Проект «Ручки-говоручки» (Использование пальчиковых игр и физкультминуток в коррекционной работе с детьми с ОНР)

Снежана Куляпина
Проект «Ручки-говоручки» (Использование пальчиковых игр и физкультминуток в коррекционной работе с детьми с ОНР)

Тип: Педагогический, практико-ориентированный.

Участники: Воспитатели, родители. Дети с общим недоразвитием речи, 5-6 лет (логопедическая группа 1-го года обучения).

Срок: Долгосрочный (2013-2014 уч. г.)

Проблема: Недостаточное развитие мелкой моторики у детей

с ОНР (III уровень).

• Актуальность – подготовленность детей с ОНР к школьному обучению.

• Перспективность (для детей)

- подготовленность детей с ОНР к школьному обучению;

- подготовка руки к письму.

• Перспективность (для педагогов)

- возможность использования эффективных методов и приемов другими педагогами.

Цель: Оптимизация коррекционно-образовательного процесса, проверка эффективности системы работы, использующей физкультминутки пальчиковых игр у детей с ОНР (III уровень).

Задачи:

1) Изучить специальную литературу по развитию мелкой моторики у дошкольников.

2) Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя по развитию мелкой моторики у детей с ОНР старшей логопедической группы (первого года обучения).

3) Разработать план мероприятий и комплекс пальчиковых упражнений по лексическим темам для детей с ОНР старшей логопедической группы (первого года обучения).

4) В ходе коррекционного обучения проверить целесообразность и эффективность применения выбранных методических приемов и технологий по развитию мелкой моторики у детей с ОНР (III уровень).

5) Подготовить информационно - консультативный блок для педагогов.

6) Подготовить материал для родительского уголка.

7) Подготовить консультационный блок для родителей.

Перспективный план реализации проекта:

1. Составить диагностическую карту по обследованию мелкой моторики старших дошкольников с ОНР.

2. Провести диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с ОНР (III уровень).

3. Поиск информации в библиотеке, через Интернет.

4. Анализ приёмов и технологий коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей ОНР (III уровень) разных авторов.

5. Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР».

6. Консультация для педагогов «Особенности развития мелкой моторики у детей нашей группы (по результатам диагностики)».

7. Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»

8. Консультация для педагогов «Использование различных технологий по развитию мелкой моторики у дошкольников».

9. Консультация-практикум для родителей «Ручки - говоручки». Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

10. Папки-передвижки для родителей «Роль пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей»; «Развиваем мелкую моторику дома».

11. Консультация для родителей «Буквы весело писать».

12. Составление картотеки пальчиковых упражнений по лексическим темам.

13. Включение пальчиковых пятиминуток в режимные моменты и в НОД.

14. Проведение специальных занятий по развитию у детей графо - моторных навыков

15. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для занятий с родителями и педагогами.

16. Проведение итоговой диагностики развития мелкой моторики детей.

17. Показ открытых занятий для педагогов.

18. Показ открытых занятий для родителей.

19. Публикация на сайте «МАААМ. Ru».

20. Публикация в сборнике научно-практической конференции педагогов Пермского края, в 20014г.

Ожидаемые результаты:

Использование пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики позволит:

-успешно развивать все стороны речи;

-подготовить руку дошкольников к письму;

-ускорить коррекцию звукопроизношения у детей;

-совершенствовать навыки детей в ручном труде;

-совершенствовать координацию речи с движением;

- совершенствовать внимание и память.

Практическая значимость:

1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности, по лексическим темам.

2. Систематизирован материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).

3. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук.

4. Подобран диагностический инструментарий по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук:

• методика “Домик”, разработанная Н. И. Гуткиной;

• “дорожки” (по Л. А. Венгеру);

• графический диктант.

• методика для изучения и оценки моторной персеверации, т. е. шаблонного повторения движения.

Результативность:

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика по развитию мелкой моторики показала: на начало учебного года было 68% детей с низким уровнем развития мелкой моторики и 32% - со средним. На конец учебного года с низким уровнем осталось 32%, средний уровень вырос до 68% и 16% детей показали высокий уровень развития мелкой моторики.

Список литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Ручки – говоручки. -М., 2013.

2. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;

3. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;

4. Никитина А. В. 33 Лексические темы: пальчиковые игры. –С. -Пб. ,2008

5. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – С. -Пб., 2000.

6. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах -С. -Пб., 2013

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород, 1995.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Шашковй Елены Николаевны № Возрастная.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Овощи
  • Домашние животные
Автор публикации:
Проект «Ручки-говоручки» (Использование пальчиковых игр и физкультминуток в коррекционной работе с детьми с ОНР)
Опубликовано: 6 октября 2014 в 13:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Круг квадрат» 2 младшая группа
Цель занятие: Учить различать и называть круг и квадрат: квалифицировать предметы по признаку формы. Создать образы на основе характерных признаков....
Конспект по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники...
Цель: Освоение нового способа рисования – печать поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко и красочно показать характерную фактурность внешнего вида...