Татьяна Князева
Проект сетевого взаимодействия «Умные шашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Проект предназначен воспитанникам Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений (далее МБДОУ) в возрасте 5-7 лет и направлен на создание условий для их интеллектуального развития средствами шашечной деятельности.
Обеспечивает взаимодействие с МБДОУ города и района, выстраивает партнерские отношения между ними путем организации совместных занятий по обучению дошкольников игре в шашки, итогом которых будут районные соревнования.
Актуальность
Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов:
Публикация «Проект сетевого взаимодействия „Умные шашки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
• совершенствует логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации;
• развивает память и пространственное воображение;
• вырабатывает усидчивость, собранность, развивают внимание, помогает гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными;
• игры в шашки всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику;
• ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины;
• при креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников;
• воспитывает самостоятельность в принятии решений.
Данная настольная игра предполагает совместную детскую и взрослую деятельность, поэтому способствует социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.
Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шашки обусловлена сознанием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.
Организация занятий:
Занятия организуются во второй половине дня, 1 раз в неделю.
Время занятия 25-30 минут.
Материал подается по принципу от простого объяснения к сложному.
Цель проекта :
Развитие психофизиологических процессов ребенка для его дальнейшей успешности через обучение игре в шашки.
Задачи:
Обучающие:
• обучить основам шашечной игры;
• обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
• обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шашечной партии.
Воспитательные:
• воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• воспитать: настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности;
• выработать у детей умение применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развивать стремления детей к самостоятельности;
• развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Основными формами работы и средствам обучения являются:
• практическая игра;
• решение задач, комбинаций и этюдов;
• дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• развлечения, познавательные досуги, игры в шашки;
• соревнования.
Организация занятий: занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).
Срок реализации проекта : январь – июнь 2020 года.
Участники проекта : дети от 5 до 7 лет групп общеразвивающей направленности, их родители (законные представители); воспитатели МБДОУ города и района.
Методическое и информационное обеспечение:
1. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. -Киев:Здоровье,1985.
2. Погрибной В. К. Шашки – Шашки для детей,2010.
3. Герцензон Б., Наприенков А. Шашки – это интересно. 1992.
4. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007.
Условия для реализации программы:
Оборудование, материалы: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Ожидаемые результаты:
Воспитанников:
к концу обучения дети должны научиться:
• правилам хода;
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть без нарушения правил;
• правильно располагать доску между партнерами;
• правильно располагать фигуры перед игрой;
• решать простые шашечные задачи;
• применять шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья, дамка.
Педагогов:
• познакомятся с увлекательными формами и приемами игры в шашки;
• овладеют умениями, как преподнести игру в максимально увлекательной форме и как с помощью различных приёмов стимулировать детский интерес.
Приложение № 1
1. Перспективный план
№ Мероприятие Дата проведения Ответственные
1. Организационная встреча участников проекта :
• «Правила хорошие, знать каждому положено»- основные правила шашечной игры;
• Этикет игрока» - правила поведения во время игры 16.10.2020 г. Координатор,
тренер, педагоги
2. Онлайн - семинар для воспитателей «Игра в шашки» 30.11.2020г. Координатор,
тренер, педагоги
3. Онлайн – семинар «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» 26.02.2021г. Координатор,
тренер, педагоги
4. Онлайн – семинар «Решение задач, комбинаций и этюдов. 19.03.2021г. Координатор,
тренер, педагоги
5. Детский мастер – класс» «Веселый бой» 16.04.2021г. Координатор,
тренер, педагоги, воспитанник
6. Викторина «Королевство шашек» 23.04.2021г. педагоги
7. Районный Чемпионат «Умные шашки» 18.04.202г. Координатор, тренер,
педагоги, дошкольники.