Галина Санькова
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «В мире часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В мире часов»
Цель: систематизация знаний детей по теме «Часы»
Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о часах;
- совершенствовать речевые умения;
- развивать логическое мышление;
-развивать любознательность, активность, инициативность;
- воспитывать культуру общения, интерес к истории вещей, умение оценивать свои возможности.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе „В мире часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Ход Н. О. Д.
- Ребята, я предлагаю вам принять участие в научно-практической конференции (дети рассаживаются за столы).
- А какая у нас сегодня будет тема, вы мне сейчас сами скажите (звучит запись, говорят часы).
- Какая тема нашей конференции, вы догадались? (Часы)
- Для чего нужны людям часы?
- Мы сейчас вспомним прошлое часов, с самой древности и до наших дней.
1) Солнечные часы
Давным-давно часов не было. Как вы думаете, как человек мог узнать время?
- По солнцу. Такие часы назывались солнечные. А придумали их в древнем Риме. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы – пришло время отдыхать.
И вот однажды, заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он палку в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от палки двинулось по кругу. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень и значит скоро вечер.
- Как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам? Удобны ли такие часы? (они были очень большими, их нельзя взять с собой, работали только в солнечные дни) как вы думаете, а мы могли бы сделать солнечные часы у себя на участке? Как?
2) Часы петух
- Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор кричат «ку-ка-ре-ку». Узнали кто это?
Еще солнце не взошло, а петух уже кричит «Скоро утро! Пора вставать!» Люди заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый лучик. Именно с первым криком петуха вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище.
-Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается, начнет кричать.
3) Цветочные часы
Самые необычные – это цветочные часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. Вам нравятся такие часы? Что в них хорошего? Что плохого в этих часах? В пасмурную погоду цветочные часы «не работают» совсем. Цветы остаются закрытыми. Люди их используют для украшения клумб.
Релаксация «Цветы и дождь»
Какие красивые цветы! (дети стоят с поднятыми руками, кисти рук показывают «тюльпан» - мышечное напряжение). Давно не было дождя. Цветы завяли. Сначала опустили головки (дети опустили руки, склонили головы, плечи расслаблены, потом листья (расслаблены опущены руки, затем весь стебелек согнулся до земли (наклон с расслабленными руками). Вдруг закапал дождик, цветы стали медленно оживать (повтор движений в обратном порядке).
4) Водяные часы
- В высокий узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Как вы думаете, удобны ли такие часы? (нет, в них надо постоянно подливать воду)
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин.
5) Песочные часы
- После неудачи с солнечными и водяными часами люди стали ломать голову, как бы придумать часы получше, чтобы они показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И тогда человек придумал песочные часы.
- В сосуд насыпали песок. Через узкое отверстие песок сыпался в другую часть сосуда. Так люди узнавали время.
- Но и эти часы оказались неудобными. Почему? (Их постоянно надо было переворачивать.)
Где используются песочные часы? (В поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры.)
А сейчас я предлагаю вам превратится в часы и поиграть.
Физминутка. Игра «Ходят стрелочки по кругу»
(На полу разложены карточки с цифрами от одного до 12-ти по кругу. Дети встают около карточек, взявшись за руки)
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу)
Стрелки, стрелки не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с карточкой)
Воспитатель: 5часов (встают дети, сидящие рядом с цифрами 5 и 12)
6) Огненные часы
Свечка сверху до низу разрисовывалось, как зебра, черно-белыми полосами. Свеча горела, таяла, и вместе с ней таяли полоски. Сколько полосок исчезало столько часов и проходило.
Вам нравятся такие часы? Что в них хорошего? Что плохого в этих часах? Почему люди от них отказались?
7) Механические часы.
Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.
Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?
- Часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Игра «Часики»
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
-как называются часы, которые висят на стене? (настенные)
- которые стоят на полу? (напольные)
- которые стоят на столе? (настольные)
- которые человек носит на руке? (наручные)
Часы которые стоят на камине (каминные)
Часы которые носят в кармане (карманные)
Часы которые находятся на башне (башенные)
Главные часы нашей страны (Куранты)
Но и у всех этих часов были недостатки. Может быть, вы догадаетесь, какие?
Их надо было часто заводить. Если забудешь завести, то они остановятся, поэтому придумали электронные часы, которые работают на батарейках.
8) Электронные часы
Это самые удобные часы из всех созданных (показать изображение).
Чем отличаются они от механических (не нужно заводить, работают на батарейках)
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
То немножко отстают,
Мы смотрели вместе,
А часы стоят на месте
Наша научно – практическая конференция подошла к концу. Вы что-нибудь новое узнали? А откуда вы так много знаете о часах?
И теперь мы сами сможем проводить экскурсии для всех детей нашего д/с.
Самооценка. (дети оценивают с помощью значков, готовы ли они самостоятельно проводить экскурсии в музее часов, или с помощью воспитателя, или не готовы совсем).