распространённые ошибки в незнании обозначения знаков. Подвижная игра: «Дорожные знаки и автомобили»
Изготовление альбома «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
Настольно- дидактическая игра: Лото «Азбука дорожных знаков».
Составление творческих рассказов: «Истории в транспорте». Наглядно- агитационный материал по теме: «Мы – пассажиры».
Март 1. Беседа: «Осторожно, дорога!».
2. Игровые упражнения «Составь дорожный знак из частей», «Можно – нельзя, правильно - неправильно».
3. Художественно- эстетическое творчество: рисование «Опасные ситуации на дороге» Научить детей правилам поведения на дороге, на улице, где можно играть, а где нет.
Закрепление полученные знания через игру. Развивать память, сообразительность.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-эстетические способности. Чтение Н. Кончаловская «Самокат».
Дидактическая игра «Опасные ситуации».
Конструирование «Дорога». Учить детей строить по схемам.
Изготовление макета «Мой город». Информация для родителей «Памятка для родителей - это надо знать».
Апрель 1. Интерактивная игра «Знатоки дорожного движения».
2. Рассматривание картины «Обход транспорта».
3. Художественно-эстетическое творчество «Придумай новый дорожный знак». Расширять представления детей о правилах дорожного движения.
Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.
Научить правильно обходить троллейбус и трамвай.
Развивать фантазию, сообразительность.
Развивать творческие способности. Дидактическая игра «Логическая цепочка».
Чтение Носов Н. «Автомобиль».
Игра детей с макетом улицы города.
С/ролевая игра «Прогулка по городу». Методические рекомендации «Обучаем детей правильно обходить транспорт».
Май 1. Беседа с детьми «Полосатая зебра».
2. Проведение беседы «Опасность! Осторожно!» «Скоро в школу».
3. Итоговое развлечение. Викторина «Гуляй по улицам с умом».
Закрепить о видах дорожного перехода.
Ознакомление с наиболее безопасными дорогами.
Закрепить знания о правилах дорожного движения. Разбор ситуаций: «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
Дидактическая игра «Исправь ошибку художника».
Чтение А. Дмоховский «Чудесный островок».
Индивидуальные консультации с родителями «Соблюдение правил поведения на улице – залог здоровья вашего ребёнка».
Анкетирование «Моя семья знает ПДД»
Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения.
Сентябрь:
1. Родительское собрание:
«Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют».
2. Участие в фотовыставке «Типичные нарушения правил дорожного движения».
3. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».
4. Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».
Октябрь:
1. Анкета для родителей «Насколько я дисциплинированный пешеход и водитель».
2. Папка-передвижка «Совместная прогулка детей и родителей».
Ноябрь:
1. Изготовление дорожных знаков.
2. Консультация «Где мы живём, и где гуляют наши дети».
3. Памятка для родителей «Дети и дорога».
Декабрь:
1. Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».
2. День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”.
Январь:
1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».
2. Папка-передвижка «Дорога в детский сад».
Февраль:
1. Спортивные соревнования «Папа, мама, я – дружная семья».
2. Изготовление родителями дорожных знаков, пешеходной дорожки для напольного макета.
Март:
1. Выставка детских рисунков «Улица посёлка».
2. Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованной игры “Уважайте светофор".
Апрель:
1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.
2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».
Май:
1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).
2. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.
Мониторинг:
- Анализ результатов проекта.
Самостоятельная деятельность в условиях развивающей среды.
* Подвижные игры: «Водители», «Тише едешь - дальше будешь», «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт»
* Сюжетно-ролевые игры: «Автобус»; «Школа начинающего водителя», «Водители и инспектор ГИБДД», «Путешествие на поезде», «Водители», «Путешествие на транспорте».
* Настольные игры: «Путешествие пешехода», «Азбука пешехода», «Лото. Дорожные знаки».
*Рассматривание иллюстраций «Как избежать неприятностей», «Истории на дороге».
*Рисование, аппликация, лепка на тему безопасности; дорожные знаки.
*Конструирование из строительного материала и песка «Моя улица», «Железная дорога» с дальнейшим обыгрыванием построек.
Заключительный этап: подведение итогов.
По результатам мониторинга я пришла к выводу, что в результате реализация данного проекта у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Цель и задачи успешно выполнены.
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Продукт проектной деятельности :
• Разработка картотек дидактических и подвижных игр
• Разработка консультаций для родителей
• Разработка НОД
• Создание картотек: дидактических игр, подвижных игр, сюжетно — ролевых игр
• Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций
• Разработка бесед по темам ПДД
• Подборка произведений художественной литературы, загадок
• Конкурс рисунков «ПДД глазами детей»
• Коллективное рисование «На перекрестке»
• Занятие по лепке «Путешествие в городе»
• Подбор пальчиковой гимнастики
• Наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы
• Викторина: «Знаки дорожные помни всегда, чтобы с тобой не случилась беда»
• Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД».
Предполагаемый результат:
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Как можно защитить себя на дороге в темное время суток с помощью фликеров.
Стратегия осуществления проектной деятельности : Данный проект осуществляется в рамках подготовительной группы МБДОУ №37, в совместной деятельности педагогов, и детей.
Продукт проектной деятельности : Совместные игры, ситуации, беседы, творчество, рекомендации для родителей.
Презентация проекта : «Школа пешеходных наук».