Елена Матвеева
Проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русская изба»
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на несколько десятилетий, так учитель должен заботится о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект „Русская изба“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения поколения приобретает особую значимость. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия взрослых и детей, а также системой ценностей. Музейно – педагогическая работа имеет хороший потенциал : образовательную среду, неиссякаемый интерес к познанию прошлого (ознакомление детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры). Для работы по нравственно – патриотическому воспитанию была создана программа. Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста. Задача: 1. Познакомиться с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем,предметами быта, орудиями труда. 2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством. 3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку,природе.) 4. Развивать творческие и познавательные способности детей. 5. Реализовать идею активного воспитания патриотизма малой родины. 6. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Детям дошкольного возраста необходимо дать систему знаний по ознакомлению детей с прошлым родного края. Для приобщения к истокам русского народа был разработан проект «Русская изба», который посвятили знакомству с бытом русского народа. Цель: создать мини-музей «Русская изба» для развития у детей представления о русской культуре, их быта. После того, как создали мини – музей, начала в ней знакомить детей с устным народным творчеством. Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России. Познакомила с предметами домашней утвари (печь,сундук, чугунок, ухват и самовар, колыбель и т. д). 1. «Добрая изба» Задача: Знакомить с традиционно – бытовой культурой русского народа (с мини- музеем «горницей»-«избой», домашней утварью). Расширять активны словарь новыми словами : изба, горенка. Развивать интерес к посещению «избы».
2. «К бабушке Варварушке в гости на оладушки». Задача: Знакомить с предметами быта в избе. их назначением и значением ; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширять словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним. Сравните с посудой нашего времени. 3. «Ходит сон близ окон…» Задача: Знакомить со старинным предметом – колыбелькой. Активизировать в речи слова: колыбелька, зыбка, люлька. Развивать интерес к песенкам, потешкам.
4. «Посидим у самовара» Задача: Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником _ самоваром. Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие. Воспитывать культуру поведения за столом через игру «Напоим куклу чаем». Познакомить детей с крестьянским досугом в зимнее время. 5. «В гостях у хозяюшки» Задача: Продолжать знакомить детей с народными традиционными видами женского рукоделия: прядением. 6. «Теремок» Задача: Знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы. Расширять словарный запас: изба, сруб, рубить, конёк, крыльцо. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. 7. «Мой город под названием Дзержинск…» Задача: Расширять и закреплять знания о родном городе, его достопримечательностях и архитектурных строениях. Знакомить с историей возникновения города.
В процессе работы использовала фольклор (сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки). С детьми старались вылепить предметы старинного быта: самовар, ухват, чугунок и т. д. При изучении старинного быта русской избы важно эффективно организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Поэтому родителей приглашала на занятия. Родители принимали активное участие при организации мини- музея в группе. Итогом всей работы было посещение вместе с родителями краеведческого музея, в котором предоставлена русская изба с предметами быта. Дети дошкольного возраста в ходе работы проекта получили уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действе. Формы работы позволили дошкольникам проявлять любознательность, познавательную активность.