Елена Ситникова
Проект по развитию уверенности в себе и преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-творческий, долгосрочный, психолого-просветительский.
Возраст и состав участников : воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.
Срок реализации проекта : 4 месяцев.
База внедрения проекта : старшая и подготовительная к школе группы МБДОУ №171.
Возраст дошкольников : 5-7 лет.
Публикация «Проект по развитию уверенности в себе и преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста „Смелые ребята“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Проект разработала : педагог-психолог Ситникова Елена Викторовна.
Актуальность проекта.
Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Тема моего проекта работы выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе – проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать многих трудностей в воспитании.
Цель: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Предмет психокоррекции: тревожность, как эмоциональное состояние, сопровождающее ребенка.
Объект: дети старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.
Задачи:
1. Воспитание уверенности в себе;
2. Снижение эмоционального напряжения;
3. Помощь в снятии страхов;
4. Помощь в преодолении негативных переживаний.
Принципы реализации проекта :
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
Сочетание научности и доступности материала;
Наглядность обучения;
Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Принцип от близкого к далекому;
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Проект включает несколько взаимосвязанных направлений:
1. Психологическое просвещение родителей;
2. Психологическое просвещение педагогов;
3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
4. Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях.
Основные формы, средства и методы реализации:
Форма организации – групповая
Форма проведения – игровая
Этюды
Дискуссии
Беседы
Чтение психотерапевтических сказок
Импровизации
Тематическое рисование
Упражнения (творческого и подражательного характера)
Игры с правилами
Творческие игры
Чтение художественных произведений
Мини-конкурсы
Моделирование и анализ заданных ситуаций
Рассказ взрослого и рассказы детей
Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки)
Технологии и методики, используемые в работе проекта :
• сказкотерапия;
• игротерапия;
• телесная терапия;
• арт-терапия;
• релаксация;
• концентрация;
• функциональная музыка.
Этапы проекта :
Проект осуществлялся в несколько этапов:
Подготовительный
Основной
Заключительный.
Подговительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.
На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.
Планируемые результаты проекта :
Дети:
снижение уровня тревожности;
снижение количество страхов;
повышение уверенности в себе.
Педагоги:
Повышение знаний по данному направлению:
Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу.
Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников).
Создание положительного психологического климата между психологом и воспитателями.
Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Родители:
Появление интереса к данному вопросу.
Активное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Повышение компетенции родителей по вопросам работы с тревожными детьми;
Взаимодействие с семьей
В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей по коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. В ходе сотрудничества родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
Индивидуальные консультации.
Анкетирование, тестирование родителей "Тревожен ли ваш ребенок?", "Проверьте, не провоцируете ли вы своим поведением страхи у малыша. ".
Оформление консультации в виде стендовой информации в уголках психолога:
- "Признаки и причины возникновения тревожности",
- Памятка для родителей: "Рецепты избавления от гнева",
- Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации родителям тревожных детей,
- "Совместные игры родителей с детьми для устранения страхов",
- Рецепты повышения самооценки для родителей",
- Способы выражения (выплескивания) гнева,
- Как надо вести себя родителям с ребенком испытывающим страхи,
- "Общение без огорчения" (о речевой агрессии взрослых в процессе общения с детьми,
- Памятка : "Правила при воспитании тревожного ребенка".
Семинар-практикум: "Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей".
Выступление на собрании: "Если ваш ребенок испытывает страхи"
Знакомство с терапевтическими сказками для снижения уровня тревожности.
Оформление выставки: "Игры, в которые играют тревожные дети"
Выпуск журнала "Ресурс"
Взаимодействие с педагогами
В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и педагогов в коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста. Такая совместная работа расширила понимание тревожного ребенка взрослыми. Выработались навыки взаимодействия с тревожными детьми.
При работе с педагогами использовались такие формы работы как:
Индивидуальные консультации
Групповые консультации:
- " О специфике взаимодействия с тревожными детьми: как помочь тревожному ребенку, как играть с тревожными детьми"
- "Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. Овладение языком "Я-высказывания" ("Я-сообщения")"
- Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников
"Методы эффективного преодоления страхов у детей".
Заключение
Подводя итоги работы по реализации проекта «Смелые ребята», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей и с воспитателями. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности используемых в данном проекте методов, технологий, приемов и об эффективности проекта в целом.
Сравнение полученных результатов с вводной диагностикой и с итоговой диагностикой показывает, что в ходе реализации проекта наблюдается у детей снижение беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках или на занятии и т. д. Наблюдаются изменения в межличностных отношениях со взрослыми и со сверстниками. Снизился уровень тревожности и уменьшилось количество страхов.
Полученные положительные результаты позволяют говорить об успешном достижении целей и задач проекта.
В связи с тем, что в последнее время возрастает количество детей с высоким уровнем тревожности, а мной разработан проект по психологическому сопровождению тревожного ребенка, изучена теоретическая часть этой проблемы и эффективность работы подтвердилось выше, то теперь я с удовольствием буду работать в этом направлении.
Список литературы
1. Костина Л. М. "Игровая терапия с тревожными детьми" Санкт-Петербург: "Речь", 2005
2. Арефьева Т. А., Галкина "Преодоление страхов у детей" Тренинг, Издательство Института психотерапии, Москва, 2005
3. Вологодина Н. Г. "Детские страхи днем и ночью", Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
4. " Лабиринт души: Терапевтические сказки" под редакцией Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е., Москва Академический Проект : Трикста, 2005
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная прогамма - Санкт-Петербург: Издательство "Речь", 2005
7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. -СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.
8. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М. : Издат. дом. "Искатель", 1997.
9. Панфилова М. А. "Игротерапия общения" Тесты и коррекционные игры. Москва Издательство ГНОМ и Д, 2002
10. Катаева Л. И. "Работа психолога с застенчивыми детьми", - Москва: Книголюб, 2004