МААМ-картинки

Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста

Татьяна Шалаганова
Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста

МБДОУ Центр развития ребенка –

детский сад «Журавушка»

ПРОЕКТ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

для старшего дошкольного возраста.

Автор:

Шалаганова Т. В

Проект : среднесрочный, групповой, игровой.

Актуальность проекта

Публикация «Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта дея-тельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

формировать умение выстраивать новые последовательности со-бытий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре

Научно-методическое обеспечение

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участ-вовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение:

наборы игрушек разных животных;

муляжи клеток для животных;

атрибут «Зоопарк»

Участники проекта :

воспитатель

дети старшей группы

родители

Ожидаемые результаты:

Развертывание в самостоятельной деятельности специфических роле-вых действий и ролевой речи.

Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.

Ролевое общение, короткий диалог.

Этапы игровой деятельности.

Процесс Совместная деятельность

педагога и детей Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление про-блемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Диагностика по ме-тодике Г. Урунтае-вой.

Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т. Н. Дороновой, Н. Н. Коротковой

Обрисовка сю-жетной канвы Изучение литерату-ры

Занятие с детьми старшего дошколь-ного возраста по теме : Зоопарк

Коллективное твор-чество детей (М, 1998).

Недоспасова В. А. Растем, играя (М., 2004).

Образцова Т. Н. Ро-левые игры для де-тей (М., 2005)

Организационная работа Чтение художественной лите-ратуры

С. Михалкова «Где обедал воро-бей», К. И. Чуковский «Доктор Айболит» «Путаница», И. Ани-мушкин «Кто без крыльев лета-ет», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», В. Степанов. Атлас животного мира.

Продуктивные виды деятельно-сти

Изготовление атрибутов для иг-ры.

Оформление панно «Зоопарк»

Беседы с детьми «Животные — наши друзья». «Путешествие по странам мира», «Животные-какие они?»

«Для чего нужен Зоопарк?»

«Кто работает в зоопарке?»

Дидактические игры

«Лото - животные», «Найди лишнее», «Чей домик», «Что из-менилось», строительная «Зоо-парк», игра - Кто? Где? Когда?

Занятия

Ознакомление с окружающим миром «Животные разных стран».

Развитие речи «Мы ходили в зоопарк»

Развитие элементарных матема-тических представлений «Где обедал воробей».

Конструирование «Зоопарк».

Рисование «Мои любимые жи-вотные».

Лепка сюжетная «Кто в зоопарке живет»

Придумывание вос-питателем материа-ла для игры: для зоопарка (оборудо-вание); вальеров, животных, корму-шек, деревьев и т. д.

Оформление фото-выставки «Мы хо-дили в зоопарк»

Работа с

родителями Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Животный мир», «Зоопарк»

Участие родителей в изготовлении атрибутов к игре, оформлении выставки «Мы ходили в зоопарк».

Основной

Систематизация информации Принятие на себя роли. Обсуж-дение содержания игры. Организация игрового пространства Обеспечение руко-водства

Распределение ро-лей.

Взятие на себя вто-ростепенной роли.

Обсуждение содер-жания игры — во-просы.

Руководство организацией игрового пространства

Игровая дея-тельность детей Игра.

Соблюдение правил, вы-полнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером.

Изменение ролевого действия в ходе игры Выступает как соз-датель проблемно-игровых ситуаций

Заключительный

Итог Принимают участие в обсужде-нии проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе Подведение итогов игры.

Диагностика игро-вых умений

Словарный минимум

Часть словаря Старшая группа Подготовительная к школе группа

Профессии Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, био-техник Генеральный конструктор, научно-космический центр, ру-ководитель научно-исследовательских поле-тов, спортивные тренаже-ры

Орудия труда Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - барокамера, спутниковая связь

Трудовые дейст-вия Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать Руководить, согласовы-вать, ремонтировать, тре-нировать, исследовать

Качества

труда Качественно, вежливо, вни-мательно, успешно, ответственно Высококачественно, доб-росовестно, организованно, четко

ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМОС»

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

учить детей до начала игры распределять роли,

подготавливать необходимые условия, договариваться о последова-тельности совместных действий;

способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);

создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;

развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

Структура игры Общие методические приемы Методические приемы, используемые в игре

Задачи Формировать умение вы-страивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников

Формировать умение комбинировать предло-женные ребенком и дру-гими участниками игры события в общем сюжете Формировать умения восстанавливать события космического путешест-вия, состоящего из четы-рех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (тренер — космонавты, строители — конструкторы и т. д.)

Формировать умения вы-страивать сюжетную ли-нию до начала игры (об-говаривать, учитывать желания сверстников)

Общая стратегия игрового взаимо-действия с детьми Создать условия для воз-никновения игры (моти-вация на игру) Подготовить атрибуты, создать игровое про-странство, закрепить по-лученные знания о космосе, создать заинтересовывающий мо-мент

Предварительно обсу-дить содержание игры Выслушивать мнения де-тей о том, какая подго-товка необходима на Земле, что может слу-читься в космосе, что надо сделать в первую очередь и т. п., помочь детям с помощью краткого, логичного за-ключения выстроить по-следовательность дейст-вий в процессе игры

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжет-ную линию и т. п.

Обсудить результат игры В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т. п.

Способы руково-дства игрой Провести вступительную беседу, введя заинтересо-вывающий момент (шиф-рограмма) Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшиф-ровать. Подвести детей к решению полететь и по-мочь незнакомым суще-ствам, попавшим в беду

Участвовать в распреде-лении ролей, помочь де-тям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам С помощью вопросов по-мочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры

Взять на себя роль Взять на себя роль руко-водителя (с согласия де-тей)

Помочь в развитии сю-жетной линии, способст-вовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений В процессе игры напра-вить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БАНК»

(для старшей группы)

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».

Задачи: развивать и обогащать сюжет игры в «банк» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ожидаемый результат

1. Получение знаний о «банке».

2. Формирование коммуникативных навыков.

3. Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.

4. Комментирование игровых действий и действий партнеров.

Ресурсное обеспечение: муляжи банковских реквизитов; костюмы ох-ранников; атрибут «Банкомат»

Этапы игровой деятельности.

Процесс Совместная деятельность

педагога и детей Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление про-блемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Методика Д. Б. Эльконина

Обрисовка сю-жетной канвы Изучение литературы

Курак ЕЛ, Экономическое воспитание дошкольников (М., 2002)

Афанасьева Т. Н. Семья (М., 1986).

Липсиц И. В. Удивитель-ные приключения в стране экономики (1992).

Сосова И. А. Экономиче-ское воспитание детей в семье (М., 1989)

Организационная работа Чтение художественной лите-ратуры

Кларина Л. «Уроки Гнома Эко-нома и Феи Экономики», Лада И. «Новый дом», Бомент А. «Дом, в котором мы живем», Габе Д. «Работа», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»

Продуктивные виды деятельно-сти

Изготовление банкнот и банков-ских карточек.

Рисование денег своей группы

Беседы с детьми «Как играть».

«Какие роли».

«Что такое цена».

«Перспектива покупок»

Дидактические игры

«Сделай покупку», «Рынок од-ного товара», «Цепочка эконо-мических слов»

Экскурсии: к Сбербанку, в мага-зин

Занятия

Рисование «Монеты».

Познание «Деньги. Какие быва-ют деньги. Зачем нужны людям деньги» Придумывание воспита-телем материала для иг-ры:

для кассира;

охранников;

клиентов.

Планирование календар-ных планов.

Разработка конспекта иг-ры «Банк»

Работа с

родителями Экскурсия родителей с детьми в банк Консультации «Зачем до-школьникам экономика». «Полезные привычки в быту — тоже экономика»

Основной

Систематизация информации Организация игрового пространства:

банк (касса, банкомат, охранни-ки); магазин (атрибуты — муля-жи продуктов, касса, деньги);

дом — уголок группы.

Принятие детьми на себя роли Обеспечение руководства

Распределение ролей

Игровая дея-тельность детей Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей Использование многоперсонажных сюжетов.

Обучение элементам раз-вития сюжета.

Принятие на себя второ-степенной роли.

Использование предме-тов-заместителей

Заключительный

Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений

Словарный минимум

Часть слова-ря Старшая группа Подготовительная к школе группа

Профессии Управляющий, консультант, кассир, охранник Секьюрити, программист

Орудия труда Телефон, деньги, ручка, компьютер, пластиковая карточка, фотоаппарат Мобильный телефон, ноут-бук, видеокамера, визитки, пейджер, аппарат для подсчитывания

денег

Трудовые дей-ствия Согласовывать, печатать, отвечать, проверять, обслу-живать, руководить, выда-вать, оформлять Информировать, заверять, обслуживать, руководить, выдавать, оформлять

Качества

труда Вежливо, внимательно, своевременно, ответственно, быстро Высококачественно, органи-зованно, добросовестно, чет-ко, правдиво, энергично.

Общественная значимость быстро продавать; зарабатывать деньги; качественно об-служивать клиентов; информировать вовремя и правдиво

Результаты труда Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с эко-номическими новостями

Учреждения Банк, милиция, автомобильный парк, магазин, почта-Интернет, охранное агентство, монетный двор

ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БАНК»

(средняя группа)

Цели: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»; формиро-вать умения словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие; развивать умение детей играть дружно, коллективом.

Структура иг-ры Общие методические прие-мы Методические приемы, используемые в игре

Задачи Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

Реализовывать специфиче-ские ролевые действия.

Развивать парное ролевое взаимодействие.

Формировать элементарные ролевые диалоги Формировать умение обо-значать свои роли — кон-тролер, кассир, охранник, оператор, консультант.

Учить выполнять роли: кассир выдает деньги, считает; управляющий руководит, подписывает; охранник просматривает видеозаписи

Общая страте-гия игрового взаимодейст-вия с детьми Включать детей в ролевое взаимодействие.

Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополни-тельную игровую роль.

Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события Вступительная беседа о ра-боте банка.

Распределить роли.

Обозначить роль: кассир берет у клиента сберегательную книжку, отсчитывает, сколько выдать денег, выдает деньги и др.

Организовать пространст-во и подобрать атрибуты

Способы руко-водства игрой Использовать многоперсо-нажные сюжеты.

Принять на себя второсте-пенную роль (воспитатель).

Ограничить использование образной игрушки (больше предметов-заместителей) Взять на себя роль управ-ляющего банка, осуществ-лять руководство банком (игрой).

Предложить использовать предмет-заместитель (кубик — телефон)

Структура сю-жета игры Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосред-ственно связана со всеми ос-тальными.

Последовательность сюжет-ных событий развертывается через последовательное взаимодействие Сюжет игры : дом или работа — банк — магазин — семья, клиенты (мама, охранник (папа, кассир (мама, продавец (мама). Из дома идут в банк, затем в магазин, потом домой

Публикации по теме:

Неделя сюжетно-ролевых игр.Неделя сюжетно-ролевых игр. У нас в группе прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру -деятельность отражательна. Основой сюжетно-ролевой.

Проект «Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно игровой среды» Проект «Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно игровой среды» Известно, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 07:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД