Татьяна Новикова
Проект «Растём вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по окружающему миру.
Проект «Растём вместе»
Подпроект «Выращиваем лук»
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе; Расширять у детей знания и представления о луке, его внешний вид, места произрастания; той пользе, которую лук приносит людям. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, логическое мышление. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщение.
Цель: Формирование начальных знаний о природе через исследовательскую деятельность.
Публикация «Проект „Растём вместе“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Образовательные задачи: развитие мышления, воображения детей, их познавательного интереса, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы, формулировать и обосновывать свою точку зрения; формирование представлений о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значение в жизни человека.
Воспитательные задачи: формирование навыков работы в команде, ухода за растениями; формирование бережного, эмоционального отношения к природе, желание заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.
Примечание: Проект носит интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдают, экспериментируют, играют, читают и сочиняют сказки, слушают музыку, выполняют пластические этюды, вместе с родителями и педагогами ищут информацию в разных источниках, ухаживают за растениями, рисуют.
Проект предполагает тесное сотрудничество с родителями
1. Поиск информации – фотографии, рисунки различных сортов лука (можно с описанием)
2. Подборка рецептов блюд, в которых используется лук.
3. Собрать коллекцию луков (репчатый, сладкий, батун, декоративные виды и. т. п.)
4. Подобрать легенды, сказки, стихи, рассказы в которых упоминается о луке.
Форма работы может быть как индивидуальной, так и групповой (с учётом их интересов, пожеланий)
Возраст детей : Выращивать растения и наблюдать за ними, отгадывать загадки, слушать сказки могут дети 3 лет.
Подготовительный этап
1. Объяснение задач проекта детям.
Крайне важно заинтересовать детей исследовательской работой. Для этого нужно особым образом объяснить им задачи проекта и предлагаемые результаты.
Вариант объяснения идеи проекта детям :
- В нашем детском саду есть дети и взрослые. Растут ли взрослые? А дети? Кто считает, что он растёт? Как это можно доказать?
Попросить родителей принести фотографии, на которых их ребёнок изображён в младшем возрасте, сделать выставку этих фотографий.
Можно предложить детям измерить свой рост в начале работы по проекту и по его окончании, например, с помощью ростомера. Дошкольникам будет интересно сравнить, кто быстрее растёт : они или растения (лук, даже если ответ на этот вопрос известен заранее.
2. Создание лаборатории.
Воспитатель объясняет, что учёные обычно проводят опыты в лаборатории. Значит, нужно «открыть» лабораторию в группе: для того чтобы узнать, как устроен окружающий мир, недостаточно читать книги, нужно самому исследовать природу, проводить различные опыты. Дети, как настоящие учёные, проведут серии опытов, наблюдений, будут делать выводы, фиксировать результаты наблюдений в форме альбомов, записей, рисунков, фотографий.
Можно объявить конкурс среди детей и родителей на лучший проект лаборатории. На основе самых интересных идей создаётся лаборатория. Можно так же создать и эмблему лаборатории.
3. Подготовка оборудования и материалов.
При работе по проекту вам понадобиться : лупы, вода, почва (питательная смесь) для выращивания лука, песок, глина, опилки, стаканчики, тарелочки, мисочки (прозрачные и цветные) для опытов; ёмкости для проращивания лука, лук разных сортов, лейки для полива, резиновые перчатки для работы с землёй, линейка, маркер, цветная клеящая плёнка, полиэтиленовая плёнка, палочка для того чтобы делать ямки при посадке и рыхлить почву, палочка для фиксирования наблюдения роста лука, фотоаппарат.
- Ящик ощущений. В ящик ощущений кладутся различные предметы, которые ребёнок определяет на ощупь, засунув руки в боковые отверстия.
-Тканевый («волшебный») мешочек для тех же целей, что и ящик ощущений, но и для более мелких предметов или для занятия на улице.
Основной этап
Основной этап предполагает выращивание лука, проведение наблюдений, опытов, фиксации результатов. В рамках проекта дети знакомятся с разными способами выращивания лука.
Выращивание лука в емкости «домашний огород». Посадите в ёмкость лук, на расстоянии с учётом того, что он будет расти, и для него понадобится определённый объём земли. Дети поливают, делают зарисовки. Для удобства проведения исследований на стекло можно нанести метки, помогающие определить скорость роста.
Организация экспериментирования. Крайне важно, чтобы перед началом экспериментирования каждый ребёнок сформулировал своё предложение о том, что произойдёт в процессе опыта, какой будет результат, и обоснует свою точку зрения. Её правильность или неправильность он сам проверит в процессе исследований. Важно также обобщать вместе с детьми результаты опытов, наблюдений, чтобы они поняли, что именно показал тот или иной эксперимент.
Заключительный этап
«Научные выводы»
На заключительном этапе «учёные»на основе проведённых исследований могут с помощью взрослого подготовить короткие иллюстрированные доклады и рассказать о строении лука, о том, что ему нужно для прорастания и для жизни в целом, как рос лук. Рассказать о корнях, о стеблях, о листьях, о цветках. О значении света, почвы, воды, тепла, воздуха. Также заботы и внимания.
Исследования
1. Почему лук называют репчатым? Дети сравнивают репчатый лук, зелёный лук и репу находят сходство и отличия.
2. Определить какая луковица – сухая или нет, твёрдая или мягкая.
3. Что находится внутри неё? (слои довольно толстых чешуек, их можно назвать особыми листьями плотно прилегающих друг к другу)
4. Какие части можно выделить у луковицы?
5. Рассматривание внутренней части луковицы при помощи лупы.
6. Что произойдёт, если луковицу поместим в банку с водой или посадим в почву? (появятся зелёные стрелки, то есть луковица начнёт прорастать).
7. Рассматривание чешуи луковицы.
8. Для чего растению нужна такая чешуя? (чешуя – это «одежда» луковицы, которая её защищает, в том числе и от высыхания.
9. Проверяют, есть ли в луковице вода?
- потрогать поверхность разрезанной луковицы и определить сухая она или влажная.
- половинку луковицы приложить к салфетке на ней останется влажный след.
- определить как изменится половинка луковицы, если её оставить в тёплом месте (луковица уменьшится в размере, так как вода, которая была у неё внутри, испаряется).
- половинку очищенной луковицы поместить в полиэтиленовый пакет или пластиковый прозрачный стаканчик через некоторое время проверить, что изменилось? Откуда берутся капельки на внутренней части полиэтилена (стаканчика).
10. Рассматривание корешков луковицы и обсуждение, для чего они нужны. Почему корешки не прорастают, что нужно сделать, чтобы они начали расти?
11. Что такое луковица – корень или стебель? Наблюдать, что произойдёт с луковицей, если её положить на тарелке, на окошко в светлое место (чешуйки луковицы зеленеют). Вывод: луковица является стеблем – корень на свету не меняется).
12. Рассматривание кожуры клубнелуковицы – это остатки листьев прошлогоднего растения, в ней запасена влага и «пища» для будущего растения.
13. В прозрачную банку наливают воду и опускают туда нижнюю часть луковицы. Спросить детей, что начнёт расти раньше : корни или перья лука? Сделать различимые метки, чтобы был виден результат опыта. Первыми вырастают корни, так как растению нужны вода и «пища».
14. Каждый ребёнок сажает собственную луковицу и наблюдает за её развитием. Можно нарисовать, как будет выглядеть будущий лук. Когда он вырастет сравнить. Можно сфотографировать или зарисовать разные стадии прорастания лука.
15. Чтобы понять значение окружающей среды (разных экологических факторов) в жизни растений, дети наблюдают за луковицами, помещенными в разные условия.
А) Две емкости с луковицей ставят в тепло, в освещенном месте, воду наливают в одну.
Б) Воду наливают в две емкости, одну из которых ставят в прохладное место.
В) Емкость с луковицей находится в условиях отсутствия света.
16. Дети рассматривают семена разных сортов лука, сравнивают их.
Игры
«Прорасти семечка», «Что на что похоже», «Что нужно нашему растению», «Что за чем», «Угадай на вкус».
Выставки
Сделать выставку рисунков, фотографий, коллекций лука.
Беседа
Провести обобщающую беседу дополнив её информацией посвященной луку.
Информация
Подборка сказок, легенд, стихов, рассказов, загадок, пословиц в которых упоминается о луке.
Работа с родителями
- Принести разные сорта лука – создать коллекцию
- Организовать выставку фотографий, рисунков различных видов лука, можно с описанием.
- Организовать выставку рецептов блюд, в которых используется лук.
Предполагаемый результат: Эксперимент показал, что лук, который получал тепло, воду и свет посаженый в землю первым дал перья, а лук, посаженный вводу, первым дал корни, ещё лук был посажен в песок, глину, опилки. Лук который не получал свет, тепло и воду тоже дал перья первым в земле, а корни в воде, но позже лука получаемого тепло, воду, свет. Эксперимент был проведен, чтобы понять детям значение окружающей среды (разных экологических факторов)
Вывод: Проведя исследовательскую деятельность, мы с детьми пришли к выводу, что растение не может существовать без света, тепла, воды, воздуха и конечно без нашей заботы и внимания.
У нас закончился проект «Растём вместе» подпроект «Выращиваем лук» хотим поделиться своими впечатлениями.
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно –образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно – исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты. Этот проект : во- первых, позволяет почувствовать себя исследователем,во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего общества детей, воспитателей и родителей.
Наш проект называется «Растем вместе»Подпроект «Выращиваем лук».
Вид проекта : познавательно – экологический
Цель проекта :Формировать начальные знания о природе через исследовательскую деятельность.
Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности и последовательности, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принципа наглядности.
Участники проекта : дети, воспитатель группы и родители.
Срок: проект средней продолжительности Время проведения: апрель – май.
Проблема: что дети должны знать о зеленом витамине.
Материал: При работе по проекту нам понадобилось : лупы, вода, почва (питательная смесь) для выращивания лука, песок, глина, опилки, стаканчики, тарелочки для опытов; ёмкости для проращивания лука, лук разных сортов, лейки для полива, линейка, маркер, палочка для того чтобы делать ямки при посадке и для рыхления почвы, палочка для фиксирования наблюдения роста лука, фотоаппарат.
Предварительная работа: Разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают овощи на огороде и дома. Создание в группе огорода.
Цель: Расширение знания детей о том, какие разновидности лука бывают, как создать огород и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей.
Задачи:
1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц стаканчиках с разной почвой и в разных условиях.
4. Учить бережно, относиться к природе.
5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
6. Научить детей видеть результат своего труда.
1 ЭТАП – подготовительный.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Он бактерии во рту убивает,
Кашлять нам не разрешает,
Лук к височку приложи,
Головную боль сними.
Ожирения не будет,
если лук – порей добудешь.
Не страшны и комары,
Если кашицу из лука сварим мы.
Сок из лука мы попили,
Нервничать всем запретили.
Если будешь пить мёд с луком,
То не будешь близоруким.
Снимет лук любую боль
И уйдёт от нас вся хворь.
Проект возник по моей инициативе. В ходе беседы с детьми выяснилось. Что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать практически ни кто не знал. В групповой комнате детского сада у нас вырос целый огород лука. Над нашим огородом светило солнце и стояло пугало. У каждого ребёнка была своя луковка, за которой он ухаживал. Это была не просто луковка в стаканчике, здесь помогли родители оживили луковку, нарядили.
В конце эксперимента была проведена выставка «Лук от семи недуг» информацию, в которую принесли родители. Все узнали что существует много видов лука, (лук батун, шнитт –лук, лук репчатый, лук – порей, и. т. д. ,Также на выставке появились поговорки, стихи, сказки, загадки о луке. Узнали так же, что в России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке, даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней. Это была здоровая и полезная пища. Дети теперь знают, что лук, это лекарство. У лука есть особые летучие вещества – фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов. Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта.
2 ЭТАП – исследовательский.
В апреле дети принесли лук, мы наблюдали как он растёт, дети поливали его делали отметку роста пера лука. В мае началась экспериментальная деятельность, мы посадили лук в разные почвы: землю, песок, опилки, воду. Одни поставили на свет и поливали, другие в тамбур и не поливали. Потом сравнивали, где первыми появились корни, где перья.
Дети наблюдали за ростом лука, проводили эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растение - свет, растения - человек Результаты экспериментов, где лук вперёд дал корни, стрелки, фиксировали на палочке, которая стояла в стаканчике с луком. Дети с помощью лупы рассматривали корни лука, чешую. В исследовании дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП - заключительный
Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. И в конце нашего эксперимента вместе с детьми выявили условия для роста лука:
Луку, как и любому растению, нужны :
— свет
— тепло
— воздух
— вода
— человек
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад,
Приходите все к нам в сад.
Выращенный лук был подан к обеду.
Результат.
1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука весной, когда еще на улице нет зелени.
2. У детей сформировались некоторые знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, в разной почве.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений. Дети с удовольствием поливали, наблюдали, сравнивали, чей лук выше, пышнее. Я думаю, что дети готовы и захотят выполнять коллективно следующий проект.