Ольга Разживина
Проект «Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями»
1. Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, весёлые и даже страшные они всегда интересны. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал А. С. Пушкин. и действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее это дружеский совет.
2. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие учение как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.
Публикация «Проект „Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.
Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.
3. Логосказки - вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.
4. Использование приёма логосказки способствует развитию всех сторон речи детей, проявлению индивидуальности каждого ребёнка. Однако в группы для детей с нарушениями речи поступают дошкольники с разнообразной структурой дефекта и степенью его выраженности. У таких детей имеет место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально – волевой сферы, личности ребёнка в целом. Поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата, кроме того работа с детьми – это постоянные повторения, что зачастую бывает для ребёнка скучным и утомительным.
5. Сказки с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Можно рассказать сказку и одновременно выполнять упражнения. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.
6. ЛОГОСКАЗКА
* эффективное развивающее коррекционное средство
* универсальный комплексный метод в коррекционной работе.
7. Прием логосказки в работе с детьми с ОНР решает задачи :
-развитие всех сторон речи (фонематический слух, грамматика, лексика, связная речь);
-активизация психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);
-воспитание нравственных качеств;
-положительная мотивация к коррекционным занятиям.
8. Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного, дидактического материалов, пользуясь идеями педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение двух лет я использую в работе по обучению детей фонетическим, лексико – грамматическим нагрузкам приёмы логосказки.
Цели работы :
• Знакомство с логосказкой.
• Коррекция нарушений речи через придумывание, проигрывание сказок.
• Воспитание нравственных качеств личности детей.
9. Виды логосказок :
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
• Лексико – грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
• Сказки, способствующие формированию связной речи.
• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
10. Форма работы по логосказкам. В практике использую «логосказки», которые несут определённую лексическую и грамматическую нагрузку. Коррекция речи и формирование положительного отношения к логосказкам у детей может проводиться как на занятиях, которые целиком построены на сюжете сказки или её фрагменте, так и использовать часть занятия, а также в свободное время в виде дид. игр или в форме досуга.
11. Логосказка, как и любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейшего, от индивидуальных занятий до групповых; рассказывание сказки от 1-го и 3-го лица, до рассказывания и придумывания сказки «по кругу».
12. Чтобы не разделяться с ребёнком, не только зрительно, но и психологически, мною использовалось оптимальное условие, т. е. расположение: напротив ребёнка.
13. Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
с куклами на палочках;
* рукавичковый;
* картонажный;
* бибабо и др.
14. Декорациями могут служить:
* объёмные ширмы,
* мини – макеты.
15. Дидактические пособия.
16. Таким образом, с помощью логосказок удалось достичь следующих результатов:
-развитие фонематического восприятия;
-совершенствование слоговой структуры слов;
-автоматизация звуков речи;
-пополнение и уточнение словарного запаса;
-совершенствование связной речи;
-тренировка дыхания…
17.18. Из наблюдений видно, что использование логосказки положительно сказывается на речевые умения и навыки детей.
19. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей, они также привлекаются к работе. Ими оказывается помощь в изготовлении различных театров, декораций.
20. Методическое обеспечение
Иллюстрации книг.