Папки-передвижки

Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет (7 фото)

Маргарита
Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет

Название проекта: «Умные пальчики».

Автор: воспитатель МБДОУ№25 «Русалочка» Ким Сун Бок

Участники проекта: дети 3-5 лет, воспитатель, родители, сотрудники детского сада №25.

Актуальность проекта:

«Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий».

М. Монтессори

Мелкая моторика - это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.

Публикация «Проект „Умные пальчики“ для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет» размещена в разделах

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится всё актуальней, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе.

Пальчики ребенка активны не с самого рождения. Научиться управлять ими – огромный труд. В первые недели жизни ладошки младенца сомкнуты в кулачки. Потом они начинают работать: хватают маму за волосы, тянутся за погремушкой, мнут и рвут бумагу. С каждым днем они действуют все осознаннее, стараясь получить желаемое, и добиваются своего. А в это время в голове у ребенка происходит большая работа. Карапуз не просто играет и познает окружающий мир, он умнеет, его интеллект развивается. И в результате ребенок раньше научится говорить. Представление о предмете, его свойствах и качествах у малыша складывается только после ощупывания и облизывания. Именно поэтому важно предоставить ребенку как можно больше возможностей для самостоятельного изучения окружающих предметов.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Очень важно способствовать развитию речи детей с самого раннего возраста, не дожидаясь диагноза отклонения в речевом развитии. Постоянное общение, всевозможные игры и занятия по развитию мелкой моторики должны стать неотъемлемыми на ранних стадиях развития ребенка.

Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии для самых мышц, и для других органов. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста остается актуальной и сегодня.

Вид проекта:

Практико-ориентированный, творческий

фронтальный

долгосрочный

Срок реализации: сентябрь 2016 - май 2018

База реализации: г. Южно-Сахалинск, МБДОУ №25 «Русалочка», вторая младшая, средняя группа.

Цель проекта: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

- Способствовать овладению жизненно важными умениями, бытовыми навыками;

- Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук дошкольников;

- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;

- Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия;

-Развивать фантазию, речь, мышление, память, внимание, усидчивость;

- Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;

Предполагаемый результат:

- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников в соответствии данного возраста.

-Снижение количества детей с задержкой речи.

-Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.

-Овладение приемами работы разными инструментами.

- Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

-Пополнение предметно-развивающей среды.

Формы реализации:

-Словесный

-Наглядно-действенный

-Практический

-Игровой.

Методы реализации:

1. Традиционные:

-самомассаж кистей и пальцев рук,

-игры с пальчиками с речевым сопровождением,

-графические упражнения,

-предметная деятельность,

-настольные игры,

-кукольные театры,

-игры на развитие тактильного ощущения.

2. Нетрадиционные:

-самомассаж кистей и пальцев рук предметами,

-игры с пальчиками с использованием разнообразного материала.

Принципы работы:

-Учет индивидуальных особенностей;

-Наглядность;

-От простого к сложному;

-Радость от совместной деятельности;

-Систематичность, цикличность, последовательность.

[b]Рабочий план реализации проекта:

1 этап-Подготовительный (сентябрь- октябрь 2016)[/b]

Цель: подготовка и создание условий для реализации проекта.

Задачи:

-Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

-Подготовить методический материал по данной теме, картотека пальчиковых игр и упражнений;

-Провести анкетирование родителей, диагностику уровня развития речи, мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

-Обогатить предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

-Привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Содержание 1 этапа:

-Составление перспективного плана мероприятий проекта.

-Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных

материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

-Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.

-Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей”.

-Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.

2 этап-Основной (ноябрь 2016-апрель2018)

Цель: реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. в образовательную практику.

Задачи:

-Создать эмоционально-комфортную обстановку в детском коллективе.

-Развивать координацию и умение управлять своими движениями пальцев рук.

-Улучшать общую двигательную активность.

-Применить изученные приёмы в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

-Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

-Формировать навыки работы с пластилином, интерес к лепке.

-Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Содержание 2 этапа:

-Включение пальчиковой гимнастики в конспекты НОД, комплексы утренней гимнастики, в режимные моменты.

-Разучивание потешек, стихотворений с использованием пальчиковых игр.

-Применение дидактических игр, упражнений в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

-Использование традиционных и нетрадиционных методов рисования, аппликации в продуктивной деятельности.

-Формирование навыков работы с пластилином, тестом.

-Обучение детей самомассажу ладоней и кистей рук при помощи предметов (щеткой, мячиком Су-Джок, природным материалом, прищепкой)

-Применение игр с предметами (счетные палочки, платочки, бусы).

-Развитие умения детей правильно пользоваться предметами домашнего обихода (ложка, карандаш, ножницы, застегивание пуговиц).

-Игры с кукольным театром.

-Пополнение, изготовление и использование предметно-развивающей среды (настольные игры, песочный уголок, мячи, пирамиды, кубики, тактильный коврик).

- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей.

3 этап-Заключительный (май 2018)

Цель: Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Задачи:

-Провести повторную диагностику уровня развития речи, мелкой моторики.

-Продолжать знакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значением, дальнейшее привлечение их к совместной деятельности.

-Закреплять приобретенные навыки пользования предметами, работы с пластилином.

-Способствовать дальнейшему развитию мелкой моторики и координации движения рук.

Содержание 3 этапа:

-Повторная диагностика уровня развития речи, мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

-Обобщение итогов работы с детьми и родителями.

- Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук.

-Презентация на педсовете по успешности реализации проекта.

-Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов

рисования и аппликации.

План мероприятий по реализации проекта.

Ежедневно:

-Пальчиковая гимнастика;

Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет

-Продуктивная деятельность (рисование, лепка, обводка, раскрашивание);

Фото «Умные пальчики»

-Предметно-развивающая среда (конструктор, игры с мячом, пазлы, кубики, шнуровка, мозаика)

-Игры с предметами («Волшебный мешочек», «Собери бусы для мамы», «Золушка» с крупами, «Выложи узор», «Найди сюрприз»)

Подготовительный этап:

-Диагностика уровня развития речи, мелкой моторики:

Обследование связной речи (по Ушаковой, Струниной);

Методика «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет» О. И. Крупенчук.

-Анкетирование родителей:

-Подбор информации для родителей: буклетов, уголков, консультации, папок:

«Пальчиковые игры», «Жесты, их значение», «Роль мелкой моторики в развитии психических процессов детей», «Игры и развлечения для развития мелких мышц рук», «Как научить правильно держать ложку, карандаш».

Проект  для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет - фото

Фото №1 Название проекта Умные пальчики

Основной этап:

-Пальчиковая гимнастика:

«Детский сад», «Части тела», «Апельсин», «Моя семья», «Капуста»,

«Теремок», «Дерево», «Цветок», «Мебель», «Божья коровка».

-Пальчиковые игры с предметами:

с платком, мячиком, экспандером, счетными палочками, грецкими орехами.

-Игры на взаимодействие:

«Камень, ножницы, бумага», «Птичка зернышки клюет…», «Рыбка, рыбка, окунек…».

-Самомассаж ушей, пальцев (потирание, поглаживание, пощипывание, постукивание, самомассаж предметами (прищепками, мячиком Су-Джок, щеткой, кисточкой, карандашом).

-Формирование умения правильно держать ложку, карандаш, ножницы.

-Дидактические игры:

«Часовщик», «Золушка», «Зашнуруй ботинок», «Пирамидка», «Волшебный мешочек», «Пирамидка», «Завязывание и развязывание бантиков», «Катушка», «Перелей воду», «Цветные дорожки», «Веселая гусеница».

-Продуктивная деятельность:

Рисование карандашами, кисточкой, ватными палочками, пальчиками и ладонью, природным материалом, губкой.

Аппликация из природного материала, ваты, крупы, бумаги, картона, ниток, конструирование из бумаги.

Фото №2 Автор воспитатель МБДОУ Русалочка Ким Сун Бок Участники проекта дети лет воспитатель родители сотрудники детского сада Фото №3 Актуальность проекта Каждое движение ребёнка это ещё одна складочка в коре больших полушарий

Лепка из пластилина, теста.

-Кукольный театр: пальчиковой, кукла на руку, теневой.

Фото №4 Публикация Проект Умные пальчики для развития мелкой моторики у детей лет размещена в разделах Мелкая моторика Пальчиковые игры

-

Предметно-развивающая среда:

Настольные игры (пазлы, мозаика, конструктор, кубики, вкладыши, шнуровка, счеты, бусы)

Арт-песочница, мячи, массажный коврик, сухой бассейн с крупой.

Заключительный этап:

-Повторная диагностика уровня развития речи, мелкой моторики.

-Обобщение итогов работы с детьми и родителями.

- Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук.

-Презентация на педсовете по успешности реализации проекта.

-Выставка детских работ с использованием традиционных и нетрадиционных методов рисования и аппликации, лепки.

Результат реализации проекта:

Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствовала увеличению словарного запаса детей, формированию грамматического строя речи, сохранению физического и психического здоровья ребенка. Кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

Дети научились правильно держать ложку и карандаш. Виден положительный прогресс в развитии воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности. Предметно-развивающая среда группы пополнилась новыми игрушками, дидактическими играми, предметами. Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома. Повысилась родительская заинтересованность и компетентность по этой теме.

Дальнейшее развитие проекта:

Давно доказано, что развитию интеллекта и речи ребенка, подготовке к обучению к школе, а также положительному воздействию навесь организм малыша в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Перечисленные виды детской деятельности должны использоваться в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Поэтому для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В. А.

Использованная литература:

1. Година Г. Н., Пилюгина Е. Г. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада». М. : Просвещение,1987.

2. Диченскова А. М. «Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики». Ростов-на – Дону: Феникс,2014.

3. Калинина Т. В. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет». Волгоград: Учитель, 2013.

4. Косинова Е. М. «Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику». М. : Эксмо,2004.

5. Прокопьева Л. И. «Психология и диагностика речевого развития детей: учебно - методическое пособие для студентов». Южно-Сахалинск: СахГУ,2009.

6. Ращупкина С. Ю. «Пальчиковые развивалки: Развивающие игры для детей». М. : Эксмо,2010.

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Книга «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторикиКнига «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторики Книга «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторики Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа)Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа) Ах, эти человеческие руки, Какую красоту они порой творят…АКТУАЛЬНОСТЬ У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики детейСенсорные дорожки для развития мелкой моторики детей Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики детей Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рукУголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 11:47
+250Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД