Проект с воспитанниками старшей группы «Русская матрешка»

Светлана Цаплина
Проект с воспитанниками старшей группы «Русская матрешка»

Введение.

Содержание проблем и необходимость решения их проектным методом.

Цель и задачи проекта.

Система проектных мероприятий с воспитанниками старшей группы в рамках информационно - познавательной, творческой проектной деятельности «Русская матрешка».

Ресурсное обеспечение проекта.

Оценка эффективности реализации проекта.

Ожидаемый результат.

Список используемой литературы.

Введение

Актуальность темы. Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно- нравственного воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.

Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую

деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. К сожалению воспитательный и развивающий потенциал народных игрушек в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка.

Как писала Е. А. Флёрина:

«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех Свои думы и знания, своё умение — в этом Большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем Близкий и ласковый говорит с ребёнком Правдиво, мудро».

Именно в этом и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Содержание проблем и необходимость решения их проектным методом.

Далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки.

Цель проекта:

Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному

наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.

Задачи проекта:

1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

2. Научить украшать матрёшку,используя разные техники: гуашь, пластилинография.

3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для

матрешки.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и

художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Система проектных мероприятий с воспитанниками старшей группы в рамках информационно - познавательной, творческой проектной деятельности «Русская матрешка».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Работа воспитателя

Разработка проекта.

Постановка цели и задачи.

Подбор информационного материала по теме (подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок пословиц, песен).

Разработка конспектов образовательной деятельности.

Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.

Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми Сроки реализации

Беседы на темы:

«Матрешка - национальное культурное наследие России».

«Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

Восприятиехудожественной литературы:

Восприятие стихов и загадок о кукле.

Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».

Заучивание пословиц,объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

Заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Составление творческих рассказов, сказок о матрешке. Просмотр презентации «Мы веселые матрешки» Образовательная деятельность

«Откуда появилась матрешка.

«Веселый хоровод матрешек» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

«Матрёшка – как символ семьи».

«Эти разные матрешки» Экспериментирование. Изучение свойств дерева.

Экскурсия

в Филинскую библиотеку в Краеведческий музей

Рассматривание изображений разных матрешек. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Детская авторская матрёшка».

Тема: «Изготовление открыток – вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)».

Музыкально-художественная деятельность Разучивание танца «Мы – весёлые матрёшки…» Праздник «Русского народного костюма» Праздник «Русских народных инструментов» Игры

Обучающие игры «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь»

Дидактические игры:

«Собери матрешку».

«Построй ряд с закрытыми глазами».

«Эти удивительные узоры».

Пальчиковые игры «Мы матрешки)

Заключительный этап.

Работая над проектом «Русская матрешка»мы с детьми и родителями провели:

Конкурс

Рисунков «Семейная матрешка» Рекомендацию «Русская матрешка». Составили

Творческие рассказы, сказки о матрешке.

Оформили

Выставку творчества «Семейная матрешка».

Изготовила развивающее дидактическое пособие «Русская матрешка» для детей 4 - 6 лет.

Взаимодействие с семьей и социумом.

Рекомендации для родителей по теме: «Русская матрешка». Беседы с детьми на тему «Матрешка как символ семьи».

Домашнее чтение потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «Русская матрешка».

Составление рассказов на тему «Матрешка».

Экскурсия в МБУК ФСБС (сельская библиотека)

Просмотр с ребятами презентации МБУК ФСБС «Край родной мастеровой» Просмотр с ребятами презентации МБУК ФСБС «Русская матрешка» Конкурс рисунков «Семейная матрешка».

Творческие работы на тему «Такая разная Матрешка» (фотографии)

Ресурсное обеспечение.

Организация проекта: Подбор литературы, энциклопедий, фото, тематических картин.

Материально- техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, интерактивная доска, канцелярские принадлежности, медиатека. Атрибуты к сюжетно – ролевым играм, играм - драматизациям.

Формы реализации проекта:Беседы: «Матрешка - национальное культурное наследие России»,

«Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)». Изобразительная деятельность (рисование). Творческая деятельность – составление рассказов.

Исследовательская деятельность. Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач. Образовательная деятельность, игровая деятельность.

Методы и приемы.

Исследовательские: проблемные вопросы, ситуации.

Наглядные: использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей.

Словесные: беседы, чтение литературы, рекомендации для родителей, объяснения, словесные инструкции.

Практико-ориентированные: ситуационные задачи.

Оценка эффективности реализации проекта.

Эффективность педагогического воздействия по формированию у воспитанников духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа духовно в рамках информационно - познавательной, творческой проектной деятельности «Русская матрешка»по образовательным областям: ОО «Познавательное развитие"в рамках методики педагогической диагностики составленна в соответствии с ФГОС ДО и методическим пособием: Верещагиной Н. В., «Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации» –СПб: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС", 2014

Ожидаемый результат:

В ходе проекта ребята:

1. Узнали историю возникновения «Русской матрешки».

2. Узнали, что русская матрешка является символом России. Она несет в себе любовь и дружбу

3. Узнали, что в русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Русская матрешка» в старшей группеКонспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Русская матрешка» в старшей группе Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда: «Русская матрешка» в старшей группе, ко дню матрёшки на МААМе. Автор: Седова.

ННОД по аппликации в старшей группе по теме «Русская матрешка» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по художественно эстетическому развитию (аппликация).

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Проект с воспитанниками старшей группы «Русская матрешка»
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 21:14
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. День пауков на МААМ

Эти существа не вызывают умиления. Они ассоциируются с пыльными и серыми углами, в которых висит паутина. А также с желанием съесть весёлую и добрую Муху-Цокотуху. Но бояться пауков не нужно – это тоже...

29 октября. Всемирный день кроссвордиста

Любители популярной интеллектуальной головоломки сегодня отмечают свой праздник. Разгадывание кроссвордов  является настолько универсальной и полезной разминкой для ума, что подходит для интеллектуалов...


Горячие темочки