Ольга Гривцова
Проект по развитию речи в старшей группе «Сочинители»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
в старшей группе «Колокольчик»
Тема: «Сочинители»
Разработала воспитатель:
Гривцова О. В.
Село Мильково, 2024 год.
Публикация «Проект по развитию речи в старшей группе „Сочинители“» размещена в разделах
Проект по развитию речи
Тема: «Сочинители».
Участники: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Сроки проекта : 2 месяца (февраль-март, краткосрочный.
Проблема:
Мы заметили, что у детей старшей группы «Колокольчик» есть проблемы развития речи : односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, так называемая «ситуативная» речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедная диалогическая речь; неспособность построить монолог (например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами); Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт ребенка, и по своей сущности, они вполне отвечают природе дошкольника; они близки его мышлению, представлению. Через сказку мы интегрировано проводим непосредственно образовательную деятельность, в которой дети учатся рассуждать, грамотно выстраивать предложения, сочинять свои собственные сказки.
Актуальность проекта :
Именно в период дошкольного возраста создается благоприятные условия для развития устной речи, формируется фундамент для письменной формы речи для и последующего речевого развития ребенка.
Это значит, необходимо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
Цель проекта – развитие связной речи детей.
Задачи проекта :
• Выявить и сформировать схему составления волшебной сказки;
• Формировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения;
• Развивать умение логически завершать какой – либо рассказ.
• Подвести к коллективному сочинению сказки.
• Учить ставить театрализованные представления, обыгрывать сказки.
• Развивать связную речь детей, работать над ее выразительностью.
• Способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи.
• Развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать.
• Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Продукт проекта : театрализация сказки «Колобок» на новый лад.
Методы проекта :
Словесный – устные консультации, беседы, объяснение, чтение, рассказ, словесные игры.
Наглядный – оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, книг, карточек для игры, атрибутов сказок.
Практический – дидактические игры по обучению детей сочинительству, коллективное сочинение, изготовление приглашений, оформление зала.
Ожидаемый результат:
При систематической работе по данному проекту у детей связная речь будет сформирована, согласно возрасту, значительно увеличится словарный запас детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Перспективный план:
Этап Дата Мероприятия педагогов Работа с детьми Работа с родителями
Подготовительный 1 неделя февраля (29.01-02.02) Подбор методической литературы, разработка совместной деятельности, иллюстрированного материала; пособий, атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности.
Оформить в центре книги выставку «Волшебные сказки». Провести анкетирование для родителей: «Речевое развитие ребёнка».
2 неделя февраля
(5.02-9.02)
Пополнить центр развития речи настольно – печатными играми по теме «Творческое рассказывание» («Поиграем в сказку», «Развиваем воображение» и др.).
Сообщить детям о проекте, познакомить с темой и содержанием проекта в нашей группе.
Сообщить родителям о предстоящем проекте в группе, познакомить с темой, задачами и содержанием проекта.
Беседа с детьми на тему: «Как начинаются волшебные сказки?»; «Из чего состоит сказка?». Создание иллюстраций к сказкам. Консультации для родителей: «Сочиняем сказки с детьми».
Основной 12.02-22. 03 Занятие: Пересказывание сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”.
Участие в выставке детских рисунков на тему: «Русские сказки глазами детей».
Посещение детской библиотеки.
Посещение детской библиотеки.
Информационные листы «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер».
Проведение дидактических игр: «Закончи сказку», «Подбери картинки к сказке», «Волшебный предмет», «Измени героя».
Коллективное составление сказок по картинкам, по сериям картинок.
Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).
Придумывание синонимов и антонимов к словам.
Сочинение сказок дома с детьми.
Дидактические игры “Построй логическую цепочку”, “Что за чем”, “Из какой это сказки?”, использование карточек-схем для построения сюжета сказки.
Сочинение сказочных историй с заранее обусловленным началом.
Логические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера «Собери сказку», «Раздели блоки», «Сказочный город». Инсценировка сказки «Колобок» на новый лад. Проведение открытого мероприятия для родителей: совместная деятельность - коллективное сочинение сказки «Колобок» на новый лад.
Заключительный 25.03.-29.03
(5 неделя марта) Провести квест-игру для детей «В гостях у сказки».
Подведение итогов проекта.
Показ театрализованной сказки «Колобок» на новый лад для средних групп.