Получи документы

Проект «Развитие ручной умелости и подготовки руки к письму»

Елена Лапина
Проект «Развитие ручной умелости и подготовки руки к письму»

Проект «Развитие ручной умелости и подготовки руки к письму»

Тип проекта : групповой, информационно-практический.

Автор проекта : воспитатель Лапина Е. В.

Реализация проекта : долгосрочный (сентябрь - май)

Участники проекта : воспитатель группы, дети, родители.

Целевая группа: дети подготовительной группы (6 – 7 лет)

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

учиться развивать их умственные способности,

не стремясь при этом к обилию знаний.

В. Ф. Одоевский.

Публикация «Проект „Развитие ручной умелости и подготовки руки к письму“» размещена в разделах

Актуальность темы.

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Проблема.

У детей наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо - зрительно моторных координаций.

Обоснование проблемы.

Дети испытывают большую сложность в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Отмечаются частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Не умение копировать предъявляемый детям образец. Не достаточно ориентируются во времени и пространстве.

Цель проекта. Формирование физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо - зрительно моторных координаций.

Задачи:

Образовательные:

Вызвать у ребёнка интерес и позитивное отношение к письму.

Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть).

Формировать умение работать в общем темпе.

Развивающие :

Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.

Развивать слухо – зрительно - моторные функции, ориентировку на микро-плоскости.

Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

Тренировать тонко-координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Стратегия реализации проекта :

1 этап: подготовительный (сентябрь 2020)

1. Подбор темы проекта.

2. Подбор и изучение методической литературы и работа на интернет сайтах.

3. Разработка проекта, перспективного плана для работы с детьми.

4. Разработка перспективного плана работы с родителями.

5. Подбор картотек пальчиковых игр, физкультминуток; тетрадей на печатной основе с заданиями.

6. Подбор графических упражнений по клеточкам; штриховок; раскрасок, трафаретов.

7. Разработка карточек – таблиц для зрительных (графических) диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов.

8. Провидение мониторинга. (Обследование руки)

2 этап: практический (октябрь 2020 - май 2021)

Работа с детьми:

Работа по перспективному плану работы с детьми.

Работа с родителями:

Работа по перспективному плану.

3 этап: заключительный (май 2021)

- Мониторинг.

- Организация выставки детских работ «Увлекательные клеточки».

Предполагаемый результат:

сформированы следующие умения:

- ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий;

- ориентируется в пространстве и на микроплоскости;

- выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;

- сформированы графические навыки;

- могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;

- быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;

- ребенок умеет сохранять правильную посадку и положение рук при письме. правильно держать ручку, карандаш; ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

Дальнейшее развитие проекта :

- Рекомендовать педагогам заинтересовавшихся данной темой.

Необходимые условия для реализации проекта :

Организационные:

- большая светлая комната;

- лампы дневного освещения;

- столы и стулья соответствуют росту детей.

Материально – технические:

- тетради в клетку, тетради на печатной основе с заданиями;

- настольные и настольно - печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, конструкторы «Лего», «Маленький строитель» и т. д. ;

- «сухие» бассейны с разными наполнителями (гречневая и манная крупы, фасоль, «киндер-сюрприз» и т. д.);

- мелкие предметы для сухого бассейна.

- фигурные и геометрические трафареты;

- материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока и т. д.);

- картотека пальчиковых игр, физкультминуток, графических упражнений по клеточкам, штриховок, раскрасок;

- карточки – таблицы для графических диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов;

- тематические иллюстрации.

Психологические:

позитивный настрой всех участников проекта.

Методические:

1. Антонова А. В. развитие графических навыков у дошкольников.

2. Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.

4. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008

5. Готовим детей к школе. Н. Ю. Яшина. Н. Новгород, 1996

6. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму : Формирование графических навыков письма. - М., 1959

7. Дошкольное воспитание. 2003, №3-7

8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.

9. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007

10. Колесникова Е. В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007

11. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. -М. ,1970

12. Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.

13. «Организация работы в группах предшкольной подготовки», О. В. Загороднева, АРКТИ, 2011

14. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников. / / Начальная школа. 1987.№4

15. Подрезова И. П. Школа умелого карандаша. Москва 2007

16. Синицына Е. Умная тетрадь. — М., 1999.

17. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - Москва,1995

18. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. — СПб., 2008.

19. Интернет ресурсы:

-https://studfile.net/preview/3832709/page :11/ (монометрический тест «Вырезание круга»)

-https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/20/metodika-graficheskiy-diktant-d-b-elkonina (Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина)

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Игровые дидактические пособия для развития ручной умелости дошкольников логопедических групп (из опыта работы) Каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма? Очень важно развитие.

Консультация для педагогов «Подготовка руки к письму» ВидеоКонсультация для педагогов «Подготовка руки к письму» Видео Консультация для педагогов Подготовка руки к письму Доброго времени суток дорогие гости моей странички! Сегодня хочу поделиться своим.

Консультация «Подготовка руки к письму»Консультация «Подготовка руки к письму» Консультация «Подготовка руки к письму». В дошкольные годы в детском саду стараемся сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому.

Консультация «Подготовка руки ребенка к письму»Консультация «Подготовка руки ребенка к письму» Чтобы ребёнок чувствовал себя более комфортно в школе, начинаем готовить его руку к письму ещё до школы. В КТП я включаю следующие упражнения.

План — конспект занятия по подготовке руки к письму с ИКТ в средней группе по теме «Волшебный сундучок Карандаша».План — конспект занятия по подготовке руки к письму с ИКТ в средней группе по теме «Волшебный сундучок Карандаша». Задачи: обучающие: формировать пространственные представления; закреплять умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами; учить действовать.

Подготовка руки ребёнка к письму Консультация для родителей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки»Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки» Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделится с вами как, я провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики.

Занятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группыЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие ручной умелости и подготовки руки к письму»
Опубликовано: 12 августа 2021 в 21:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД