Получи документы

Проект по развитию математических способностей у детей среднего дошкольного возраста «Математический знайка»

Наталья Николаевна Турко
Проект по развитию математических способностей у детей среднего дошкольного возраста «Математический знайка»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Актуальность проекта

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Публикация «Проект по развитию математических способностей у детей среднего дошкольного возраста „Математический знайка“» размещена в разделах

Цель проекта : Повышение у детей младшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр, ориентировке в пространстве

Задачи:

1. Знакомить дошкольников с геометрическими фигурами и телами;

2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.

3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.

4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Новизна проекта

Заключается в применении, систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей. Не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей. Делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Участники проекта : дети средней группы, педагоги группы, родители воспитанников.

Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год – средняя группа).

Основные принципы реализации проекта

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Основные направления и содержание деятельности

Проект - включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на один год: с детьми 4-5 лет.

“Игры дидактические, развивающие, подвижные”.

Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.

Логические блоки Дьнеша”.

Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.

“Палочки Кюизенера”.

Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

“Художественно-творческая деятельность”.

Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование).

“Опыты и исследовательская деятельность”.

Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.

Математические праздники и викторины”.

Занятия проводятся 4 раза в месяц, продолжительностью 20мин,. Организованные занятия начинаются с сентября во второй половине дня в совместной деятельности.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога с родителями и детьми.

Этапы реализации проекта

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Определение основной цели

Создание развивающей среды;

1.3. Познакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами, ориентировке во времени.

1.4. Научить находить фигуры и тела, цифры в окружающей обстановке, ориентироваться во времени.

1.5. Научит составлять описательные рассказы ориентируясь во времени (что сначала, что потом).

1.6. Познакомить с произведениями художественной литературы, где встречаются цифры, предметы округлой формы.

1.7. Подвижные игры.

2 этап - ОБОБЩАЮЩИЙ

2.1. Планирование и прогнозирование работы

2.2. Изготовление поделок, коллажей, альбомов.

2.3. Самостоятельная детская деятельность.

2.4. Деятельность родителей, задействованных в реализации проекта.

Предметно-пространственная среда

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда. Центр «Занимательной математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал :, наборы карточек цифр и математических знаков, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Такими играми являются развивающие игры палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:

целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. В группе есть:

Занимательный и познавательный материал по математике. Логико-математические игры : «Колумбово яйцо», «Танграм», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»,

Наборы геометрических фигур, цифр для магнитной доски.

Комплекты цифр и математических знаков

Пеналы «Учись считать».

«Волшебные часы»- обучающая игра.

Дидактические игры: «Мои первые цифры», «Увлекательная геометрия», «Геометрические формы», «Всё для счёта» и др.

«Волшебный круг»,

Вкладыши «Геометрические фигуры», «Круги», «Квадрат».

Комплект «Математика» для детей 4-5 лет игровой материал познавательно-речевое развитие.

Рабочие тетради «Математика в детском саду» В. П. Новикова для детей 4-5 лет

Рабочие тетради «Математика – то интересно» - З. А. Михайлова.

Развивающая книга для детей 4-5 лет «Моя математика «Е. В. Соловьевой

Детский планшетный компьютер.

Работа с родителями

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе по созданию благоприятных условий для математического развития.

Основные задачи на начальном этапе работы с родителями:

Формировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

Работа с родителями

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми

Провести анкетирование родителей по организации работы по развитию математических способностей детей

Сентябрь

Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми

Оформить папку передвижку на тему: «Математика и в шутку и всерьез»

октябрь

Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей

Провести родительское собрание на тему: ««Роль развивающих игр в процессе развития элементарных математических представлений у дошкольников».

ноябрь

Провести математический КВН

Цель: Проявлять находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в одной команде

Декабрь

Беседа на тему: «Какие математические игры вы используете дома».

Цель: Обогащать родительский опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей

январь

Тренинги

Цель: Дать информацию по использованию интеллектуальных игр

Февраль

Консультации и беседы с родителями на тему: «Математические игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей»

Март

Показать достижения детей в области математики интеллектуальных игр.

апрель

Провести День открытых дверей

Цель: Познакомить родителей с эффективными методами обучения детей и подготовке их учебной деятельности

Работа с педагогами

Повышать общую и педагогическую культуру педагогического коллектива

Выступить на педагогическом совете с сообщением на тему: «Роль занимательных игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников»

Провести КВН среди педагогов

Обобщить опыт работы.

Выступить МО на тему: «Математическая сказка представляет»

Перспективный план работы

Средняя группa - один год обучения

Сентябрь

«Геометрические фигуры»

Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме, упражнять в счете в пределах 10.

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.

Уточнить представления о геометрических понятиях: точке, линии прямой, линии кривой, отрезке, луче, и их основных признаках.

Картотека дидактических игр «Геометрические фигуры», блоки Дьенеша, д/и «Лото с геометрическими фигурами», «Чудесный мешочек», детский планшетный компьютер.

Октябрь

«Длинный - короткий»

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте предметов, учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек. Закрепить с детьми понятие «длинный», «короткий».

Учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1/5, 2/5 и т. д. ; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков; учить классифицировать фигуру по разным признакам: величине, форме, цвету.

«Палочки Кюизенера», блоки Дьенеша, д/и «Домики дорожки»

Ноябрь

«Величина предмета»

Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.

умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине.

Уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Картотека дидактических игр по теме «Величина».

Д/и «Посчитай-ка», «Чудесный мешочек», «Разложи по размеру», «Четвертый лишний».

Блоки Дьенеша.

Декабрь

«Цветной город»

Развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Закрепить представление о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Д/и «Математические планшеты», «Цвет, форма, размер», «Подбери по цвету и форме».

Январь

«Выше – ниже»

Развивать представление «высокий», «низкий», «выше», «ниже», «слева», «справа», «между».

Формировать у детей представление о свойствах предметов по величине: высокий – низкий. Формировать умение сравнивать предметы по высоте.

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Игра «Высокий- низкий». Картотека дидактических игр по теме «Величина»

Февраль

«Гулливер и лилипуты»

Закреплять умение последовательно обследовать и описывать форму предметов с помощью тактильных ощущений.

Закрепить умение различать количество предметов, используя слова один, много. Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков «>» и «<» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=» (равенство, неравенство); закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа.

Д/и «Чудесный мешочек», «Большие и маленькие», «Противоположности».

Палочки Кюизенера.

Март

Пространство

Упражнять детей в нахождении местоположения: «впереди», «сзади», «слева», «справа», «перед», «за».

Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве, пользоваться словами: «слева», «справа», «внизу», «между»; употреблять слова: «ближе», «дальше»; упражнять в счёте; закрепить названия дней недели.

Картотека дидактических игр.

Д\и «Угадай, что изменилось».

Апрель

Счет

Закрепить количественный счет, умение соотносить число с количеством предметов.

Учить детей составлять число из двух меньших чисел; упражнять в обратном порядке счета; упражнять в счете по составленной мерке: счет двойками, тройками.

Палочки Кюизенера, д/и «Циферки», «Разноцветный счет».

Детский планшетный компьютер.

«Веселый поезд»

Май

Часть и целое

Формировать целостное восприятие предмета.

Учить детей делить целое на 2 и 4 равные и неравные части.

Вкладыши- геометрические фигуры, д/и «Часть- целое», «Составь фигуру», «Сложи узор».

Ожидаемые результаты:

– измеряют величины различными условными мерками;

– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;

– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;

– умеют словесно описывать фигуру;

– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;

– классифицируют предметы по двум свойствам;

– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;

– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

Список литературы

1. Логика и математика для дошкольников.

2. Е. А. Носова. Р. Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г

3. Программа развития и воспитания детей в детском саду.

4. В. И. Логинова. Т. И. Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.

5. Методические советы к программе “Детство”Детство-Пресс. 2007 г.

7. Как работать с палочками Кюизенера. Л. Д. Комарова. М. : 2008 г.

8. Комплект “Ступеньки к школе”. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Дрофа. 2000 г.

“Учимся находить одинаковые фигуры”; “Азбука счета”; “Цвет”; Учимся находить противоположности”; “Развиваем логическое мышление и память”.

9. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Детство-Пресс. 2007 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Математика всегда остается для учеников трудной работой»,- говорил Д. И. Писарев, это же утверждают и родители, и учителя, и сами ученики.

Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Лэпбук по развитию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста «Страна математики»Лэпбук по развитию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста «Страна математики» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают,.

Педагогический опыт «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»Обоснование перспективности и актуальности опыта. Его значение.

План работы по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Актуальность: Огромную роль в умственном.

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе лего-конструирования Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе легоконструирования. Легоконструирование – это интереснейшее.

Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии Тема: Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии» Цель: Создание условий,.

Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста  Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен,.

Роль взаимодействия педагога с семьей в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст- это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Обобщение опыта работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» В начале 2018 года начала работать по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию математических способностей у детей среднего дошкольного возраста «Математический знайка»
Опубликовано: 17 марта 2019 в 12:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию математических способностей у детей среднего дошкольного возраста «Математический знайка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Турко (УИ 924082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД