Евгения Куваева
Проект по экологическому воспитанию «Птицы зимой» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПТИЦЫ ЗИМОЙ»
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Состав участников: воспитатели, дети 2-3 лет, их родители
Цель проекта : формирование представлений о птицах, как о живых существах в природе.
Задачи:
1. Познакомить детей с птицами.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Птицы зимой“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Учить внимательно слушать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящем из 3-4 слов.
3. Учить замечать как птицы передвигаются : ходят, прыгают, летают, клюют корм.
4. Упражнять в звукоподражании.
5. Обогащать и активизировать словарь по теме.
6. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
• Изучение методической литературы,
• Подбор художественной литературы,
• Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
2. Реализация проекта
Деятельность детей:
1. Беседа на тему: «Покормим птиц зимой».
2. Наблюдение за птицами.
3. Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль", «Гуси-гуси».
4. Чтение стихотворения А. Барто «Воробей».
5. Дидактическая игра: «Кто в домике живет?»
Работа с родителями:
1. Папка-передвижка «Покормите птиц зимой»
2. Изготовление кормушек.
3. Итог:
• Комплексное занятие «Угощение для птичек» (ребенок и окружающий мир + лепка).
Ожидаемые результаты проекта :
1) У детей сформирована система знаний о птицах.
2) У детей появилось желание помочь птицам в трудное для них время.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
1) Беседа на тему «Покормим птиц зимой».
Организационный момент
Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите».
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.
Введение в тему
А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)
Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а
зимующие – могут?
А вы знаете как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь.
Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев (модель с изображением насекомого).
Трава увядает.
Вода в водоёмах, реках замерзает.
Почва покрывается снегом.
Тепла становится все меньше и меньше.
-Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха).
Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.
Пальчиковая гимнастика «Стайка птичек»
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек - стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Методические указания. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.
Игра «Отгадай загадку»
Воспитатель :
А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте.
Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»
(Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Белый бок, серый бок
Воркует нежно …
(Голубок)
- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Итог
-Чем мы занимались сегодня? О чем говорили?
- Берегите природу. Помогайте птицам зимой и весной, развешивайте кормушки и не забывайте каждый день класть в кормушки корм для птиц.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
2) Наблюдение за птицами
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают к кормушке?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
Наблюдение 2. «Как птицы передвигаются по земле?»
Цель: учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле.
Наблюдение 3: «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле.
3)Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Цель:
Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание:
Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками -крылышками.
Разлетелись воробушки в разные стороны.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Подвижная игра «Гуси-гуси»
Цель: развивать внимательность, двигательную активность, умение соотносить движения с текстом, активизирует речь, а также ловкость и быстроту реакции.
Правила игры:
Количество играющих может быть неограниченным, но не должно быть меньше 5 участников. Один домик необходим для гусей, а другой для их хозяина. Между домами (линиями) живет волк. Его выбирают дети самостоятельно или при помощи воспитателя, используя считалочку. Волк – это водящий. Игра начинается с того, что хозяин (которого также выбирают, используя считалочку) и гуси должны вести между собой всем известный диалог в стихах:
-Гуси-гуси!
-Га-га-га!
-Есть хотите?
-Да-да-да!
-Так летите же домой!
-Серый волк под горой не пускает нас домой.
-Ну летите как хотите, только крылья берегите!
Закончив диалог, гуси изо всех сил пытаются перебежать из своего домика в дом к хозяину. А в это время волк выбегает и старается поймать гусей.
Игра длится до того момента, пока волк не сможет поймать первого гуся, который впоследствии становится волком.
4) Чтение стихотворения А. Барто «Воробей»
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
5) Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Цели:
• Развивать умение узнавать птицу или животное
по характерным действиям.
• Совершенствовать навыки работы с символами
действий.
• Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.
Описание игры:
Дети рассматривают дом и определяют, какой он (одноэтажный или многоэтажный, деревянный или каменный).
Педагог предлагает малышам угадать, кто живет в этом красивом доме, задает наводящие вопросы. Дети угадывают по ним "жильца".
Например: летает, вьет (гнездо, клюет, поет. — Это птица.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для родителей
«Покормите птиц зимой!»
Зима – суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц - не холод, потому что у них вырастает подпушек под перышками. А самое ужасное – голод!
Мало корма находят птицы зимой, т. к. насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав 0 под снегом. Если им не помочь, они могут погибнуть. Кто же поможет птицам? Конечно же мы, люди.
Давайте сделаем для них кормушки и наполним их кормом, который они любят. Надо спешить! Дорог каждый час!
Изготовим кормушку для наших пернатых друзей!
Изготовить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока, а если немного пофантазировать, то и из старой строительной маски тоже можно сделать превосходную кормушку.
Но важно помнить несколько основных правил:
1. У кормушки должно быть 2 отверстия (вход и выход, чтобы птица не боялась залетать в кормушку.
2. Отверстия должны быть широкими, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
3. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом.
4. У кормушки должен быть сделан порог, чтобы корм не рассыпался.
5. Не забудьте прикрепить шнурок, на котором будет висеть наша кормушка.
Запомни несколько правил,
которые необходимо соблюдать, когда кормишь птиц :
1 правило: Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.
2 правило: Следите, чтобы в кормушке не было снега.
3 правило: Следите, чтоб в кормушке корм был постоянно.
4 правило: Начинайте подкармливать птиц поздней осенью и продолжайте до весны.
5 правило: Не бросайте возле кормушки пакеты и банки, в которых носите корм.
6 правило: Не кладите в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.
7 правило: Сало развешивайте на тонких ветках, обвязывайте ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.
Выполняйте эти привила!
Познакомьте с правилами подкормки птиц своих друзей.