Лучший педагог года

Проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольников»

Зарина Турсумбек
Проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольников»

Актуальность темы:

Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов.

Публикация «Проект „Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольников“» размещена в разделах

Инновацией этого проекта — стало активное участие в создании музея детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты для музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

В реализации данного проекта мы сотрудничаем со школьным историко- краеведческим музеем МОУ «СОШ с. Березовка».

Наш музей работает по следующим направлениям:

1. Немцы Поволжья;

2. Быт крестьян начала 20 века;

3. «Аллея памяти»- история Гражданской войны, ВОВ и др. ;

4. История родного края;

5. Достопримечательное место «Место приземления первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина».

Первое направление музея «Немцы Поволжья»

В данной экспозиции представлен быт немцев Поволжья, основателей с. Березовка. Это предметы мебели: плетенная этажерка, сервант, стулья; кухонная утварь: котелки, кофеварка, вазы; статуэтки, подсвечники; панно; фотографии и личные документы немцев- жителей села.

Второе направление музея «Быт крестьян начала 20 века»

Тут мы можем познакомиться с одеждой крестьян,обувью, устройством быта.

Третье направление музея «Аллея памяти».

Здесь представлены фотографии ветеранов ВОВ и Афганской войны, снаряды, каски, письма солдат, похоронки, грамоты, награды.

Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941- 1945 годов. Очень важно донести до ребенка чувство личной ответственности за свою Родину и ее будущее. Побудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.

Необходимо создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом народа в годы войны, сформировать знания о войне, о подвигах героев.

Целью этого направления является патриотическое воспитание дошкольников на примерах героических поступков ветеранов Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;

2. Познакомить с героями Великой Отечественной войны, жившими в нашем крае.

3. Формировать нравственно-патриотические качества : храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;

4. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, сознательную любовь к Родине, гордость за её прошлое.

Данное направление музея создано для того, чтобы познакомить детей с историей Великой Отечественной Войны в доступной для дошкольников форме, а также познакомить детей с земляками-героями ВОВ и других войн.

Четвертое направление «История родного края».

В этой экспозиции мы знакомимся с жизнью села в 20 веке, с передовиками и выдающимися жителями села Березовка.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностям родного края формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Актуальность данного направления в том, чтобы познакомить детей с историей возникновения села Березовка в доступной для их возраста форме повествования. Экскурсия заинтересует ребят на дальнейшее добывание информации о родном крае и разовьет ответственное отношение к общественно - значимым задачам, бережное отношение к памятникам архитектуры.

Данное направление музея «История родного села» имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста, знакомит детей с родным селом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.

Целью данного направления является формирование представлений о родном селе, истории его возникновения, знакомство с архитектурными памятниками и достопримечательностями родного села.

Задачи:

- Расширять кругозор детей о родном селе на основе материала, доступного их пониманию;

- Развивать память, мышление, творческое воображение, коммуникативные качества;

- Воспитывать у детей любовь к родному селу.

Пятое направление музея – Достопримечательное место «Место приземления первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина»

В экспозиции представлены фотографии Ю. А. Гагарина, форма летчика и литературой о первом космонавте.

Программные требования к организации социально-личностного развития дошкольников подчинены решению следующих задач: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжать расширять представления о героях космоса, о первом космонавте Юрии Гагарине, о трудной и почетной профессии космонавта, воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии. Формировать, расширять представление о месте приземления Ю. А. Гагарина, так как это место находится неподалеку от села Березовка.

Работа ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми. Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно на примерах подвигов наших соотечественников. Побудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.

Цель этого направления является расширение представления о героях космоса, о первом космонавте Юрии Гагарине, о трудной и почетной профессии космонавта, вызвать гордость за наш родной край.

Проблема исследования: какова роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника?

Цель: патриотическое и гражданское воспитание у детей посредством музейной педагогики.

Задачи:

- создать систему работы с детьми, родителями, педагогами по формированию у дошкольников патриотических чувств.

- сформировать у детей представления: что такое «Родина», «патриот», «патриотизм»;

-расширять у дошкольников знания о Великой Отечественной войне;

- расширять у дошкольников знания о космосе и первом в мире космонавте Ю. А. Гагарина, о месте приземления в родном краю;

- развивать связную речь детей, расширять словарный запас (заучивать стихи, песни, пословицы и поговорки о Родине, о космосе);

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать любовь к семье, малой Родине;

- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей деревни, своей страны, желание защищать и совершать подвиги во имя Родины;

- сформировать активную позицию родителей.

Объект: патриотическое и гражданское воспитание личности дошкольника.

Предмет: процесс формирования патриотических чувств дошкольников средствами экскурсионной и исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта :

Первый этап – организационно-подготовительный:

выявить проблему, поставила перед собой цель, сформулировать задачи; сделать подборку литературы, методического обеспечения для реализации поставленных задач; определить уровень развития патриотического воспитания дошкольников; обсудить с руководством краеведческого музея вопрос о сотрудничестве на предстоящий год и составление плана совместной деятельности; подобрать материал для проведения диагностики, вопросы для анкетирования, выявить уровень родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. Включить элементы музейной педагогики в организованную деятельность детей. Разработать перспективно-тематический план работы. Приложение 1 (Календарно- тематическое планирование).

Предварительная работа по организации музея, прежде всего, заключается в совместной деятельности детей, воспитателя и родителей. Дети и родители ощущают свою причастность к созданию музеев : участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, готовят выступления. Большое внимание я уделяю подготовке юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

В процессе работы в музее весь материал систематизируется и дополняется. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини – музеях не только можно, но и нужно брать их в руки и рассматривать! В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Второй этап – практический:

Первые занятия, были направлены на получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры; музейных экспонатах; музейных профессиях; правилах поведения в музее и др.

В рамках второго этапа реализации проекта запланированы тематические экскурсии согласно календарно- тематическому планированию. Приложение 2 (Планирование экскурсий)

Так как воспитанники нашей группы разных национальностей, проводятся представления национальных традиций (жилище, костюм, кухня, обычаи, игры, оформление тематического уголка в группе.

В своей работе планируются использоваться следующие методы и приемы обучения:

игровой - именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Проектный метод помогает осуществить замысел от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность самостоятельно приобретать знания, воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», Данный метод позволяет делать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Третий этап – заключительный, подведение итогов проделанной работы.

Итогами проектной деятельности будут :

1. Расширение знаний о культуре народов нашего края, позволят воспитателям свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У воспитанников формируются представления о разнообразии народов нашего края, ценность своей нации, уважение к людям другой национальности.

2. Расширение знаний о ВОВ, ветеранах ВОВ и других войн о достопримечательностях родного края. Позволяют формировать у детей ценностное отношение к истории, интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

3. Совместная деятельность воспитателя, ребенка и родителя способствует построению здоровых отношений в коллективе.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольников»
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 14:28
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД