Папки-передвижки

Проект «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Светлана Чиган
Проект «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культур

К. Д. Ушинский: “Как нет человека без самолюбия,так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ”

Тема проекта : «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Публикация «Проект „Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах

Цель: Приобщение к элементам русской народной культуры в целях речевого и художественного развития дошкольников.

Задачи:

• Знакомить детей с русским фольклором через детские песенки, прибаутки, сказки.

Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Развивать интерес, расширять представления об русских народных играх.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Хохломе, Дымкове, русской народной игрушке).

• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

• Развивать интерес к изучению истории русского народа, русского народного творчества.

• Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским народным бытом.

Актуальность:

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством.

Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный.

Участники реализации педагогического проекта :

1. воспитанники в возрасте 6 лет.

2. родители

Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Срок реализации проекта : 1 месяц

Применяемые формы и методы работы: Чтение художественной литературы, просмотр презентаций, посещение «Избы в старшей группе» д/с, дидактические игры, просмотр театрализованных сказок, художественная лепка, рисование, подвижные русские народные игры.

Ожидаемые результаты:

1. Обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т. д. ;

2. Использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);

3. Умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам;

4. Развитие умения пересказывать сюжет услышанного произведения;

5. Расширить представление об истории России;

6. Дать представление о декоративно-прикладном искусстве;

7. Укреплять понимание детьми того, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.

8. Пополнить знание малых форм устного народного творчества : потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, прибауток, небылиц;

9. Увеличение потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.

10. Развивать умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета).

11. Развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.

12. Удовлетворение потребности детей в самовыражении.

13. Знание и умение играть в русские народные игры.

Материально - техническое обеспечение проекта

• Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;

• Художественная литература русского народного творчества

• Тематические маски театрального уголка для самостоятельной игры в постановках сказок.

«Соленое» тесто для лепки. Глина для лепки.

• Керамические изделия народного творчества (игрушки, свиристель, статуэтки)

Русские народные инструменты.

Этапы проекта :

1-этап: Подготовительный

- опрос родителей: Народное творчество в нашей семье. Цель: выяснить уровень ознакомления детей с русским народным творчеством.

- Сбор и анализ информации, подбор иллюстраций и художественной литературы, материалов для реализации игр, подборка предметов русского быта, презентации.

- Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Какие народные сказки я знаю. Что значит сказка «народная»?».

-Анализ результатов беседы.

-Подбор методической художественной литературы для чтения, демонстрационного материала для наглядного просмотра.

2-этап: Основной

1-я неделя

1. Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей»

2. Утренняя беседа «Что такое «народная сказка»? «Какие сказки я люблю? Почему?»

3. Чтение народных сказок.

4. После сна, дети разыгрывают сказку «Царевна лягушка» самостоятельно, с использованием масок театрального уголка.

2-я неделя

1. Беседа на тему: «Что такое пословица, поговорка?». Цель: Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицы и поговорки.

2. Разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение. Цель: вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях

3. Беседа на тему: «Какие народные инструменты мы знаем?» Цель: введение в разговорную речь детей такие слова как «Свиристель», «Гусли», «Гармошка», «Баян».

2. Прослушивание аудиозаписи звучания народных инструментов.

3. Самостоятельная игра в шумовом оркестре.

4. Знакомство с русскими народными играми «Золотые ворота», «Бояре», «Бой петухов», «Заря. заряница», «Ручеек» Цель: познакомить с русскими народными играми; вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры; воспитывать чувство коллективизма.

3 я неделя

1. Утренняя беседа на тему: «Что такое роспись игрушек?». Цель: Дать представление об художественном оформлении музыкальных инструментов, о такой форме творчества, как народная роспись игрушек.

2. Работа с родителями: раздать каждому рецепт изготовления «соленого теста», с просьбой изготовления для работы детей игрушки «Свиристель»

3. Экскурсия в «Комнату русской избы в старшую группу» д/с. Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты; разъяснить понятия «горница, печь, ухват, котелок» их назначение; совершенствовать знания о предметах народного быта.

4. Проведение изодеятельности «Лепка из соленого теста». Тема: «Барышня», «Козленок» своими руками.

4 я неделя

1. Окончательное оформление вылепленных игрушек акварельными красками.

2. Оформление выставки «Народная игрушка» для родителей

3. Итоговое мероприятие с детьми «Русские народные игры»

Работа с родителями.

1. Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей»

2. Консультации о необходимости выполнения предложенных развлечений вместе с детьми, рекомендованных педагогами.

3. Участие в создании мини-музея «Русский народный быт и промысел»

4. Выставка народного промысла «Петушок» или «Свиристель» из соленого теста»

3 этап: Итоговый

1. Изготовление буклетов для родителей «Русское народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

2. Оформление в группе Мини-музея «Русский народный промысел и быт»

Анализ проекта :

В рамках проекта была реализована вся запланированная деятельность. Проведена работа по художественно-эстетическому, речевому, познавательному, социально-коммуникативному развитиям. По итогам многими детьми был усвоен материал в полном объеме, дети отвечают на поставленные вопросы об узнанном в ходе проекта. С теми детьми, которые не смоли ответить на поставленные вопросы, будут проведены дополнительные беседы по закреплению информации проекта. Воспитанники с удовольствием приняли участие в оформлении выставки. При работе с родителями наблюдалась их заинтересованность и желание детей участвовать в подобных проектах. При повторном проведении проекта на данную тему, будут привлечены родители для более продуктивной работы с детьми. Необходимо проводить мероприятия, направленные на ознакомление детей с народным творчеством как можно чаще, с участием родителей, с усложнением программы, согласно возрасту.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения школьников к культуре Родного края НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВК КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ Народная культура является неотъемлемой.

Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество»Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет тематической недели в средней группе "Русское народное творчество". Эта неделя, впрочем как и все остальные,.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре» Департамента образования администрации городского округа Самара Октябрьского района. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Консультация для родителей «Развитие нравственных качеств личности дошкольников посредством приобщения к народной культуре» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуреНародные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре Воспитатель МК ДОУ «Детский сад №15 «Звёздочка» п. Белоомут Лин Светлана Павловна Народные игры как средство приобщения дошкольников к.

Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников» Аннотация: в статье представлена точка зрения на формирование у детей духовно-нравственных ценностей средствами народной культуры. Автор.

Технология приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры Технология приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры Воспитатель: Бычкова Л. И. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Презентация «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа» Слайд 1 «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа» Слайд 2 Распространение цифрового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 14:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД