Папки-передвижки

Проект по речевому развитию «Развитие связной речи детей в процессе театрализованной деятельности»

ирина прокопович
Проект по речевому развитию «Развитие связной речи детей в процессе театрализованной деятельности»

Пояснительная записка: Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра - это своеобразная форма приобщения ребенка к будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности, приобретает первые знания и представления об окружающем мире, человеческих отношениях, где устанавливаются первые контакты, формируются нравственные и моральные основы. Игра – самая радостная деятельность детей. Она требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов, в соответствии с принятой ролью. В игре ребенка формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знании, умений и навыков. Многие виды игр невозможны без речевого оформления, без диалогического общения. Приведу высказывания педагогов об игре:

Публикация «Проект по речевому развитию „Развитие связной речи детей в процессе театрализованной деятельности“» размещена в разделах

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д. В. Менджерицкая).

«Игра – это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин).

«Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется - раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке» (С. В. Чиркова).

В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в театрализованной деятельности присматриваются друг к другу, оценивают друг друга в зависимости от таких оценок, проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые в игре-театрализации, определяют формирующиеся взаимоотношения.

В процессе игры-театрализациии подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в обыгрывании роли дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Во взаимодействии детей в ходе театральной постановки эффективен прием драматизации. В нем наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Драматизация привлекает близостью к игре с использованием игрушек, элементов декораций, ряженья.

Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть, проникнут в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Для проведения игр необходимы определенные требования:

• Знание литературного текста

• Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно из «Программы…»

• Должны быть действия.

• Должен быть диалог и монолог.

• Доступность понимания детьми.

• Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении.

Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.

Приемы руководства играми-драматизациями заключается в следующем:

• Чтение произведения.

• Беседа по содержания произведения.

• Рассматривание иллюстраций, мультфильмов, прослушивание грамзаписи, поделка атрибутов и пособий.

• Игры – имитации мимики, жестов.

• Работа над текстом.

• Инсценирование (игра-драматизиция).

Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход.

В старшей воспитатель и дети находятся на позиции сотворчества, сотрудничества, разыгрывать сценки, заниматься подготовкой к спектаклям можно во второй половине дня. Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самостоятельных играх в театр. Они сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействия, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.

Отсюда тема проекта : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Актуальность проекта : актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Гипотеза проекта – предполагается, что целенаправленное развитие речи детей старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность (игру) и специально организованная система, включающая организацию театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная на развитие речи детей позволит детям с отклонениями в развитии речи повысить уровень её развития.

Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

2. Разработать перспективный план мероприятий.

3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

6. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Продукт проекта :

1. Разработка перспективного плана мероприятий

2. Обновление эстетического пространства группы

3. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста

4. Оформление стенгазеты «Мы – артисты»

Ожидаемые результаты:

1. Совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.

2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

3. Обогащение театрального уголка.

4. Повышение культурного уровня дошкольников.

Срок реализации проекта : долгосрочный, на учебный год. Начало с 1

сентября 2014 по май 2015гг. Проект реализуется во время занятий, а также в течение всего дня воспитанниками старших групп, их родителями, воспитателями и педагогами, работающими в детском саду.

Вид проекта : творческий.

Участники проекта :

Дети старшего возраста

Воспитатель группы

Специалисты ДОУ: музыкальный руководитель : Акбашева Г. Р.

инструктор по физической культуре : Банникова Н. Р.

Родители

Взаимодействие с социальными структурами поселка: СДК, библиотека.

Дата

Название

Мероприятие

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

1. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

2.«Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»

3.«Развитие детей в театрализованной деятельности»

4.«Театрализованные игры»

5. Чтение стихов к Дню поселка.

6. Подвижные игры со словами

7. Пальчиковые игры Памятки для родителей по обучению связной речи.

Консультация для педагогов и родителей

Консультация для родителей.

НОД

Концерт в СДК

Игровая деятельность (ежедневно)

Игровая деятельность (ежедневно) Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Муз. рук.

Воспитатели

Родители

Воспитатель

октябрь 1.«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

2.«В гостях у бабушки-загадушки».

3.«Что за прелесть эти сказки»

4.«1,2,3,4,5-стихи мы будем сочинять»

5.«Золотая осень»

Консультация для родителей

Театрализованное развлечение

Экскурсия в библиотеку

Театрализованная игра

Утренник Показать роль загадки на формирование выразительности речи

Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Библиотекарь

Воспитатель

Воспитатели

Муз. рук.

ноябрь 1. Чтение и драматизация сказки «Рукавичка»

2. «День Матери»

3. «Веселые стихи читаем и слово –рифму добавляем»(ноябрь-май)

4.«На балу у царя Гороха» Витаминная сказка

Игровая деятельность

Утренник

Игровая деятельность

Театрализованное

представление Воспитатель

Воспитатели

Муз. рук.

Воспитатель

Воспитатель

Муз. рук.

декабрь 1.«Морозко»

2.«Снежинки»

3. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

4.«Морозко»

4.«Снеговик потерялся»

НОД Чтение художественной литературы.

Драматизация сказки.

Игра

НОД Развитие речи

Новогодний утренник

Музыкально-спортивное развлечение

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей

Воспитатель

Воспитатель

Муз. рук.

Воспитатель

Воспитатели

Муз. рук

Родители

Физ. Рук.

Муз. рук.

Воспитатели

январь 1.«Поет зима, аукает»

2.«Обучение сочинению сказок»

3.«Мой любимый сказочный герой»

Поэтический вечер

Тематическое обр. деят-сть «В мире сказок»

Рассказ о любимом сказочном

персонаже. Сочинительство,

изо-деятельность.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

февраль 1.«Наша армия сильна»

2. «В гостях у бабушки Загадушки»

3.«Теремок» Спортивный праздник с

приуроченный к Дню

Защитника Отечества.

НОД с театрализованным представлением

Показ сказки малышам Физ. рук.

Муз. Рук.

Воспитатели

Воспитатель

Дети

Муз. рук.

март 1.«Мамины глаза»

2.«Весна идет – Весне -дорогу»

3.«Маша и медведь»

4. Театрализованная мастерская Утренник

Стихи, пословицы, загадки о весне.

Чтение р. н. сказки «Маша и медведь», просмотр мультфильма и рассматривание иллюстраций к р. н. сказке.

Изготовление атрибутов,

костюмов для открытого

просмотра драматизации

сказки «Маша и медведь»

Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей Муз. Рук.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Муз. Рук.

Воспитатели

Муз. рук.

Родители

апрель 1. Русская народная сказка «Маша и медведь»

2. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О. С. Ушакова). Театрализованное

представление

Игровая деятельность

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений Воспитатель

Муз. Рук.

Воспитатели

май 1. День Здоровья

2. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений

3 «До свидания детский сад!» Спортивное развлечение

Тематическое занятие «Скоро в школу»

Утренник

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Физ. Рук.

Муз. Рук.

Воспитатель

Муз. Рук.

Воспитатели

Публикации по теме:

Методическая разработка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки. Там Буратино, кот Базилио, Алиса Легко меняются герои, маски. Волшебный.

Опыт работы «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Проблема развития творческого воображения привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, она до сих пор является одной из наименее.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»  В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а ясная и правильная речь — это залог продуктивного.

Проект «Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Проект на тему: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста". Воспитатель: Юлдашева.

Проект по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Путешествие в мир театра» для детей от 4 до 5 лет «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем богаче,.

Развитие речи детей в процессе театральной деятельности «Развитие речи детей в процессе театральной деятельности» Доклад на педсовет. Воспитатель Сергунова Людмила Николаевна МКДОУ Кутуликский.

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин Тезисы: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин» Ахметзянова А. Н. 942у группа.

Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Морские животные». Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» Ребёнок активно стремиться узнать.

Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности В последнее время возросли требования.

Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности Реалии современной жизни, происходящие в обществе, выдвигают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по речевому развитию «Развитие связной речи детей в процессе театрализованной деятельности»
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 15:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД