Елена Антонова
Проект «Робик и юные программисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху стремительного цифрового прогресса и активного развития роботостроения. Развитие алгоритмического мышления и основ программирования - это одно из важнейших направлений в развитии дошкольников. Наши воспитанники – активные и любознательные дети, их интересует все новое и необычное; они с удовольствием участвуют в проектной деятельности, каждый год мы вместе делаем множество открытий.
Публикация «Проект „Робик и юные программисты“» размещена в разделах
Робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники. Образовательная робототехника - относительно новое направление обучения, воспитания и развития детей. Робототехника в дошкольном образовательном учреждении дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию педагогической работы с дошкольниками.
В этом году в нашей группе появился робототехнический набор «Matatalab» с роботом, который обучает основам программирования без при-менения компьютера и мобильных устройств. Робик (как назвали его дети) стал неотъемлемой частью образовательного процесса. Так появился наш проект «Робик и юные программисты».
Для детей Matatalab - это увлекательная игра, в процессе которой у них формируется логическое мышление и математические способности, закладываются основы программирования и алгоритмизации; развиваются творческие способности в области рисования и музыки.
Освоение «Matatalab» началось с ориентировки в пространстве и создания простых маршрутов передвижения. Ребята передвигались в разных направлениях, выполняя команды ведущего (вперед, назад, вправо, влево, зарисовывали схемы передвижения с помощью стрелок. Составленные схемы «проверяли» при движении Робика по игровым полям.
На этом же этапе проекта ребята создавали алгоритм перемещения робота с помощью блоков движения (право, лево, прямо, назад). При этом у детей формировались представления о пространственных отношениях, параллельно закреплялись порядковый счёт, умение соотносить число и количество.
На втором этапе дети выкладывали путь более сложного кода, с числовыми блоками.
Но скоро готовых игровых полей (их в наборе было всего 2) детям стало недостаточно, и они решили придумать новые. Придумывали и рисовали их все вместе. Были созданы карты разной тематики, как реальные, так и фантастические - «Лес», «Океан», «Космос», «Город», «Волшебная страна», «Большое арктическое путешествие» и др. Причем к каждой карте ребята придумывали дополнительно разнообразные задания; перемещение робота по карте превратилось в увлекательную квест-игру с выполнением разнообразных заданий.
Например, путешествуя по карте «Буквы», дети называли слова, начинаю-щиеся с той буквы, на которой остановился Робик; по карте «Профессии» - называли атрибуты каждой профессии или место, где человек данной профес-сии может работать.
По карте «Лес» рассказывали о диких животных, месте их обитания, по-вадках, питании и т. п. ; по карте «История вещей» выкладывали Ленту времени объектов (каким объект был раньше, как происходило его изменение во времени, каким он стал в настоящее время и что с ним произойдет в будущем) и т. д.
В процессе данной деятельности у детей формировались ориентировка в пространстве и навыки счета, творческое воображение, навыки общения и со-творчества. Разнообразная тематика игровых полей (карт) способствовала раз-витию познавательной активности и обогащению представлений воспитанни-ков об окружающем мире.
Родители, видя интерес детей, также активно подключились к проекту. Вместе с ними были созданы необычные карты: «Сказки», «Путешествие во времени», «Спортландия», «Грамотейка» и т. д. по всем образовательным областям.
На третьем этапе дети открыли новые возможности Робика : рисование и создание мелодий. Вместе с Робиком ребята сначала рисовали знакомые фигу-ры, по мере освоения новых блоков составляли более сложные изображения.
Чтобы создать рисунок, ребята программировали передвижение робота по листу бумаги. Освоив простые фигуры, создавали из них комбинации. Получившиеся изображения раскрашивали, дополняли деталями. А какой при этом простор для развития детский фантазии и творчества! Так в группе появилась постоянно действующая выставка «Робохудожники».
Робик помог детям развить и музыкальные способности. С помощью му-зыкальных блоков программирования воспитанники сначала воспроизводили мелодии, а затем пробовали себя в роли композиторов и создавали музыку собственного сочинения: девочки сочиняли колыбельные, плясовые мелодии, мальчики - марши и многое другое. В дальнейшем дети использовали эти мелодии в самостоятельной деятельности, играх, театральных постановках.
Каждый этап проекта заканчивался квест-игрой, своеобразным мониторингом того, что освоили дети. Показатели высокие, это говорит о том, что дети очень хорошо усваивают данный материал, у них формируется инженерное мышление и творческое воображение. Но самое главное – это увлеченность детей, их огромный интерес к проекту. Ребята не хотят останавливаться на достигнутом, являются генераторами всё новых идей. В дальнейших наших планах – освоение новых механизмов робототехники.
Проект «Робик и юные программисты» увлек всех – и детей, и их родите-лей, и нас, педагогов. Вместе с ребятами мы постоянно открывали в себе но-вые возможности, чувствовали себя настоящими инженерами – программиста-ми. Робик помог нам создать свой собственный мир, где нет границ.