МААМ-картинки

Проект по экологическому воспитанию «Юные друзья природы» для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Крылова
Проект по экологическому воспитанию «Юные друзья природы» для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема проекта : «Юные друзья природы»

Вид проекта : познавательно-коммуникативный, творческий, групповой.

Участники проекта : дети, воспитатель, специалисты детского дома.

По времени проведения: долгосрочный (2 года)

Актуальность

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Юные друзья природы“ для работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.

Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.

Дошкольное детство является периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо «закладывать» в ребенка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.

Цель проекта :

Формирование у детей экологические знаний, бережного отношения к природе и всему окружающему.

Задачи:

Образовательные:

- формировать систему элементарных научных экологических

знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать эмоции, чувство эмпатии к объектам природы;

- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

- развивать у детей любознательность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- формировать эстетическое восприятие окружающего мира;

Воспитательные :

- формировать умения и желания сохранять природу, ухаживать за живыми объектами;

- формировать навыки элементарной природоохранной деятельности в

ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия

некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

- формировать экологически правильного поведения в природе;

- охранять и укреплять здоровье детей.

Объект исследования:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Социальная значимость:

Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия. На личном примере научить защищать природу и бороться за ее сохранение. Реализация проекта будет способствовать повышению культуры экологического поведения.

Основные принципы проекта :

- индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей

детей;

- принцип развивающего обучения;

- преемственность;

- наглядность и доступность;

- сотрудничество;

- интегративность;

- систематичность;

- творчество и самостоятельность;

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр,

конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).

3. Живой уголок.

4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение»

5. Подборка опытов и экспериментов.

6. Теплица, огород на территории детского дома.

Ожидаемые результаты:

1. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации

дошкольников, система критериев и показателей оценки

сформированности у них ценностных ориентаций.

2. Организована развивающая среда, способствующая нравственно –

экологическому развитию детей.

3. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты

непосредственно образовательной деятельности, праздников,

развлечений, образовательные проекты, рекомендации, консультации,

дидактические игры, пособия и др.)

4. У детей будет сформировано бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

5. У детей будут сформированы первоначальные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

6. У детей будет сформировано желание защищать природу и бороться за ее сохранение (через практическую общественную деятельность).

Создание эколого-развивающей среды

Одним из важных условий реализации системы экологического образования

в дошкольном учреждении способствует правильная организация и

экологизация развивающей среды, которая способствует:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности.

Правильно организованная развивающая среда является методом

экологического воспитания : она, прежде всего, приучает детей

систематически думать и реально заботиться о растениях и животных,

находящихся в одном с ними жизненном пространстве.

Взаимодействие с социумом

Экологическое образование не является изолированным направлением в

работе детского дома и имеет мировоззренческое значение, поэтому

возникает необходимость экологизации всего образовательного процесса и

налаживания сотрудничества с другими организациями. Кроме того,

координация деятельности детского дома с социумом приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Чем разнообразнее внешние связи учреждения, тем

эффективнее его работа. Сотрудничество детского дома с другими организациями поможет учреждению и коллективу стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования города.

Работа с детьми

Система работы по экологическому воспитанию детей представляет собой

следующее: организованное обучение, совместная деятельность педагога и

детей, самостоятельная деятельность дошкольников. Все эти направления

органично дополняют друг друга и не могут существовать одно без другого.

При построении системы экологической работы с детьми выделены

основные направления:

Воспитательное направление работы

является централизующим во всей системе работы по экологическому

воспитанию детей и решается интегративно с реализацией других

направлений, во всех формах и методах работы с детьми.

• Познавательное направление работы

включает цикл познавательных мероприятий (используются

следующие формы: дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, просмотр познавательных фильмов, викторины, которые способствуют более глубокому

расширению экологических знаний воспитанников.

• Познавательно-развлекательное направление работы

ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой

природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой

занимательной форме: это – театрализованные представления на

экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-

путешествия. Игровое направление предполагает широкое и

постоянное использование игровых обучающих ситуаций.

• Практическое направление работы

изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края,

связанное с практическими делами, совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории МБДОУ, работой на

огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников,

подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и

скворечников способствуют привитию бережного отношения

дошкольников к родной природе.

• Исследовательское направление работы

осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной

деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления,

анализу полученных результатов.

Эколого-оздоровительное направление

реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в

ближайшее природное окружение.

Эколого-эстетическое направление

Использование различных виды изобразительной деятельности

(воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные

явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета,

пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных,

затем создает условия для свободной творческой деятельности:

рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из

природного материала).

Разработана система работы с детьми в каждой возрастной группе, которая

включает в себя:

• посезонное перспективное планирование непрерывной

непосредственно образовательной деятельности;

• использование адекватных возрасту детей форм и методов обучения

(экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии,

чтение художественной литературы, моделирование, инсценирование,

сочинение экологических сказок);

• создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории

природы);

• организация деятельности вне детского дома (праздники, наблюдения,

экологическая тропа, огород овощных культур, труд в природе);

• совместную творческую деятельность воспитателей, детей и

родителей;

• игровую деятельность, как ведущую форму деятельности детей;

экологию здоровья (фито-чай, аромотерапия, витаминотерапия,

двигательная активность, закаливание);

• создание системы экологической работы (авторские разработки

образовательной деятельности, работа с общественными

организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).

Литература:

Дыбина О. В. Неизвестное рядом М. ; ТЦ «Сфера», 2005.

Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду и дома. М. ;Линка-Пресс,

2009.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду

М. ; Мозаика-Синтез, 2014.

Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников

с растениями,-М. ; Просвещение,1981.

Публикации по теме:

Проект по экологии «Мы нужны друг другу на земле»Проект по экологии «Мы нужны друг другу на земле» ТИП ПРОЕКТА-СРЕДЕСРОЧНЫЙ 20 АПРЕЛЯ-20 ОКТЯБРЯ ВИД ПРОЕКТА-живая природа Актуальность В наши дни,когда мир находится на грани экологической.

Семейный экологический десант «Растем вместе!»Семейный экологический десант «Растем вместе!» Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию «Юные друзья природы» для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 19:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД