Юлия Юрьевна Карачкова
Проект «Сегодня мы вместе, а завтра я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Начальная школа с. Красноармейское Самарской области
Структурное подразделение детский сад «Солнышко»
Проект : «Сегодня мы вместе, а завтра я сам!»
Авторы: Карачкова Ю. Ю. ,Ренёва Е. Е. ,Власкина В. В. ,Казакова Н. А. ,Воробьёва М. М. ,Бородина Л. Н. ,Паршакова Е. В.
ГБОУ НШ с. Красноармейское
структурное подразделение д/с «Солнышко»
с. Красноармейское, 2014г.
Публикация «Проект „Сегодня мы вместе, а завтра я сам“» размещена в разделах
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. По итогам анкетирования родителей детей подготовительной группы, было выявлено, что одним из важных моментов для них был, высокий уровень речевого развития. В качестве основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования в проекте отводиться познавательно-речевому направлению.
1. Актуальность развития проекта
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Не секрет, что у родителей приход ребенка в первый класс вызывает опасения, страх. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета ещё до школы. Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимого для школьного обучения качеств, которые прямо или опосредованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие «готовность к обучению в школе» включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную, которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности адаптации и дальнейшего обучения в школе. Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношении знаний, составляющих готовность ребенка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка.
2. Новизна
Активное участие в течение всего года в подготовке детей к школе совместно с детьми, родителями и педагогами дошкольного учреждения и учителями начальной школы.
3. Цель
Оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности. Вовлечение семьи в коррекционно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, развития коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности в области подготовки дошколят к школе.
4. Задачи
1. Осуществление педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания и подготовки детей к школе.
2. Формировать позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогами детского сада, педагогами школы.
3. Реализовать единый подход в воспитании и обучении детей в семье и детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей.
4. Коррекция речи детей подготовительной группы с ОВЗ.
5. Исполнители проекта и основных мероприятий
Участники проекта :
- Музыкальный руководитель;
- Воспитатель подготовительной группы;
- Инструктор по физической подготовке;
- Педагог - психолог;
- Учитель - логопед;
- Учитель начальных классов;
- Методист;
- Родители;
- Дети подготовительной группы.
6. Ресурсы
Интернет ресурсы, методическая литература, фотоаппарат, видеокамера, логопедические пособия, ноутбук, экран и медиапроектор, помощь родителей, помощь специалистов.
7. Сроки и этапы реализации проекта
Тип проекта : долгосрочный - с сентября по май.
Этапы:
1. Подготовительный: 1 – 3 недели сентября.
- организация творческой группы педагогов;
- подборка литературы, её изучение и анализ по данной проблеме;
- составление плана мероприятий специалистами и педагогами.
2. Практический: с 4 недели сентября по май.
Проведение запланированных мероприятий.
3. Заключительный.
Итоговое мероприятие «До свиданья, детский сад!»
Презентация проекта.
8. Ожидаемые результаты реализации проекта
Участники проекта :
Педагоги и специалисты:
1. Смогут обмениваться положительным опытом подготовки ребенка к школе;
2. Получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях для дальнейшего сопровождения их в образовательном процессе.
Дети:
1. Комплексное развитие устной речи и подготовку к освоению письменной форме речи;
2. Повысится познавательный интерес детей (расширение кругозора, формирование интереса к изучению мира и позитивное отношение к нему);
Получат дополнительные знания о школе, освоят новые методы совместной деятельности с родителями;
3. Повыситься интеллектуальная готовность детей к обучению в школе (развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления).
Родители:
1. Уточнят и пополнят знания о современной школе, о новых требованиях ФГОСа к детям;
2. Родители должны стать не просто потребителями образовательных услуг, сторонними наблюдателями, но равноправными и равноответственными помощниками воспитателя и специалистов;
3. Повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
4. Смогут своевременно проконсультироваться по насущной проблеме со специалистами (психологом, учителем-логопедом, педагогом);
5. При тесном контакте с учителем-логопедом, родители ответственно будут относиться к коррекции речи своих детей.
9. Содержание проекта
№ п/п Вид деятельности Срок реализации
1 Заседание участников проекта :
обсуждение проекта, составление плана, изучение литературы Сентябрь,
1 – 2 недели
2 Выставка рисунков детей «Скоро в школу я пойду» Сентябрь,
3 неделя
3 Семинар – практикум для родителей:
«Готовимся к школе вместе» Сентябрь,
4 неделя
4 Психологический портрет тревожного ребенка Октябрь
5 Экскурсия в начальную школу Октябрь
6 Памятка для родителей «Как воспитывать у ребенка самостоятельность» Октябрь
7 День открытых дверей «Речевое развитие ребенка»
Показ НОД совместно учителя-логопеда и воспитателя Ноябрь
8 Анкетирование родителей «О развитии речи вашего ребенка» Ноябрь
9 Консультация «Развитие речи в процессе режимных моментов» Ноябрь
10 В гостях у психолога: профилактика детских страхов «А если я не справлюсь»
Памятка «Как преодолеть страх перед школой» Декабрь
11 Консультация для родителей «Родителям, сомневающимся в успехах своих детей» Январь
12 Выставка детских работ «Что нас делает здоровыми».
Консультация «Воспитываем детей здоровыми вместе» Февраль
13 Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки» Февраль, март
14 Утренник 8 марта Март
15 НОД – взаимодействие специалистов ДОУ ( открытый показ интеграции педагогов: логопед, психолог, муз. руководитель, физ. инструктор и воспитатель. Март,
конец
4 недели
16 Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе коррекционной работы» Март
17 КВН «Русский язык с родителями» Апрель
18 Фотовыставка «Я все умею сам» Апрель
19 Родительское собрание «До свидания, детский сад» с участием всех специалистов (подведение итогов проекта) Май
10. Список используемой литературы
1. Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко «Ребёнок плохо говорит»
2. Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду» Подготовительная группа- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009г
3. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» - СПб: «Союз», 2004г
4. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению» Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль: «Академия развития»,1997г
5. Вренева Е. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. / Дошкольное воспитание, 2011, № 12.
6. Дейкина А. Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования. / дис. канд. пед. наук. — Барнаул, 2010.
7. Лизунова Л. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. / Логопед, № 2011, № 5.
8. Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков Психолого-педагогическая готовность ребё нка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
9. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгера Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста М. ,1999
10. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. / Москва, 2010г.
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. / М. Владос, 2009.
12. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д., Готовность детей к учебной деятельности. Ярославль,1999
13. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М. ,1991.