Лариса Можаева
Проект «Шаги в природу» (программно-методические материалы по экологическому воспитанию)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Шаги в природу»
(программно-методические материалы
по экологическому образованию дошкольников)
Авторы: воспитатель Карпова Татьяна Николаевна
старший воспитатель МКДОУ детского сада № 7
города Кирово - Чепецка Кировской области
Можаева Лариса Анатольевна
Если каждый человек
на кусочке своей земли
сделал бы все, что он может,
как прекрасна была бы земля наша.
А. П. Чехов.
Введение:
Публикация «Проект „Шаги в природу“ (программно-методические материалы по экологическому воспитанию)» размещена в разделах
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Каменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и выходе Указа президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Главные аспекты работы педагога с детьми дошкольного возраста - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению в МКДОУ детском саду № 7 используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности, ознакомления с художественной литературой, просмотра телепередач, экскурсий, совместную работу детского сада и семьи, а также организацию самостоятельной деятельности детей, т. е., экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Большое значение мы придаём познавательно-исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращаем внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Большое внимание уделяем общению детей с природой : с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводим своих воспитанников на прогулки, экскурсии, ходим в походы.
Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий является обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирают природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду, камни и т. д.
Большое значение придаём ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию.
Большое значение мы придаём работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей», которое дало нам дополнительную информацию, используемую впоследствии в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводим экологические праздники, предлагаем папам помочь изготовить кормушки и скворечники, которые размещаем на территории детского сада, вывешиваем листовки с призывами беречь зелёные насаждения, проводим ежегодно акции в преддверии Нового года по защите елей от вырубки, разрабатываем и реализуем совместно с родителями проекты по защите и бережному отношению к лесным богатствам.
Традиционно в канун Нового года детский сад разрабатывает и реализует проекты, направленные на сохранение лесной красавицы – ели. Один из таких проектов «Шаги в природу»
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Этапы:
1. Выявление проблемы
2. Постановка цели и задач
3. Поиск форм реализации проекта
4. Разработка содержания познавательно-воспитательного процесса на основе тематики проекта
5. Коллективная реализация и демонстрация проекта
Проблема:
Как привлечь внимание людей к проблеме сохранения лесных богатств
Игровая мотивация для детей:
Дети встречаются со Стариком – лесовиком. Он озабочен: к Новому году начнё тся вырубка елей: погибнут молодые деревца, испугаются шума белки, исчезнут гнёзда и дупла.
ЦЕЛЬ:
Привлечь внимание детей, родителей к последствиям экологических нарушений, их влиянию на окружающую среду и здоровье человека.
ЗАДАЧИ:
1. Учить экологически грамотному поведению в природе.
2. Формировать экологическую культуру дошкольников.
3. Развивать познавательные способности детей в практической деятельности в детском саду и дома
4. Формировать предпосылки поисковой деятельности.
5. Воспитывать
• задатки осознанного и ответственного отношения к живой природе
• чувство ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира
• способность видеть красоту окружающего мира
Участники проекта :
• Дети среднего, старшего дошкольного возраста
• Родители воспитанников
• Воспитатели группы
Сроки реализации проекта :
С 1 декабря по 30 января 2011 года
Этапы реализации проекта :
1 этап – Выявление проблемы. Вхождение в игровую
ситуацию
2 этап – Практическая деятельность по реализации
проекта
3 этап – Презентация продукта деятельности -
Выпуск журнала о природе
Предполагаемые результаты реализации проекта :
1. Дети и родители задумаются о важности природы и необходимости бережного отношения к ней
2. Дети получат дополнительные знания по экологическому воспитанию и осознанному отношению к природе
3. Дети и родители увидят красоту окружающего мира и будут стараться беречь эту красоту.
4. В ходе совместной практической деятельности дети приобретут исследовательские и поисковые навыки
5. Полученные знания дети и родители воплотят в рисунки, рассказы, сказки.
Практическая деятельность по проекту
Деятельность педагога:
• Знакомит с результатами мониторинга по экологии и ознакомлению с окружающим миром
• Активизирует деятельность родителей по вхождению в проблему через организацию круглого стола
• Обобщает и систематизирует информацию
• Выпускает детский журнал о природе
Деятельность детей:
• Цикл занятий по ознакомлению с лесом и его обитателями
• Наблюдения и экскурсии в природу
• Дидактические игры по теме проекта
• Опытническая и экспериментальная деятельность с природным материалом
• Воплощение полученных знаний в творческие работы
Деятельность родителей
• Выход в природу с детьми
• Совместные наблюдения, опыты и эксперименты с детьми
• Обмен экологическими знаниями на круглом столе
• Изготовление кормушек, скворечников и др.
• Воплощение полученных знаний в творческие работы