Марина Стахельчик
Проект «Широкая Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 р. п. В. Синячиха общеразвивающего вида»
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному развитию воспитанников
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Автор: Стахельчик Марина Васильевна
воспитатель МДОУ «Детский сад№19
р. п. В. Синячиха общеразвивающего вида»
р. п. Верхняя Синячиха
2018г.
Содержание:
Актуальность___ 3
Цели___ 4
Задачи___ 4
Формы реализации___ 5
Публикация «Проект „Широкая Масленица“ с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Формы работы с родителями,
детьми, педагогами___ 5
Этапы реализации___ 6
Интеграция образовательных областей___ 7
Ожидаемые результаты ___ 9
Продукт проектной деятельности___ 10
Вывод___ 10
Паспорт проекта:
Тип проекта: познавательно – творческий
Продолжительность: красткосрочный
Срок реализации: 12-18 февраля(1 неделя)
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
Условия реализации: детский сад, семья.
Проблема: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать, самостоятельно находить решение в трудных ситуациях; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включаются в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области (социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое развитие, виды детской деятельности (игровая, познавательно –исследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная), формы работы с детьми и родителями.
Тема проекта «Широкая Масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретут знания о замечательном и веселом празднике Масленица, о смене сезонов времен года, у них сформируется познавательный интерес, дети узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны, которые наши предки проводили и исполняли в период празднования Масленицы. Воспитает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.
Цель: Познакомить дошкольников и их родителей с особенностями народных, масленичных гуляний; воспитывать любовь и интерес к традициям своего народа.
Задачи:
Обучающие
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица» (история, традиции, игры, гулянья, песни);
• Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества: заклички, пословицы, песенки, стихи, дразнилки, частушки.
• Познакомить детей с подвижными играми, танцами.
Развивающие
• Развивать коммуникативные способности;
• Развивать память, мышление, внимание;
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского народа;
• Формировать у детей любовь к Родине, ее истории и традициям.
• Заинтересовать и ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
• Создать необходимые условия для реализации проекта с родителями и детьми.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр, Центра «Масленица» в группе, костюмов для празднования Масленицы на улице;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек, стихов, песен, подвижных игр на улице;
• Изготовление буклета «Широкая Масленица».
Основной:
• Проведение НОД, бесед по теме.
• Изобразительная деятельность (рисование куклы Масленицы, аппликация – кукла-масленица).
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций, песен.
• Просмотр презентации «Масленица».
Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
• Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;
• Праздничное развлечение на улице (на территории детского сада) с детьми, родителями и воспитателями «Весёлая Масленица».
Мероприятия по реализации проекта
Образовательная область Мероприятия
Познавательное развитие
Окружающий мир
НОД: «Масленица у ворот»
Речевое развитие Заучивание закличек, стихов, песен, дразнилок о Масленице
Чтение художественной литературы о Масленице
Беседа: «Что мы знаем о празднике Масленица?»
Социально – коммуникативное развитие
Проведение праздничного гулянья «Веселая Масленица» на территории детского сада
Художественно – эстетическое развитие Рисование карандашами: «Чучело Масленицы»
Аппликация: «Широкая Масленица»
Рассматривание картин великих русских художников изображающих великий праздник Масленица
Физическое развитие
Разучивание подвижных игр «Веселый бубен», «Тесто», «Карусели»
Формы работы:
Работа с родителями:
- заинтересовать и привлечь родителей в помощь по реализации проекта;
- принять активное участие в создание развивающей предметно –пространственной среды в группе (изготовление атрибутов для Центра «Масленица Широкая» - блины из разных материалов, пополнение Центра предметами старины (чугунок, ухват, прихватки, самовар, подносы и. т. д.);
- изготовление атрибутов и костюмов детям для проведения праздника на улице;
- создание и оформление «Книги рецептов» русских блинов, которые пекут в семьях воспитанников.
Для педагогов: - заинтересовать детей и родителей данной темой;
- создать развивающую – предметно – пространственную среду в группе и на территории детского сада (оформление веранды группы, проведение русских народных игр на воздухе);
- разучивание закличек, песенок, стихотворений, пословиц о Масленице;
- подбор материала о Масленице: история праздника, стихи, пословицы, загадки; демонстрационный материал, картины русских живописцев: В. И. Суриков «Взятие снежного города», С. Кожин «Масленица», Б. Кустодиев «Масленица».
- Подготовить и провести народный праздник на улице совместно с детьми и родителями.
Для детей: - заинтересовать историей и традициями праздника «Масленица»; - разучить подвижные игры, песни, заклички, дразнилки, пословицы, стихи о масленице;
- принять активное участие в выставке поделок и рисунков на данную тему;
- уметь организовывать самостоятельно игры, привлекая сверстников и взрослых.
Ожидаемый результат:
Дети
• Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных традициях, праздниках, играх;
• Владеют знаниями о масленичной кухне;
• С интересом участвуют в народных играх, организовывают их сами, вовлекая сверстников и взрослых;
• Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляют интерес к искусству при просматривании картин русских художников;
• Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги:
• Накопление материала по теме проекта;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми и родителями;
• Приобщение детей и родителей к традициям, к праздникам и истории нашего народа.
Родители
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
• Вовлечены в реализацию проекта и являются активными партнерами.
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение познавательного интереса среди детей к истории своего народа и страны. Приобщение детей к разным видам художественного творчества, традициям проведения народного праздника – Масленицы, через непосредственное участие их и родителей в общем действии.
Заинтересованность родителей в подготовке и реализации проекта.
Результаты, выраженные в целевых ориентирах:
ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живёт;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру;
ребенок обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Продукт проектной деятельности:
Выставка совместных поделок и рисунков на тему «Масленица»;
Создание книги рецептов блинов «Блинный пир на весь мир!» в сотворчестве с родителями.
Праздничное развлечение на улице «Веселая Масленица».
Вывод: В ходе реализации проекта дети и родители получили и закрепили знания об обрядовом русском народном празднике «Масленица». Принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятий, запланированных в проекте. Разучили и самостоятельно организовывали подвижные игры, привлекая в них своих сверстников и взрослых. Совместно с родителями участвовали в изготовлении «Книги рецептов блинов», в изготовлении поделок и рисунков на тему «Масленица». Получили большое удовольствие от активного участия в проекте «Широкая Масленица».
Список литературы.
1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998 /
2. Боронина Е. Г. «Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. М. :, Владос,1999
3. Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004.
4. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006
5. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008
6. Князева О. Л., Маханёва, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
7. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении, ООО «Гном-Пресс» 2000г.