МАРИНА КОЗЛОВА
Проект «Привитие экологической культуры детям дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам дошкольного образования.
Автор проекта : Старший воспитатель Козлова Марина Александровна.
Краткая аннотация к проекту :
Публикация «Проект „Привитие экологической культуры детям дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование (воспитание, развитие, обучение) подрастающего поколения.
В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Дети знакомятся с объектами и явлениями природы, начинают понимать единство человека и природы.
Тип проекта :
Краткосрочный (Февраль – июнь, исследовательский, практико-ориентированный.
Цель проекта :
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта :
- углубить и расширить экологические знания воспитанников;
- формировать поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков;
- формировать чувство бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты:
Будет знать/ понимать:
- значение природы для себя, для общества;
- элементарные представления об окружающей среде и ее обитателей;
- важность воспитания уважения и чувства гордости за природу своего края;
- правила сохранения природных богатств;
- основные правила поведения на природе.
Должен уметь:
- экологически грамотно вести себя на природе;
- проявлять себя в общественно полезном труде;
- проявлять чуткость и милосердие, доброту и отзывчивость ко всему живому;
- любить и беречь природу родного края;
- охранять и беречь природное наследие своего края.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Насыщение предметно-развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап
«Международный день полярного медведя»
- проведеие спортивно-развлекательного мероприятия: «В гости к белому медведю»;
- показ презентации о медведях и сохранение их численности на планете;
- проведение совместного конкурса - выставка поделок детей и родителей "Мишка косолапый ";
- проведение непрерывной образовательной деятельности по данной теме;
-Участие в конкурсах педагогов и воспитанников;
«Международный день леса»
- проведение познавательных бесед «Какие леса нашей местности», его значении в жизни человека, Земли;
- проведение Изобразительной деятельности «Зеленый наряд нашей планеты»;
- показ презентации о деревьях и бережного отношения;
- проведение совместного конкурса - выставка поделок детей и родителей "Дерево исполнения желаний";
- проведение непрерывной образовательной деятельности по данной теме;
- участие детей в театрализованном представлении «Берегите лес»
-участие в конкурсах педагогов и воспитанников;
«Всемирный день воды»
- реализация проекта «Вода – чудесный дар природы!»
- проведение познавательных бесед о воде и значении в жизни человека, растений и животных: «Вода вокруг нас», «Вода нужна всем», «Берегитк воду», «Дождь», «Град», «Снег»;
- изготовление аппликаций детьми «Подводные жители»;
- Рисование «Подводная растительность»
- лепка из пластилина воспитанниками: «Рыбы наших водоемов»;
- проведение опытно-экспериментальной деятельность: «Подушка из пены», «Свойства воды», «Волшебные льдинки», «Сводой и без воды»;
- организация и проведение развлечения «Водичка, водичка – умой мое личико!»;
- проведение непрерывной образовательной деятельности по данной теме;
- участие педагогов и воспитанников в конкурсах.
«Всемирный день Метеорологии»
- представителями Планетария проведена познавательная беседа о мире в космосе и его влияние на погоду: «Наша планета»;
- проведение воспитателями экологической викторина «Знатоки природы»;
- проведение акции «Наш дом – планета Земля» (изготовление буклетов);
- ИЗО деятельность «Моя любимая погода!»
- проведение непрерывной образовательной деятельности по данной теме;
- участие педагогов и воспитанников в конкурсах.
«Международный день птиц»
- Познавательные беседы «Птицы нашего края»;
- педагоги провели разъяснительную беседу с родителями воспитанников о цели участия в акции «Птичий дом»;
- конкурс совместно с родителями «Дом для птиц» - работа детей и родителей;
- изготовление скворечников совместно с родителями «Птичий дом»;
- Изготовление коллажа «Птичья суета» совместно с детьми;
- непрерывная образовательная деятельность по данной теме;
- участие педагогов и воспитанников в конкурсах.
Международный день здоровья
- показ презентации для детей «Что значит быть здоровым?»;
- проведение физкультурного досуга в подготовительной группе «Чистота залог здоровья»;
- Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в семье»;
- проведение спортивно-развлекательного мероприятия совместно с родителями «День здоровья с карлсоном»;
- проведение семинара для воспитателей «Если хочешь – будь здоров!»;
- непрерывная образовательная деятельность по данной теме;
- участие педагогов и воспитанников в конкурсах.
«День экологических знаний»
- Конкурс между группами «Огород на окне»;
- Выпуск экологической газеты «Природа глазами детей»;
- Непрерывная образовательная деятельность по данной теме;
- Участие педагогов и воспитанников в конкурсах.
«Международный день земли»
- Проведение акции «Чистый двор!» (уборка территории ДОУ);
- Проведение конкурса рисунков совместно с родителями посвященных Дню Земли «Земля именинница»;
- Акция «Береги природу!» (Изготовление листовок);
- Уроки добра «Богатство недр Земли!»;
- Акция «Посади дерево!»;
- Непрерывная образовательная деятельность по данной теме;
- Участие педагогов и воспитанников в конкурсах;
Международный марш парков
- проведение непрерывной образовательной деятельность «Особенности парка»;
- аппликация «Наше деревце»;
- проведение познавательной беседы о лесе «Дерево – какое оно?»;
- создание альбома (Фотоотчет, презентация) «Природа глазами детей»
- экскурсия в Сосновый бор и музей заповедник «Писаные скалы»;
«Всемирный день окружающей среды»
- Конкурс между группами «Нарядная клумба»
- Посадка деревьев от выпускников «Аллея выпускников»;
- Проведена познавательная беседа «Ознакомление со свойствами бумаги»;
- Проведена экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги»;
- Ознакомление детей со свойствами пластмассы,металлических предметов;
- Показ презентация «Жалобная книга природы»;
- Участие детей в экологической акции «Мой чистый двор»;
- Фотогазета «Этого не должно быть»;
- Проведена непрерывная образовательная деятельность по данной теме;
- Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем»;
- Участие педагогов и воспитанников в конкурсах;
Заключительный этап
Подведение итогов;
Презентация проекта.
Участники проекта :
Воспитатели, дети и их родители.
Срок реализации проекта : Февраль - июнь 2017г.
Принципы реализации проекта :
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта :
Наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за растениями, чтение художественной литературы, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие.
Ресурсное обеспечение проекта :
- Уголок экологии и экспериментирования в группе;
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.);
- Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”;
Продукты проекта :
- Созданы плакаты, папки-передвижки, с призывом «Сохраните полярного медведя»;
- Созданы плакаты, папки-передвижки, знаки с призывом «Берегите лес».
- Изготовление аппликаций детьми «Подводные жители»;
- Рисование «Подводная растительность»;
- Лепка из пластилина воспитанниками: «Рыбы наших водоемов»;
- Проведение акции «Наш дом – планета Земля» (изготовление буклетов);
- Дети совместно с воспитателями изготовили коллективную работу «Моя любимая погода»;
- Конкурс совместно с родителями «Дом для птиц» - работа детей и родителей;
- Изготовление скворечников совместно с родителями «Птичий дом»;
- Изготовление коллажа «Птичья суета» совместно с детьми;
- Изготовлены папки - передвижки по здоровому образу жизни.
- Конкурс между группами «Огород на окне»;
- Проведение конкурса рисунков совместно с родителями посвященных Дню Земли - «Земля именинница»;
- Акция «Береги природу!» (Изготовление листовок);
- создание альбома (Фотоотчет, презентация) «Природа глазами детей»
- Конкурс между группами «Нарядная клумба»
- Показ презентация «Жалобная книга природы»;
- Фотогазета «Этого не должно быть»;
Результаты проекта :
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, значимой и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым. Появился интерес к явлениям и объектам природы. Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии. Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.