Татьяна Преснякова
Проект с детьми старшего дошкольного возраста. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповой проект в старшей группе № 10 «Ранетки»
«Путешествие в страну вечной мерзлоты»
Цели проекта:
1. Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Антарктиды и Арктики.
2. Продолжать формировать умение работать с глобусом, находить северный и южный полюса.
3. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам.
Публикация «Проект с детьми старшего дошкольного возраста, „Путешествие в страну вечной мерзлоты“» размещена в разделах
4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений.
Задачи проекта:
1. Организация образовательной среды для знакомства детей старшего дошкольного возраста с многообразием мира.
2. Оформление физкультурного зала для проведения спортивного развлечения в соответствии с темой проекта.
3. Организация выставки рисунков для родителей.
4. Создание в пространстве группы мест, в которых возможно удовлетворение детского любопытства в отношении естественнонаучного знания (альбомы, глобус, CD диски с фильмами, энциклопедии).
Актуальность проекта:
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности: как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщаются родители. В связи с современными экологическими проблемами - непрерывное экологическое образование это необходимость. Осознание – беречь планету – закладывается в детстве.
Для этого нами разработан информационный проект «Путешествие в страну вечной мерзлоты», в процессе реализации которого, дети старшей группы расширят представления об окружающем мире, научатся бережному отношению к животным и птицам.
Мы надеемся, что знания, усвоенные детьми, помогут им стать настоящими защитниками окружающей среды.
Срок реализации проекта:
Начало: 23.01.2012г.
Окончание: 27.01.2012г.
Субъект проекта:
Воспитатели: Преснякова Т. Н., Бойко М. А.
Инструктор по физической культуре: Кобылина Н. В.
Объект проекта:
Дети старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1. У старших дошкольников сформируется эстетическое отношение к окружающей природе.
2. У детей наступит понимание того, что нужно беречь родную планету.
3. Пополнение методической копилки ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром.
4. Активизация родителей в семейном воспитании по ознакомлению с окружающим миром и физическому развитию детей.
I. Направления работы в рамках проекта:
1. Работа с детьми:
- Глобус
- Животный мир
- Загадки
2. Работа с инструктором по физической культуре:
- Оформление зала
- Приглашение
3. Работа с родителями:
- Подготовка рисунков к выставке
II. Презентация в форме спортивного развлечения
Глобус
Тема: «Почему у глобуса белая шапка?»
Цель: Знакомство детей с глобусом.
Задачи:
Учить детей работать с глобусом.
Дать понятия «полярная ночь», «полярный день».
Закрепить знания у детей, что глобус – уменьшенная модель Земли.
Формировать умение находить на глобусе Арктику и Антарктиду.
Игровая ситуация:
- Ребята, вы уже знаете, что глобус – уменьшенная модель Земли. А я вам расскажу то, что его «макушка» выкрашена белым неспроста. Обратите внимание – снизу глобус тоже белый. И это не спроста. Так обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли - самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида.
- Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? (ответы детей)
- Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь.
- Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и покрасили в белый цвет.
- Если перевернуть глобус вместе с подставкой «вверх ногами», то мы увидим вторую белую «макушку». Огромная белая страна. Только здесь не океан, а земля, закованная в ледяной «панцирь» - огромный материк Антарктида.
- Холоднее места не сыщешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век.
Видеофильм «Антарктида»
Цель: Закрепление знаний, полученных во время беседы.
Просмотр видеофильма осуществляется в группе на ноутбуке.
Презентации PowerPoint «Антарктида»
Цель: Закрепление знаний по теме.
Задачи: Разнообразить источники информации для получения необходимых знаний.
Просмотр презентаций осуществлялся на ноутбуке.
Рассматривание альбома.
Тематические комплекты дидактических карточек помогут познакомить детей с окружающим миром, развивать речевые умения, научить сравнивать, классифицировать, обобщать, описывать предмет и составлять рассказ по картинке. Могут использоваться в индивидуальной и групповой работе.
Загадки.
В океане темно-синем,
Лапой, выудив моржа
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа.
(Белый медведь)
Зверь морской клыкастый,
Вместо ног – ласты.
(Морж
Лед кругом, а эти птицы
Не боятся простудиться
(Пингвины
Хорошо мне в зоопарке,
Только климат слишком жаркий
Должен я в воде сидеть
Белый северный …
(медведь)
Стихотворения.
Пингвины
Там, где снег, мороз и льдины,
Ходят важные пингвины.
Им полярной ночью снится,
Что они летят, как птицы
Белый медведь
Где найти на свете
Белого медведя?
Там, где снег, мороз и лед.
Он на Севере живет!
Тюлень
Если в цирке выступает,
Он с большим мячом играет.
На арене каждый день
Веселит детей тюлень.
Тюлень
Спит на льдине целый день
Толстый маленький тюлень,
У ленивого растяпы.
Превратились ласты в лапы.
Изготовление с детьми приглашения на спортивное развлечение для родителей.
Цель: Учить изготавливать пригласительные билеты.
Задачи:
Закрепить умение работать с шаблоном, умение работать цветными карандашами и фломастерами.
Развивать интерес к окружающей природе.
Воспитывать творческую активность.
Оборудование: альбомного листа, цветные карандаши, фломастеры, шаблоны, игрушечный пингвин, картинки с изображением пингвинов.
Предварительная работа:
Беседа о жителях Севера, рассматривание иллюстраций, обведение шаблонов.
Игровая ситуация:
В гости пришла Елиса.
- Здравствуйте дети. (Дети здороваются). Я слышала, что вы собираетесь в страну вечных льдов и морозов. (Ответ детей). А вы, знаете какие звери там живут? (Ответы детей).
Елиса загадывает загадку:
В Антарктиде среди льдов
Ходит во фраке день - деньской
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда… (пингвин).
Елиса предлагает детям нарисовать приглашения для родителей. На приглашении дети обводят по шаблону пингвина, самостоятельно подрисовывают льдинку, раскрашивают цветными карандашами и фломастерами.
Физкультминутка:
«Пингвинья стая»
Шагает в развалку, крылья расставив
По льду вся пингвинья огромная стая.
Ныряя в море между льдин,
За рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка,
Он питается рыбешкой.
Пингвины – папы яичко с птенцом,
Носят сверху на лапах.
От холода спрятав под складками жира,
Там хватит тепла для его «пассажира!»
Пингвина видеть захотите –
Его ищите в Антарктиде.
Среди снегов живет пингвин.
Он в Антарктиде не один.
В ходе работы педагог напоминает о том, что закрашивать рисунок следует в одном направлении.
В конце работы дети вместе с Елисой рассматривают работы. Елиса отмечает самые аккуратные приглашения.
Выставка детских работ, организованная совместно с родителями.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Развивать память, внимание и мышление, учить находить «лишнего» животного, который не сочетается с другими по каким – то признакам; учить объяснять свой выбор.
Презентация проекта в виде спортивного развлечения.
Эмблемы команд: «Белые медведи», «Пингвтны».
«Путешествие в Арктику»
Зимнее спортивное развлечение в старшей группе.
Задачи:
Формирование у детей интереса к спорту, здоровому образу жизни через игры, забавы, конкурсы, общеразвивающие упражнения.
Развитие ловкости, меткости, выносливости, умения одновременно выполнять общеразвивающие упражнения с лентами под музыку.
Укрепление мышечной системы, развитие пластики движений.
Закрепление знаний детьми зимних примет.
Воспитание доброжелательности и дружелюбия.
Оборудование: пособие «Парашют», ленты атласные (по количеству детей, снежинки, снежки, корзины, «следы», туннель – 2 шт., рыбки, упряжки, обручи обтянутые синей тканью.
Ход развлечения:
Дети заходят в зал под запись песни «Снежная песенка», сл. С. Богомазова, муз. Д. Львова – Компанейца.
Инструктор:
Начинаем зимний праздник:
Будут игры, будет смех,
И веселые забавы
Приготовлены для всех.
Хороша красой своею
Наша Зимушка – Зима.
Повстречать ее сегодня
Собралась вся детвора.
1-й ребенок:
Пришла зима, оделись в белое дома.
Зима для сильных, ловких, смелых!
2-й ребенок:
Пусть мороз трещит, вьюга в поле кружит.
Малыши – крепыши не боятся стужи.
Инструктор:
Отгадаете – кА, ребятки, про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, разукрасила картины?
Дети: Зима.
Инструктор: Конечно это зима. По – моему, кто-то идет к нам в гости.
Заходит Снеговик.
Снеговик:
Я, ребята, Снеговик. К снегу, к холоду привык.
И за мной идет сама наша Зимушка – Зима.
Снеговик ударяет в барабан, но никто не заходит.
Инструктор: А где же Зимушка – Зима?
Снеговик:
Ребята, но ведь я же здесь. А Зимушка – Зима, наверное, еще не пришла. У меня есть идея! Я и вы сможем сами отправиться за ней в Арктику.
Инструктор: Ну что, ребята, отправимся за Зимушкой – Зимой в Арктику?
Дети: Да!
Снеговик: А вы не боитесь холодов, ветров и вечных льдов?
Дети:
Нам преграды не страшны
Потому что мы дружны.
Инструктор:
Да, дети, нам действительно нужно быть дружными, так как Арктика – это самая крайняя точка нашей Земли. Там полярная ночь зимой, а летом круглосуточно день. Добраться до Арктики нам поможет «Парашют». Итак, в путь!
Дети берутся за края пособия «Парашют»
Инструктор:
Завертелись, завертелись и помчались с ветерком.
Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом.
Повертелись, покружились, а потом остановились. Чередование ходьбы с бегом
Через горы, через горы мы пойдем.
Через горы ледяные мы пойдем. Ходьба на носках.
По сугробам, по сугробам побредем. Ходьба в полуприсяде.
Ходят волны вокруг ледяные.
Вот такие они, вот такие. Стоя на коленях, поднимать руки вверх и опускать вниз.
Море волнуется раз. Присели.
Море волнуется два. Встали.
Море волнуется три. Присели.
Красная (синяя, желтая, зеленая) рыбка плыви.
Дети по цвету «рыбок» меняются местами под парашютом.
Инструктор:
Вот мы и добрались до Арктики. Но где же Зимушка – Зима? Предлагаю выполнить упражнения под веселую музыку.
Выполняют общеразвивающие упражнения с ленточками.
Под музыку входит Зимушка – Зима.
Зимушка – Зима: Здравствуйте мои друзья!
Инструктор и дети: Здравствуй Зимушка – Зима!
Инструктор:
Зимушка – Зима, мы пришли за тобой. Мы тебя очень ждали в гости, а тебя все нет и нет.
Зимушка – Зима: А разве вы меня любите?
Инструктор:
Конечно, любим! Вот послушай, какие дети приготовили для тебя стихи.
1-й ребенок:
Почему люблю я зиму? Потому что посмотри,
Как бегут по льду и снегу санки, лыжи и коньки.
2-й ребенок:
Мы зимою не скучаем. Хоть и холодно все дни.
Веселиться помогают санки, лыжи и коньки.
3-й ребенок:
Только снежною зимою нам послушны и легки
И зовут гулять с собою санки, лыжи и коньки.
Зимушка – Зима: Ребята, а знаете – ли вы зимние приметы? Сейчас я это проверю.
Зимушка – Зима зачитывает начало приметы, а дети заканчивают.
Зимушка – Зима:
Если ночь морозная, тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом…
Дети: Значит ясно будет днем.
Зимушка – Зима:
Пятна синие над лесом. Снега мелкого завеса.
Чуть морозы ослабели, ветер с юга…
Дети: Жди метели.
Зимушка – Зима:
Если рыба зимним днем ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом, значит без сомненья…
Дети: Ждите потепленья.
Зимушка – Зима:
Если вечером закат был слегка зеленоват.
Если лег на ветви иней, на стекле букет из роз.
Если дым ладошкой синей достает до самых звезд.
И не свищет ветер грозно…
Дети: Будет ясно и морозно.
Зимушка – Зима: Молодцы, ребятки! Знаете вы зимние приметы.
Инструктор:
Зимушка – Зима, а наши дети не только знают зимние приметы и стихотворения о зиме, но и любят заниматься спортом. Они и дороги дальней не побоялись, чтобы устроить зимнюю олимпиаду.
Дети строятся в колонны. В спортивных соревнованиях участвуют две команды – «Белые медведи» и «Пингвины».
Приветствие команд.
Команда «Пингвины»:
Вразвалку ходит, как моряк,
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои пингвин.
Команда «Белые медведи»:
Этот мишка снежно – белый,
Самый крупный, самый смелый.
Он всю жизнь живет в снегу
На холодном берегу.
Мы – ваши добрые соседи,
Мы – белые медведи.
Снеговик:
Той команде, которая будет заканчивать эстафету первой, я буду давать снежинку.
Победит команда, которая наберет больше снежинок.
Эстафеты проводятся под любую веселую музыку.
Эстафета «Перебрось снежки через «сугроб»».
Зимушка – Зима:
А теперь, мои друзья, снегу вам подброшу я.
Чтобы вы в снежки играли, с горок весело съезжали.
Дети играют вместе в снежки через импровизированную стену, пока звучит музыка, когда музыка замолкает, броски прекращаются. Побеждает команда, на чьей стороне будет наименьшее количество снежков.
Эстафета «Поймай рыбку!»
Инструктор:
Холодна в реке водица, проще простого в ней простудиться.
А вот рыбешки кроме шуток, без варежек плавают и без шубок.
Дети ловят из «проруби» рыбок.
Эстафета «Оленьи упряжки»
Снеговик:
В белой тундре, где снега, он растит свои рога.
Гордый северный олень, царь всех северных зверей.
Дети надевают «упряжки» и бегут с высоким подниманием колен до «льдины» и обратно.
Эстафета «По следам»
Дети прыгают по «следам», а возвращаются бегом.
Эстафета «Туннель»
Пролезть в туннель, обежать фишку и бегом возвратиться обратно.
Инструктор:
Наши соревнования подошли к концу. Подсчитаем снежинки и отправимся в обратный путь.
Подсчитывают снежинки. После этого дети водят хоровод и танцуют под песенку «О зиме»
Инструктор:
Вот мы и дома. Зимушка – Зима хочет поблагодарить вас за то, что вы такие смелые, сильные, ловкие и очень любите зимнее время года.
Зимушка – Зима:
Белый снег пушистый,
В сладкий превратись ты!
Зимушка – Зима вручает детям сладкие призы.
Снеговик:
Ну, а нам пора прощаться,
В путь – дорогу собираться!
Вместе (зимушка – Зима и Снеговик):
До свидания, ребята!
Инструктор:
Спасибо вам за подарки. До свидания!
Дети прощаются с гостями, выходят из зала под запись песни «А унас зима» муз. А. Комарова, сл. Е. Кравченко.
Для родительского уголка.
Это интересно.
Российский музей Арктики и Антарктики в Санкт – Петербурге – единственный в России и крупнейший в мире музей, посвященный полярным зонам Земли.
Разделы:
Природа Арктики
История исследования и освоения Северного Морского пути
Народное хозяйство и культурное строительство в районах Крайнего Севера
Антарктика
Коллекция музея включает личные фонды полярных исследований, фотографии, документы по истории освоения Северного и Южного полюсов, снаряжение экспедиций, уникальные приборы, макеты кораблей, диорамы.