Лариса Гаврилова
Проект по работе с воспитанниками и их родителями «Наша дружная компания»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша дружная компания
Бескорыстная любовь может явиться
только тогда, когда в любимом ребенке
видят прежде всего человека,
рожденного не для чьей-либо потехи,
а для самого себя, для собственного счастья,
для возможно полного выражения идеи
человеческой жизни, человека, которому
принадлежит будущее.
В. Я. Стоюнин
Введение
Публикация «Проект по работе с воспитанниками и их родителями „Наша дружная компания“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду, и в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья.
Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей.
Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссер Г. Н. Рошаль писал: «…всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального „я“. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой… Детская игра может быть названа театральной, а иллюзии детской игры – театральной иллюзией».
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет семейный театр в детском саду.
Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.
Семейный театр в детском саду ориентирован на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; приобщение к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.
1. Аналитическое и теоретическое обоснование совместной детско-взрослой художественной деятельности
Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная художественная деятельность воспитывающих взрослых и детей, цель которой – развитие взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников.
Новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьей, является семейный театр в детском саду.
Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий, ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.
Расцвет и всплеск интереса к домашнему театру пришелся на конец XIX – начало XX вв. В литературе сохранилось немало фактов увлечения известных людей домашними театральными постановками. «Летом 1862 года семейство Виардо и Тургеневых жили по соседству в Баден-Бадене. Полина занималась детьми, Луи писал книги по живописи и скульптуре, печатал в газете охотничьи воспоминания. И, конечно же, в доме собирались знаменитости – Брамс, Вагнер, Лист, даже нидерландский король, который пожаловал, чтобы вручить Полине медаль „За искусство". Здесь часто устраивались домашние театральные представления, в которых принимал участие и Тургенев. Полина сочинила комическую оперу про Золушку, Тургенев – пьесу про колдуна».
Начало XX века в России было сложным во всех отношениях, однако это не помешало развитию общественного театрального движения. В новых государственно-общественных условиях домашние театральные постановки стали уступать место новым формам досуговой деятельности. Организовывались государственные детские студии, театральные кружки, в которые привлекали детей. Ребята принимали участие в физкультурных парадах, массовых праздниках, партийных съездах. Первая попытка осмыслить театр как эстетическое явление произошла на заседании детской секции Всероссийского съезда театральных деятелей в 1916 г.
В октябре 1919 года вышло постановление Народного комиссариата просвещения РСФСР об организации Государственного детского театра. Родоначальником этой идеи была Наталья Ильинична Сац. В своей книге «Новеллы моей жизни» она отмечала, что в этом театре дети не случайные посетители, а полноправные хозяева. Лучшие писатели должны думать о детях, создавать для них новые пьесы, большие художники сцены должны целиком посвятить свое творчество маленьким. В 1921 году в театре на Большой Дмитровке «родился» Московский театр для детей. Н. И. Сац привлекла для работы в нем знаменитого архитектора и удивительного художника А. Веснина, писателей А. Дикого, Н. Огнева, А. Толстого, замечательных артистов А. Кторова, В. Аристова, знаменитого композитора С. Прокофьева и др.
В конце XX – начале XXI века в связи с развитием идей гуманно-личностной педагогики, ориентированной на партнерские отношения с семьей, возрос интерес к семейному воспитанию в целом и традициям домашнего театра в частности; появилась потребность в интеграции достижений общественного и домашнего художественного воспитания в новой форме.
Методологической основой являются концептуальные положения: о семейном воспитании (И. А. Ильин, В. С. Соловьев, А. С. Хомяков и др.); о специфике семейного воспитания как части общего воспитания (П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, А. Н. Острогорский, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, и др.); о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (П. П. Блонский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, И. С. Кон и др.); о значении театрального искусства в развитии воспитательного потенциала семьи (Р. М. Быков В. В. Ванслов, П. М. Ершов, А. П. Ершова, М. О. Кнебель, К. С. Станиславский, Н. И. Сац, и др.); о роли дошкольного образовательного учреждения в укреплении и гармонизации внутрисемейных взаимоотношений.
Однако проведенный анализ литературы показал что, использование театра в качестве средства развития воспитательного потенциала семьи недостаточно исследовано, хотя для этого имеются большие возможности.
Театральное искусство с давних времен и по сей день является предметом изучения философов, искусствоведов, психологов и педагогов (К. С. Станиславский, Г. А. Товстоногов, Н. И. Сац, Л. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Сухомлинский, Н. А. Ветлугина, Р. И. Жуковская и др.). Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности.
Интерес к театральной деятельности со стороны науки и практики возрастает. Однако ее традиционно рассматривают лишь в рамках взаимодействия в диаде «ребенок-педагог» (Л. С. Фурмина, С. И. Мерзлякова, Н. Ф. Сорокина и др.).
Последние десятилетия такого рода исследования не проводились, хотя ученые касались этого вопроса в связи с развитием взаимодействий детского сада с семьей (О. В. Огороднова).
Обращение к сложившейся практике ОУ показывают, что при развивающемся позитивном отношении родителей и воспитателей к взаимодействию по вопросам воспитания дошкольника, продолжают сохраняться традиционные формы и методы работы ОУ с семьей; педагоги ограничиваются организацией и руководством театрализованных игр детей, не используя семейный театр как средство развития воспитательного потенциала семьи.
Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов; способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры Родины.
В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами образовательных учреждений. Для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. В ходе совместной театральной деятельности развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми. Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития (потребности в любви, в одобрении значимых взрослых; в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене и пр.).
Тип проекта «Наша дружная компания» (семейный театр) :
• по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
• по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде фотоотчета, цикла показов, презентации разных видов театра и т. д.);
• по времени - долгосрочный (продолжительность 7 месяцев).
Возраст: Дети 6-7-го года жизни (подготовительная группа МБДОУ детский сад № 1 «Березка») и их родители
Проблема: Малы возможности семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника.
Актуальность проблемы:
• Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»
• Недостаточное внимание родителей к театрализованным играм и семейному театру.
Цель: Совершенствование возможностей семейного театра в ОУ.
Объект: Воспитательный потенциал семьи дошкольника.
Предмет исследования: Процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в ОУ.
Гипотеза: Семейный театр в ОУ способен стать средством развития воспитательного потенциала семьи, если:
- организация семейного театра в ОУ основана на принципах доверия, сотворчества, взаимопонимания и принятия,
- сопровождение разворачивающейся семейной театральной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей и родителей,
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей успешное введение всех участников в театральную культуру.
Задачи:
1. Разработать и апробировать проект «Наша дружная компания» (технологию развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в ОУ, выявить его развивающий эффект.
2. Заинтересовать родителей в изготовлении разных видов театра и театрализованных игр, дать сведения о способах их обыгрывания дома с детьми.
Этапы работы над проектом :
I этап – подготовительный:
• анкетирование родителей;
• выделение целей и задач;
• создание условий для реализации проекта.
II этап – основной:
• взаимодействие с родителями;
• совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
III этап – заключительный:
• подведение итогов реализации проекта;
• систематизация и обобщение результатов проекта, сформулированы основные выводы и рекомендации
• соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Перспективное планирование работы совместной работы
педагогов, воспитанников и родителей
Дата Участники проекта Формы организации и проведения
Октябрь педагог • анализ условий развивающей среды
• разработка совместных мероприятий с родителями и детьми
• разработка анкет для родителей
родители • наблюдение за детьми: самостоятельная игровая деятельность детей, театрализованные игры и разные виды театра дома,
• анализ и выводы домашних наблюдений
Ноябрь педагог • создание игровой среды для театрализованной деятельности детей
• папка-передвижка «Театральных дел мастера» с описанием истории театра (наглядная информация для родителей)
дети подготовительной группы • просмотр детского спектакля
• беседа об увиденном спектакле
родители • проведение анкетирования родителей «Для чего нужен театр?»
• ознакомление с планом работы на год
Декабрь педагог • подготовка виртуальной экскурсии по театрам России
дети подготовительной группы • проведение с детьми виртуальной экскурсии по театрам России,
• творческое занятие «История и театр»
родители • проведение дня открытых дверей для родителей
• показ семейного театра на новогоднем утреннике (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)
Январь педагог • постоянное насыщение игровой среды для театрализованной деятельности детей в (изготовление разных видов театра, билетов; подбор музыки, реквизита и т. д.)
• подготовка презентации о различных видах театра
дети подготовительной группы • показ презентации для детей о различных видах театра
• работа кружка «Театральных дел мастера»
родители • проведение родительского собрания «Значение семейного театра»
• показ презентации о различных видах театра «Путешествие артиста!»
Февраль педагог • подбор сказок, потешек, песенок для театрализованной деятельности
• оформление наглядной информации для родителей «Театр и дети»
дети подготовительной группы • чтение художественных произведений для постановок
• работа кружка «Театральных дел мастера»
родители • просмотр наглядной информации для родителей «Театр и дети»
• подбор разного материала для работы в кружке «Театральных дел мастера»
• создание опыта работы домашнего театра
• показ семейного театра на утреннике к 23 февраля (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)
Март педагог • подготовка мастер-класса по изготовлению разных видов театра
дети подготовительной группы • работа кружка «Театральных дел мастера»
• участие в семейном театре
родители • участие в репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей детям младших групп.
• показ семейного театра на утреннике к 8 марта (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)
• проведение мастер-класса родителями по изготовлению разных видов театра
Апрель педагог • подготовка выставки – презентации разных видов театра
дети подготовительной группы • работа кружка «Театральных дел мастера»
• участие в показе спектакля для детей младших групп
родители • просмотр выставки – презентации разных видов театра
• изготовление в подготовительную группу новых видов театра
Май педагог • подготовка сценария выпускного бала с использованием семейного театра
дети подготовительной группы • работа кружка «Театральных дел мастера»
• показ семейного театра
родители • показ семейного театра на выпускном (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)
Ожидаемые результаты:
Участие в проекте более 80% родителей подготовительной к школе группы.
Проведение опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театрализованные игры?» (возрастет желание родителей заниматься театрализованными играми дома с детьми, участвовать в семейном театре и посещать театры в Нижнем Новгороде).
Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.
Приобретение и изготовление родителями разных видов театров для домашнего использования.
Увлечённое использование центра «Театр» детьми в подготовительной группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 6-7 лет.
Проведение конкурса рисунков «Волшебный мир театра».
Организация выставки-презентации разных видов театра «Поиграйте с нами!»
Постановка сказки, мини-сценки, потешек и песенок для детей других групп и родителей.
Оформление фотоотчёта по проекту «Наш маленький театр».
Критерии оценивания
Оценка эффективности по итогам работы проявляется по двум направлениям: дети и родители.
Дети:
• знание основных видов театра;
• владение первичными навыками «актерского мастерства»;
• развиты психические процессы;
• интерес, проявленный в подготовке к спектаклям.
Родители :
• процент участия родителей в совместных мероприятиях и семейном театре;
• процент участия родителей в подготовке условий для театральной деятельности детей.
Вывод: Игровая деятельность через театрализованные игры, разные виды театров и семейный театр в ОУ поможет нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!