Татьяна Шалаганова
Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Центр развития ребенка –
детский сад «Журавушка»
ПРОЕКТ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
для старшего дошкольного возраста.
Автор:
Шалаганова Т. В
Проект : среднесрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта
Публикация «Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта дея-тельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
формировать умение выстраивать новые последовательности со-бытий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участ-вовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
наборы игрушек разных животных;
муляжи клеток для животных;
атрибут «Зоопарк»
Участники проекта :
воспитатель
дети старшей группы
родители
Ожидаемые результаты:
Развертывание в самостоятельной деятельности специфических роле-вых действий и ролевой речи.
Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
Ролевое общение, короткий диалог.
Этапы игровой деятельности.
Процесс Совместная деятельность
педагога и детей Деятельность
педагога
Подготовительный
Выявление про-блемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Диагностика по ме-тодике Г. Урунтае-вой.
Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т. Н. Дороновой, Н. Н. Коротковой
Обрисовка сю-жетной канвы Изучение литерату-ры
Занятие с детьми старшего дошколь-ного возраста по теме : Зоопарк
Коллективное твор-чество детей (М, 1998).
Недоспасова В. А. Растем, играя (М., 2004).
Образцова Т. Н. Ро-левые игры для де-тей (М., 2005)
Организационная работа Чтение художественной лите-ратуры
С. Михалкова «Где обедал воро-бей», К. И. Чуковский «Доктор Айболит» «Путаница», И. Ани-мушкин «Кто без крыльев лета-ет», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», В. Степанов. Атлас животного мира.
Продуктивные виды деятельно-сти
Изготовление атрибутов для иг-ры.
Оформление панно «Зоопарк»
Беседы с детьми «Животные — наши друзья». «Путешествие по странам мира», «Животные-какие они?»
«Для чего нужен Зоопарк?»
«Кто работает в зоопарке?»
Дидактические игры
«Лото - животные», «Найди лишнее», «Чей домик», «Что из-менилось», строительная «Зоо-парк», игра - Кто? Где? Когда?
Занятия
Ознакомление с окружающим миром «Животные разных стран».
Развитие речи «Мы ходили в зоопарк»
Развитие элементарных матема-тических представлений «Где обедал воробей».
Конструирование «Зоопарк».
Рисование «Мои любимые жи-вотные».
Лепка сюжетная «Кто в зоопарке живет»
Придумывание вос-питателем материа-ла для игры: для зоопарка (оборудо-вание); вальеров, животных, корму-шек, деревьев и т. д.
Оформление фото-выставки «Мы хо-дили в зоопарк»
Работа с
родителями Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Животный мир», «Зоопарк»
Участие родителей в изготовлении атрибутов к игре, оформлении выставки «Мы ходили в зоопарк».
Основной
Систематизация информации Принятие на себя роли. Обсуж-дение содержания игры. Организация игрового пространства Обеспечение руко-водства
Распределение ро-лей.
Взятие на себя вто-ростепенной роли.
Обсуждение содер-жания игры — во-просы.
Руководство организацией игрового пространства
Игровая дея-тельность детей Игра.
Соблюдение правил, вы-полнение взятых на себя ролей.
Взаимосвязь с партнером.
Изменение ролевого действия в ходе игры Выступает как соз-датель проблемно-игровых ситуаций
Заключительный
Итог Принимают участие в обсужде-нии проведенной игры.
Оценивают умение играть вместе Подведение итогов игры.
Диагностика игро-вых умений
Словарный минимум
Часть словаря Старшая группа Подготовительная к школе группа
Профессии Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, био-техник Генеральный конструктор, научно-космический центр, ру-ководитель научно-исследовательских поле-тов, спортивные тренаже-ры
Орудия труда Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - барокамера, спутниковая связь
Трудовые дейст-вия Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать Руководить, согласовы-вать, ремонтировать, тре-нировать, исследовать
Качества
труда Качественно, вежливо, вни-мательно, успешно, ответственно Высококачественно, доб-росовестно, организованно, четко
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМОС»
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
учить детей до начала игры распределять роли,
подготавливать необходимые условия, договариваться о последова-тельности совместных действий;
способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.
Структура игры Общие методические приемы Методические приемы, используемые в игре
Задачи Формировать умение вы-страивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников
Формировать умение комбинировать предло-женные ребенком и дру-гими участниками игры события в общем сюжете Формировать умения восстанавливать события космического путешест-вия, состоящего из четы-рех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (тренер — космонавты, строители — конструкторы и т. д.)
Формировать умения вы-страивать сюжетную ли-нию до начала игры (об-говаривать, учитывать желания сверстников)
Общая стратегия игрового взаимо-действия с детьми Создать условия для воз-никновения игры (моти-вация на игру) Подготовить атрибуты, создать игровое про-странство, закрепить по-лученные знания о космосе, создать заинтересовывающий мо-мент
Предварительно обсу-дить содержание игры Выслушивать мнения де-тей о том, какая подго-товка необходима на Земле, что может слу-читься в космосе, что надо сделать в первую очередь и т. п., помочь детям с помощью краткого, логичного за-ключения выстроить по-следовательность дейст-вий в процессе игры
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжет-ную линию и т. п.
Обсудить результат игры В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т. п.
Способы руково-дства игрой Провести вступительную беседу, введя заинтересо-вывающий момент (шиф-рограмма) Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшиф-ровать. Подвести детей к решению полететь и по-мочь незнакомым суще-ствам, попавшим в беду
Участвовать в распреде-лении ролей, помочь де-тям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам С помощью вопросов по-мочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры
Взять на себя роль Взять на себя роль руко-водителя (с согласия де-тей)
Помочь в развитии сю-жетной линии, способст-вовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений В процессе игры напра-вить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей
ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БАНК»
(для старшей группы)
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».
Задачи: развивать и обогащать сюжет игры в «банк» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ожидаемый результат
1. Получение знаний о «банке».
2. Формирование коммуникативных навыков.
3. Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
4. Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Ресурсное обеспечение: муляжи банковских реквизитов; костюмы ох-ранников; атрибут «Банкомат»
Этапы игровой деятельности.
Процесс Совместная деятельность
педагога и детей Деятельность педагога
Подготовительный
Выявление про-блемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Методика Д. Б. Эльконина
Обрисовка сю-жетной канвы Изучение литературы
Курак ЕЛ, Экономическое воспитание дошкольников (М., 2002)
Афанасьева Т. Н. Семья (М., 1986).
Липсиц И. В. Удивитель-ные приключения в стране экономики (1992).
Сосова И. А. Экономиче-ское воспитание детей в семье (М., 1989)
Организационная работа Чтение художественной лите-ратуры
Кларина Л. «Уроки Гнома Эко-нома и Феи Экономики», Лада И. «Новый дом», Бомент А. «Дом, в котором мы живем», Габе Д. «Работа», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»
Продуктивные виды деятельно-сти
Изготовление банкнот и банков-ских карточек.
Рисование денег своей группы
Беседы с детьми «Как играть».
«Какие роли».
«Что такое цена».
«Перспектива покупок»
Дидактические игры
«Сделай покупку», «Рынок од-ного товара», «Цепочка эконо-мических слов»
Экскурсии: к Сбербанку, в мага-зин
Занятия
Рисование «Монеты».
Познание «Деньги. Какие быва-ют деньги. Зачем нужны людям деньги» Придумывание воспита-телем материала для иг-ры:
для кассира;
охранников;
клиентов.
Планирование календар-ных планов.
Разработка конспекта иг-ры «Банк»
Работа с
родителями Экскурсия родителей с детьми в банк Консультации «Зачем до-школьникам экономика». «Полезные привычки в быту — тоже экономика»
Основной
Систематизация информации Организация игрового пространства:
банк (касса, банкомат, охранни-ки); магазин (атрибуты — муля-жи продуктов, касса, деньги);
дом — уголок группы.
Принятие детьми на себя роли Обеспечение руководства
Распределение ролей
Игровая дея-тельность детей Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей Использование многоперсонажных сюжетов.
Обучение элементам раз-вития сюжета.
Принятие на себя второ-степенной роли.
Использование предме-тов-заместителей
Заключительный
Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка умения играть вместе Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений
Словарный минимум
Часть слова-ря Старшая группа Подготовительная к школе группа
Профессии Управляющий, консультант, кассир, охранник Секьюрити, программист
Орудия труда Телефон, деньги, ручка, компьютер, пластиковая карточка, фотоаппарат Мобильный телефон, ноут-бук, видеокамера, визитки, пейджер, аппарат для подсчитывания
денег
Трудовые дей-ствия Согласовывать, печатать, отвечать, проверять, обслу-живать, руководить, выда-вать, оформлять Информировать, заверять, обслуживать, руководить, выдавать, оформлять
Качества
труда Вежливо, внимательно, своевременно, ответственно, быстро Высококачественно, органи-зованно, добросовестно, чет-ко, правдиво, энергично.
Общественная значимость быстро продавать; зарабатывать деньги; качественно об-служивать клиентов; информировать вовремя и правдиво
Результаты труда Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с эко-номическими новостями
Учреждения Банк, милиция, автомобильный парк, магазин, почта-Интернет, охранное агентство, монетный двор
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БАНК»
(средняя группа)
Цели: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»; формиро-вать умения словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие; развивать умение детей играть дружно, коллективом.
Структура иг-ры Общие методические прие-мы Методические приемы, используемые в игре
Задачи Формировать умение словесно обозначать игровую роль.
Реализовывать специфиче-ские ролевые действия.
Развивать парное ролевое взаимодействие.
Формировать элементарные ролевые диалоги Формировать умение обо-значать свои роли — кон-тролер, кассир, охранник, оператор, консультант.
Учить выполнять роли: кассир выдает деньги, считает; управляющий руководит, подписывает; охранник просматривает видеозаписи
Общая страте-гия игрового взаимодейст-вия с детьми Включать детей в ролевое взаимодействие.
Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополни-тельную игровую роль.
Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события Вступительная беседа о ра-боте банка.
Распределить роли.
Обозначить роль: кассир берет у клиента сберегательную книжку, отсчитывает, сколько выдать денег, выдает деньги и др.
Организовать пространст-во и подобрать атрибуты
Способы руко-водства игрой Использовать многоперсо-нажные сюжеты.
Принять на себя второсте-пенную роль (воспитатель).
Ограничить использование образной игрушки (больше предметов-заместителей) Взять на себя роль управ-ляющего банка, осуществ-лять руководство банком (игрой).
Предложить использовать предмет-заместитель (кубик — телефон)
Структура сю-жета игры Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосред-ственно связана со всеми ос-тальными.
Последовательность сюжет-ных событий развертывается через последовательное взаимодействие Сюжет игры : дом или работа — банк — магазин — семья, клиенты (мама, охранник (папа, кассир (мама, продавец (мама). Из дома идут в банк, затем в магазин, потом домой