Инесса Агаджанян
Проект «Родной свой край люби и знай» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационный - познавательный
Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2018г. – январь 2019г.)
Участники проекта : воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, дети, родители.
Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Цель проекта : формировать знания детей о родном крае, городе, истории и культуре Кубани.
Задачи проекта :
1. Обобщить и расширить знания детей об историческом прошлом родного города и края.
Публикация «Проект „Родной свой край люби и знай“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
2. Формировать представления детей о быте и труде казаков.
3. Закрепить знания детей о флоре и фауне Краснодарского края.
4. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности, инициативность в поиске ответов на поставленные вопросы, развивать творческие способности, познавательную активность, самостоятельность, коммуникативные навыки.
5. Воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей малой Родины.
6. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками (способствовать желанию детей делиться с взрослыми и сверстниками разнообразными впечатлениями); развивать связную речь (формировать умения вести диалог со взрослыми и сверстниками, поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, формировать умения составлять рассказы, воспитывать культуру речевого общения.
7. Привлечь родителей к участию в образовательном процессе, раскрыть их творческие способности, обогатить их педагогическими знаниями, сделать их заинтересованными участниками образовательного процесса, создать радостную атмосферу совместной с ребенком деятельности.
Актуальность проекта :
Воспитание чувства патриотизма и гражданственности у дошкольников становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей страны. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, а значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к своей Родине.
Тема проекта является актуальной, так как представленный материал способствует знакомству старших дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Обобщение знаний об историческом прошлом родного города и края.
2. Понимание детьми значимости малой Родины в жизни каждого из нас.
3. Создание макетов, книг, альбомов о быте казаков, природного мира Кубани.
4. Развивать личностную культуру ребенка, как основу его любви к Родине, семье, родителям.
5. Формировать у детей эмоциональное чувство причастности к наследию прошлого.
Конечный результат:
1. У детей сформированы интегративные качества:
- проявляют интерес к проектной деятельности, используют различные источники информации для достижения поставленной цели, проявляют устойчивый интерес к разным видам детской деятельности;
- сформированы понятия «род», «Родина», «малая Родина»;
- сформированы знания о родном городе, крае, об историческом прошлом Кубани.
2. Создана положительная среда общения между детьми, родителями и педагогами.
3. Сформированы креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
4. Обогащены методы, приемы, средства и формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о родном крае.
5. Пополнение предметно-пространственной среды, создание макетов, книг о быте казаков и природного мира Кубани.
Этапы реализации проекта
I этап - Подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Ознакомление родителей с целью и задачами проекта.
3. Выявление первоначальных знаний детей о родном крае.
4. Анкетирование родителей по теме проекта.
5. Сбор информации.
6. Подбор литературных, музыкальных и художественных произведений.
7. Создание необходимых условий для реализации проекта.
IIэтап – Основной
1. Разработка консультации для родителей «С чего начинается Родина?», «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста», «Культура и традиции своего народа».
2. Чтение художественной литературы по теме: «Родина моя – Кубань».
3. Проведение бесед по темам: «Край, в котором я живу», «Знакомство с гончарным ремеслом Кубани», «Достопримечательности города Краснодара».
4. Разработка конспекта занятия по теме: «Люби и знай родной свой край» (в форме «Что? Где? Когда?», «Знатоки природы» (викторина, «Путешествие в прошлое».
5. Выставка работ, коллективно изготовленных детьми и родителями «Кубанское подворье», «Как прекрасен этот мир».
III этап – Заключительный
1. Выставка по теме: «Мой край родной».
2. Конкурс чтецов по теме «Моя Родина - Кубань».
3. Презентация проекта «Родной свой край люби и знай».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Беседы с использованием презентаций:
«Край, в котором я живу», «Знакомство с гончарным ремеслом Кубани», «Достопримечательности города Краснодара», «Город Кропоткин навек любимый!», «Животный и растительный мир Краснодарского края», беседа-экскурсия музей ДОУ «Традиции и быт Кубани». «Чем славится Кубань».
Непосредственно образовательная деятельность:
«Люби и знай родной свой край» (в форме «Что? Где? Когда?», «Знатоки природы» (викторина, «Путешествие в прошлое».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Сюжетно-ролевые игры: «Пекари», «Ремесленники», «Моя семья», «Наездники», «К нам гости пришли», «Встречаем гостей на железнодорожном вокзале».
Дидактические игры: «Кому это нужно?», «Третий лишний», «Что где растет?», «Поймай – скажи», «Угадай по описанию», «Что это?», «Найди оружие казаков»,
Настольные игры: «Профессии», «Ботаническое лото», «Подбери картинку»,
«Пазлы».
Образовательная область «Речевое развитие» :
Составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Путешествие в прошлое», «Жизнь казаков», «Казачье братство – что это такое?», «Мой любимый уголок в городе».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Лепка: «Богатый урожай», «Конь казака», «Кубанская посуда».
Аппликация: «Цветы Кубани», «Подсолнухи».
Рисование: «Роспись кубанской посуды», «Костюм кубанской казачки и казака»
Конструирование: «Здания и улицы города», «Город будущего».
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказов и стихотворений о родном городе и крае : В. Бакалдин «На Кубани вырос я», В. Подкопаев «Кубань родная», «Кубанская земля».
Разучивание наизусть пословиц, поговорок и стихов о Кубани.
Слушание музыкальных произведений:
Прослушивание песен в исполнении Кубанского казачьего хора, прослушивание Гимна Краснодарского края, заучивание песни «Моя Родина».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижная игра «Кувшин доброты», «Мы – веселые ребята», «Золотые ворота», «Ох, и ветер на Кубани», «Бой петухов», «Горю – горю пень».
Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
ИТОГИ ПРОЕКТА :
Мы считаем, что работа над этим проектом сплотила детей с их родителями. Они стали проводить больше времени вместе, чаще общаться. И взрослые, и дети в рамках данного проекта открыли для себя много нового. У них появилась гордость за свою малую Родину.
У детей расширился кругозор, появился интерес к истории родного города и края,
к особенностям культурных ценностей, к традициям, достопримечательностям.
Работа способствовала так же воспитанию чувства гордости за семью, любви
и уважения к родителям.
В результате работы над проектом дети закрепили представление об историческом прошлом Кубани, о жизни казаков, их быте и труде. Так же в ходе проекта развивали творческие и исследовательские способности родителей и детей.
Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать; активизировалась речь и продуктивная деятельность.
Внедрение проекта обеспечило создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе; позволило активизировать и обогатить педагогические знания и умения родителей; повысилась психолого-педагогическая культура родителей.