Валентина Трушинская
Проект «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА».ФОТООТЧЁТ для детей старшего дошкольного возраста.
Составитель: Трушинская В. А.
Название проекта: «Широкая Масленица».
Тип проекта: познавательно-творческий-игровой-продуктивный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: с 09 – 20 февраля 2015г. (краткосрочный).
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Участники: воспитатели, дети и родители.
Актуальность:
«Матушка» природа сохраняет за собой все права по распоряжению
Публикация «Проект „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
временами года; за весной приходит лето, за летом осень, за осенью зима, за зимой весна. Люди привыкли к этим переменам и по традициям из поколения в поколение с радостью их встречают, устраивая праздничные гуляния. Одним из самых древних, любимый всеми, народный праздник, проводы зимы и встреча весны – «Масленица». Гуляния проходили на Руси шумно, ярко, весело и длились целую неделю; с играми да забавами, хороводами да плясками, ярмарками да блинами, скоморохами да театральными балаганами и катаниями на лошадях. Масленица с её символами, обычаями и обрядами навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.
Воспитателям остаётся только расширить и обогатить представления о народном празднике, поддержать стремления детей к играм, забавам, творчеству – помочь пережить радость побед и успехов.
Цель: Формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с праздником Масленицы.
Задачи проекта:
• Развивать познавательную мотивацию, эмоциональную сферу.
• Расширить знания детей о традициях, обычаях, обрядах русского народа, о народном празднике Масленица.
• Развивать творческие, физические и театральные способности детей.
• Расширить представление о фольклоре по средствам русского народного праздника Масленица.
• Способствовать развитию речи через беседы, рассказывание по картинкам, выразительное заучивание потешек, закличек, прибауток, песен, хороводов и народных игр.
• Развивать физические способности по средствам игр и забав.
• Воспитывать у детей эмоциональный интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
• Воспитывать чувство нравственности и патриотизма, основанное на русских традициях.
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Реализация видов деятельности:
• Игровая деятельность;
• Коммуникативная деятельность;
• Изобразительная деятельность;
• Двигательная деятельность;
• Музыкальная деятельность;
• Восприятие художественной литературы
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
• Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала и музыкального репертуара по данной теме.
• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
• Оформление снежных построек на участке к проведению Масленицы.
2. Основной этап.
Познавательная деятельность:
• Проведение бесед: «История возникновения масленичных гуляний», «Русская изба и домашняя утварь», «Знакомство с обычаями гостеприимства», «Обряды масленичной недели», «Прощёное воскресенье», «Тройка удалая».
• Показ презентации «Как на масляной неделе», «Русская изба». • Рассматривание репродукции картин: Б. М. Кустодиева «Масленица», С. Н. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
• Рассматривание игрушек народных мастеров дымковской росписи.
•Активизация внимания и памяти.
Коммуникативная деятельность:
• Знакомство с народными играми: «Золотые ворота», «Бояре, а мы к вам пришли».
• Знакомство с поговорками, закличками, потешками, прибаутками, небылицами.
• Знакомство с обычаями и обрядами праздника Масленица.
• Отгадывание загадок о зиме, о кухонной утвари.
• Наблюдения за изменениями в природе. Знакомство с приметами.
Игровая деятельность:
• Народные игры: «Золотые ворота», «Бояре, а мы к вам пришли».
• Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у зайцев», «Напечём блинов на праздничный стол», «Приключения блина».
• Строительство снежных построек: горки, крепостного вала, черепахи, зайцев, крокодила, ёжика, лаза – «головы Ильи Муромца» и обыгрывания их.
• Подвижные игры: «Гори, гори ясно…», «Два Мороза», «У медведя, во бору», «Салки», «Третий лишний».
• Проведение эстафет и соревнований: «Кто дальше бросит снежок», «Попади в цель», «Катание на саночках», «Бой петухов», «Прокатись на лошадке», «Передай другому блин», «Моталки», «Перетягивание каната».
• Театрализованная деятельность: «Встреча с Ерохой», «Масленица – кривошейка».
Изобразительная деятельность:
• Лепка «Барыня», «Козлик».
• Рисование «Раскрась Барыню по мотивам дымковской росписи», «Раскрась козлика по мотивам дымковской росписи», «Зимние забавы».
• Конструирование из бумаги «Санки».
• Оригами «Солнце».
Чтение художественной литературы:
• Заучивание потешек, закличек, прибауток, частушек, пословиц и небылиц.
• Чтение стихов и рассказов: Д. Кузнецова «Блины», Т. Нуждиной «Блины».
Музыкальная деятельность:
• Прослушивание русских народных песен: «Как на тоненький ледок…», «Выйду на улицу, гляну на село…», «Кадриль», «Ой, снег - снежок…», «Пчёлочка златая…», «Богатырская сила», «Эх говори, да приговаривай», «Ухарь купец», «Барыня», «Виновата ли я…», «Блины», «Прощай Масленица», «Ой, блины, блины, блины…», «Ой, при лужке при лужке…»,
• Разучивание хороводных песен «Веснянка» и «Маслёна».
Двигательная деятельность:
• Подвижные игры: «У медведя во бору», катание с горки парами, скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках и ледянках, штурм крепости, «Гори, гори ясно…», «Два Мороза», «Салки», «Третий лишний».
• Проведение соревнований и эстафет: «Попади в цель», «Попади мяч в ворота», «Прокати друга на санках», «Саночки», «Кто дальше бросит снежок», «Бой петухов», «Прокатись на лошадке», «Передай другому», «Моталки», «Перетягивание каната».
3. Заключительный этап
• Оформление стенда фотографий о проведении Масленицы.
• Выставка детских работ.
• Оформление выставки «Тряпичная кукла».
• Проведение Мастер-класса «Широкая Масленица».
• Проведение дегустации блинов - «Чаепития».
Взаимодействие с родителями.
Воспитатели и дети.
• Активное участие родителей в проведении мастер – класса.
• Приготовление костюмов и атрибутов.
• Оформление уголка «Широкая Масленица».
• Изготовление тряпичной куклы – Масленица.
• Проведение чаепития с блинами.
• Исполнение русских народных песен семьи Янковских.
Конкурсы.
Родители и дети.
• «Ледышки»».
• «Тряпичная кукла».
• «Блин-Блинок».
Ожидаемые конечные результаты.
• Приобщение детей к традициям проведения народного праздника.
• Повышение познавательного интереса к истории культуры русского народа
• Воспитание у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
• Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств детей.
• Приобщение детей к фольклору. • Обогащение и активизация словаря.
• Формирование чувства праздничного настроения и эмоционального удовлетворения.
• Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами.
Планирование следующего проекта - «День Победы».
ФОТООТЧЁТ
Мастер – класс «Широкая Масленица»
Оформление уголка к русскому народному празднику «Масленица».
На праздник мальчики надели колпачки петрушек и скоморохов, а девочки повязали цветастые платки - всё происходило волнительно и суетливо. И вот долгожданный праздник начинаем - заклички сказывает, да распеваем!
На Руси было принято на праздник приводить медведя для веселья и забавы. На нашем празднике медведя сыграла мама Богдана Лычкина (Снежанна Ивановна Лычкина).
Музыку маэстро, музыку - Дуняша плясать желает!
Танцуют все, а разве можно устоять на месте, когда весело и задорно звучит русская «Кадриль».
Подвижная игра «У медведя, во бору». Вот он всплеск детских эмоций радости и наслаждения праздником.
Какой же праздник без Петрушек? Вот и инсценировка «Встреча с Ерохой».
Вот и пришло время показать свою удаль молодецкую. Проведение эстафеты «Попади в цель»
Распотешились наши ребята, разыгрались на эстафете «Бой петухов».
На соревновании «Перетяни канат», померяться силами решили все и девчонки, и мальчишки, а так же их родители.
Будем зиму провожать, проведём эстафеты «Прокачу с ветерком»
Эстафета «Ну-ка, догони!»
Масленицу зазываем, заклички сказываем, да частушки распеваем.
Здравствуй сударыня Масленица! Встреча Масленицы.
Зиму провожаем, а весну встречаем хороводами «Веснянка», да» Маслёна».
Прощай Масленица! Проводим подвижные игры «Гори, гори Ясно, чтобы не погасло…»
Хорошо отведать горячего чаю да с блинами, да с баранками, да с пряниками.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Без гармони на Руси не проходило ни одно веселье. Наш праздник прошёл под аккомпанемент баяниста – Янковского Дмитрия Васильевича (папы Даши Янковской).
В заключение праздника всех ждал сюрпризный момент от семьи Янковских, папа играл на баяне, а дочери распевали русские народные песни. То-то было весело, то-то хорошо!