Елена Афанасьева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу, и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своему городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; формирование элементарных знаний о правах человека; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к стране, городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в у
расширение представлений о столице нашего края;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам;
формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта : тематический.
Срок проекта : долгосрочный
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей :
-Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город, село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (
Сентябрь
«Я живу на земле Ставропольской»
1 Географическое положение Ставропольского края.
2 Беседа: «Геральдика Ставропольского края».
3 Дидактическая игра «Найди флаг».
4 Лепка флага города Ставрополя.
5 «Конкурс – викторина, Знатоки Ставропольского края’’».
Октябрь
«Я и мой город Ставрополь»
1 Беседа: «Ставрополь - город Креста»; «А. В. Суворов – основатель города».
2 Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности Ставрополя».
3 Экскурсия «Город в солдатской шинели».
4 Рисование на тему: «Там где я живу, красиво».
5 Выставка (игра – путешествие) «Мой любимый город».
Ноябрь
«Ставропольский край – край степей и гор»
1 Знакомство с творчеством Ставропольского художника П. М. Гречишкина и его картинами «Цветущая степь»; «Тюльпаны в степи».
2 Беседа: «Растительный и животный мир степей нашего края».
3 Заучивание отрывка из стихотворения «Край родной» А. Екимцева.
4 Презентация «Горы Ставропольского края». Легенда о Бештау.
5 Знакомство с художественными произведениями М. Ю. Лермонтова: «Воспоминания о Кавказе»; «Вид Бештау близ Железноводска»; «Эльбрус при восходе солнца».
Декабрь
«Растительность родного края»
1 Белая акация - зелёный символ Ставропольского края.
2 Презентация на тему: «Деревья нашего края». Беседа о сохранении природы родного города. Настольная игра «Как зовут тебя деревце?» 3 Знакомство с творчеством Ставропольского художника П. М. Гречишкина и его картиной «Ставропольский лес».
4 Рассказ воспитателя : «Лекарства вокруг нас». Виды растений занесённых в Красную книгу.
5 Лепка на тему: «Ветки рябины».
Январь
«Целебные источники и минеральные воды нашего края»
1 Сенгилеевское водохранилище.
2 Термальные источники (горячие) с. Казьминское.
3 Презентация на тему : «Города курорты Ставропольского края». Минеральная вода «Ессентуки – 4».
4 Озеро Маныч –Гудило,солёное озеро в Калмыкии.
5 Занятие на тему : «Вода источник жизни,свойства и превращения воды».
Февраль
«Труд людей нашего края»
1 Беседа: «Ставропольский край – край хлеборобов». Дидактическая игра «Определи полевую культуру».
2 Чтение художественной литературы Ю. Ждановской «Нива».
3 «Ставропольский край – край золотого руна». Рассматривание иллюстраций животных, которые дают нам шерсть.
4 «Предметы прикладного искусства – народное творчество». Фарфоровые изделия сувенирных фабрик Кисловодска, Пятигорска, стеклозавода г. Невинномысска.
Март
«Литературное и художественное наследие нашего края»
1 Детские писатели и поэты Ставрополья : А. Е. Екимцев, Т. А. Гонтарь, Г. Н. Пухальская. Чтение произведений: “Деревушка на сосне”, “Ехал дождик на коне”, “Светло в России от берёз”, “Сундучок”.
2 Мир художников Ставрополья. Знакомство детей с творчеством П. М. Гречишкина, В. Г. Клеонова, Н. А. Ярошенко.
3 «Композиторы Ставрополья». Знакомство детей с произведениями А. Свиридовой, Н. Зинченко.
4 Прослушивание аудиозаписей песен Ставропольских композиторов.
Апрель
«Птицы нашего края»
1 Беседа: «Зимующие птицы нашего края». Дидактическая игра «Зимующие – перелётные».
2 Рассматривание альбома и фотографий птиц нашего края. Какие птицы и почему занесены в «Красную книгу».
3 Чтение А. Барто «Шустрая синица», «Скворцы прилетели»; разучивание народной песенки «Ласточка».
4 Презентация на тему: «Водоплавающие птицы нашего края».
5 Рассматривание перьев птиц. Изготовление поделок из перьев.
Май
«Казаки на Ставрополье»
1 Истоки казачьего фольклора.
2 Разучивание казачьих песен: “Грушавские казаки”, “Ты- Россия”, “Ой, как ты живёшь, моя ты чужая”.
3 Казачьи сказки и игры. Чтение сказок и беседа по их содержанию «Митяй - казак бесстрашный».
4 «Обряды и обычаи казаков Ставрополья».
5 Экскурсия в музей «Знакомство с казачьим костюмом (женским и мужским)».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.