Папки-передвижки

Проект «Школа чистоты» по здоровьесбережению и здоровьеформирование в условиях детского сада

Маркина Ольга Владимировна
Проект «Школа чистоты» по здоровьесбережению и здоровьеформирование в условиях детского сада

Цель проекта : Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является необходимым условием воспитания здорового ребенка в детском саду.

Организация единой системы по формированию ЗОЖ у дошкольников.

Публикация «Проект „Школа чистоты“ по здоровьесбережению и здоровьеформирование в условиях детского сада» размещена в разделах

Актуальность темы: Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и

стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную

психосоматическую структуру человека.

Новизна: проектная деятельность, как одна из эффективных технологий формирования здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.

Поэтому необходима разработка определенной системы занятий по валеологии, которые помогут сформировать у детей дошкольного возраста

определенной потребности в здоровом образе жизни.

В проекте «Школа чистоты», ведущая роль принадлежит игровой, экспериментальной деятельности.

Также глубокому анализу подвергается организация предметно- пространственной среды, направленной на валеологическое воспитание.

Проект разработан на основе методического пособия

«Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада». Краснодар – 2016.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Н. В. Кабанова – специалист отдела анализа и поддержки дошкольного образования МКУ КНМЦ, Музыченко Г. Н. - заведующий МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 64 «Дружба»

Автор пособия:

Инструктор по физической культуре МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 64 «Дружба» Мячикова О. Е.

Разработка и реализация проекта «Школа чистюль»

Тема проекта : «Гигиена».

Возраст детей: 4 - 5 лет (средняя группа).

Срок реализации: 1 месяц.

Участники проекта : педагоги детского сада, дети средней группы, родители, узкие специалисты, медсестра, администрация.

Цель: Способствовать формированию культурно-гигиенических

навыков, совершенствование навыков самообслуживания у детей среднего

дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать навыки

поведения во время еды, умывания;

2. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом;

3. Закреплять умение правильно пользоваться мылом, мыть руки и

лицо, насухо вытираться полотенцем после умывания, пользоваться

расческой и носовым платком; расширить знание детей о правилах и

предметах личной гигиены;

4. Формировать начальные представления о ценности здоровья в жизни людей, понимание того, что здоровье начинается с чистоты;

5. Воспитывать у детей потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

6. Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.

Актуальность:

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая культуры поведения. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья.

В процессе работы с дошкольниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а

гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В конечном счете, от знания и выполнения культурно-гигиенических навыков зависит не только здоровье самого ребенка, но и всех окружающих.

Таким образом, воспитание культурно-гигиенических навыков стоит достаточно остро, поэтому создание данного проекта позволит :

- развивать навыки самообслуживания;

- расширить знания, умения и навыки в области гигиены;

- эффективно решать вопросы охраны и укрепления здоровья детей.

Ожидаемый результат:

1. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья,

как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

2. Значительное повышение знаний о чистоте и опрятности своего внешнего вида; привиты элементарные культурно-гигиенические навыки

поведения.

3. У детей сформировано желание выполнять физические упражнения.

4. Совместно с родителями проводятся закаливающие и другие

укрепляющие здоровье детей процедуры. Родители активно принимают участие в обучении детей дома.

Этапы реализации проекта

I этап: Организационно–подготовительный (выявление проблемы,

анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности).

II этап: Содержательно–целевой.

Работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

Проблемная ситуация «Микробы».

Цель: Уточнить представление детей о здоровом образе жизни; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил; формировать представления детей о необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Беседы родителей с детьми на тему «Чистота залог здоровья».

III этап: Контрольно-аналитический.

Итоговый мониторинг.

Цель: проследить результативность проделанной работы.

Вопросы к мониторингу: Что такое чистота? Для чего нужно соблюдать

правила личной гигиены? Какие предметы нужны для личной гигиены? Что

нужно делать. Чтобы быть здоровым?

Критерии оценки:

Высокий уровень. Ребенок отвечает на все вопросы, имеет элементарные представления о правилах.

Средний уровень. Ребенок частично отвечает на вопросы, при подсказке может назвать полезные и вредные продукты, объяснить значение гигиенических процедур.

Низкий уровень. Ребенок не может ответить на вопросы с помощью взрослого, не разграничивает понятия.

Создание итогового продукта:

Разработка дидактических игр для детей:

«Пузыри, пузыри – мыльные перчатки», «Причешем куклу», «Появился раз, микроб!», итоговое мероприятие - физкультурный досуг «Нам микробы не страшны - с физкультурой мы дружны!».

Перспективный план реализации проекта

на организационно-подготовительном этапе

Формы работы

Цели

1. Начальный мониторинг

(опрос родителей, наблюдение,

беседы, проблемные ситуации).

Выявить уровень

сформированности представлений о ЗОЖ

2. Спланировать работу с

включением разнообразных

средств обучения, выбрав

приоритетным

экспериментально-игровую

деятельность.

Планирование системной,

эффективной работы с учетом

имеющегося у детей уровня

знаний и навыков

3. Анализ имеющегося

дидактического материала для

организации игровых уголков

валеологической

направленности, уголков

экспериментирования,

библиотеки.

Определить объем

имеющегося и недостающего

дидактического материала для

успешной реализации проекта.

4. Подбор иллюстраций,

книг, дидактических игр,

игрушек, пособий по теме

Пополнить развивающую

среду в группе для актуализации

опыта детей.

5. Ознакомление

родителей с темой проекта,

нацеливание на поиск

информации по проблеме

чистоты и здоровья.

Развивать педагогическую

инициативу родителей.

Вовлекать родителей в

воспитательно-образовательный

процесс группы. Укреплять

детско-родительские взаимосвязи

и интересы.

Тематический блок «Микробы».

Проблемная ситуация «Микробы»

Цель: Уточнить представление детей о здоровом образе жизни;

раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением

санитарно-гигиенических правил; формировать представления детей о

необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Форма работы:

- эвристическая беседа;

- оздоровительная ритмопластика;

- создание игровой проблемной ситуации;

- игра – экспериментирование ( цель: опытным путем проверить

необходимость соблюдения санитарно-гигиенических правил);

- проведение опыта ( цель: доказать важность соблюдения санитарно-

гигиенических правил, в частности правильного мытья рук).

- демонстрация мытья рук.

Дидактическая игра «Полезно – вредно».

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным,

бережным отношением к своему здоровью.

Дидактическая игра «Пузыри, пузыри, мыльные перчатки».

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней

стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха,

целенаправленной воздушной струи.

Дидактическая игра «Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук,

объяснить его необходимость и значение; формировать в игровой форме

культурно-гигиенические навыки младших дошкольников.

Ситуативные разговоры о том, почему нельзя есть на улице, о

грязных руках – хорошо это или плохо.

Цель: закреплять знания по теме «Микробы»; формировать навыки

принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и

укрепления своего здоровья.

Работа с родителями. Задание на дом:

Провести беседу с детьми о влиянии «чистых» и «грязных» продуктов на здоровье. При совместном посещении магазина обратить внимание ребенка на то, как хранятся продукты, их внешний вид. Подвести ребенка к выводу: грязные, испачканные продукты никто не будет покупать – это может быть вредндля здоровья».

Провести беседы «Чистота – залог здоровья»

Цель: развивать педагогическую инициативу родителей; вовлекать в

воспитательно-образовательный процесс группы.

Дидактическая игра "Появился раз микроб"

(автор Ирина Ткаченко. Источник Международный образовательный портал МААМ. RU. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-pojavilsja-raz-mikrob.html.)

Цель: продолжать учить детей как правильно мыть руки после улицы, перед едой; формировать культурно – гигиенические навыки; закреплять правила, которые помогут избежать появления микробов; воспитывать интерес к процессу умывания и к дидактическим играм.

Дидактический материал: 8 парных карточек; значки микробов.

Ход игры: Педагог предлагает дошкольникам поиграть в игру под названием "Появился раз микроб". Но перед этим все вместе вспоминают кто же такие "микробы", почему они появляются и какой вред наносят людям. Воспитатель раскладывает карточки и вместе с детьми рассматривают их, выясняют у кого из детей могут появиться микробы. На карточки, где дети забывают о гигиене, кладут значки "микробов".

ИГРА «Пузыри, пузыри, мыльные перчатки»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи. Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры. Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

Затем педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, Педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря.

После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем. В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки.

Например, первая потешка: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».

Вторая потешка: «В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова» (или педагог называет имя ребенка).

Третья потешка: «Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку. Нет, не понемножку — посмелей, будем умываться веселей!»

Физкультурный досуг

«Нам микробы не страшны – с физкультурой мы дружны!»

Цель: Уточнить представление детей о здоровом образе жизни;

раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением

санитарно-гигиенических правил; формировать представления детей о

необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила при

употреблении пищи.

Ход встречи:

Педагог: Ребята, сегодня к нам в гости пришел мой друг. Он

никогда не был в детском саду, и я ее пригласила познакомиться с вами.

Воспитатель вносит куклу, демонстрирует ее детям.

Педагог: Здравствуй, Петрушка. Посмотри, как рады тебе дети!

Поздоровайся и представься.

Петрушка: Здравствуйте, я – Петрушка Заболюшкин.

Педагог: Петрушка, что это у тебя такая фамилия странная?

Петрушка: Почему это странная? Очень даже красивая фамилия. Я очень

люблю болеть. Вот сегодня я к вам пришёл, а завтра заболею и дома буду

сидеть. А потом на один денечек приду и снова заболею.

Педагог: Да разве болеть – это интересно? Ребята, скажите Петрушке!

Дети рассказывают кукле, что болеть скучно, сидеть дома одному

и пить лекарства…

Педагог: Да, бывает так, что дети болеют. Но нужно постараться быть

здоровым. А для этого знать секрет здоровья.

Петрушка: Какой такой секрет?

Дети высказывают свое мнение, свои догадки.

Педагог: (подводит итог) : Вы правы, чтобы не болеть, нужно делать

каждое утро зарядку, есть полезные фрукты и овощи, гулять на улице.

Петрушка: У-у-у, это же очень скучно – делать зарядку! Всякие приседания,

наклоны.

Педагог: Что ты, сейчас ребята тебя научат очень веселой утренней

гимнастике-превращалке!

Проводится гимнастика под музыку «Игра с обручем. Превращаемся в игрушки»

Педагог: Вот видишь, Петрушка, как весело можно заниматься!

Петрушка (говорит вялым голосом) : Ну да, весело.

Педагог: Что такое, как ты себя чувствуешь? Когда я звонила утром

твоей маме, она сказала, что ты совершенно здорова.

Петрушка: Был здоров, я сейчас что-то живот разболелся.

Педагог: Давай выясним, в чем дело? Расскажи, как прошло твое утро?

Петрушка: Я сегодня гулял на улице, в песочнице. А потом

проголодася, нашел в кармане пряник и съел его!

Педагог: Ты съел пряник, который лежал в кармане вместе с

камушками, палочками и всякой всячиной? Да еще и грязными руками его

держал?

Петрушка: Да почему сразу грязными, они были еще чистыми!

Дети и педагог спорят с куклой, доказывают, что на руках и прянике

были микробы. Это от них теперь Петрушка себя плохо чувствует.

Петрушка: Да откуда вы знаете, что там микробы, и вообще у меня чистые

игрушки. Вот сами убедитесь.

Педагог (удивлен и возмущен) : Ты принес прямо в группу к

детям игрушки из песочницы? Ведь их сначала нужно было помыть!

Петрушка (продолжает спорить) : Да они чистые, все вы выдумали про

грязь и какие-то микробы!

Педагог: Придется тебе доказать. Для этого проведем эксперимент.

Возьмем чистый ватный диск, чистую питьевую воду и проведем влажным диском по машинке. Посмотрим – останется ли он таким же беленьким и чистым.

1-2 ребенка протирают колеса машинки ватными дисками и

демонстрируют всем, какими диски стали грязными.

Петрушка: Ой, подумаешь – грязь. Да ведь и краска тоже бывает черной,

темно-синей, но она же не вредная? Откуда вам знать, что здесь прячутся

микробы?

Педагог: Они есть везде и даже тут. Бывают хитренькие такие и хотят с нами поиграть. Но, мы с вами сильные, физкультурой занимаемся и от микробов убежим.

Игра «От микроба убегай»

(4детей надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким.

«Мы злые, злые, злые,

Микробы озорные,

Кто не моет руки,

Не делает зарядку,

Переловим всех мы по порядку!»

Педагог: Раз, два, три, беги!

Послетого, как микробы переловят большее количество детей, дети произносят: «Нам микробы не страшны, с физкультурой мы дружны!»

Затем игра повторяется.

Петрушка: А что же теперь делать? Как с такими бороться!

Дети высказывают свое мнение. Педагог подводит итог.

Педагог: Да, вы правы – микробы боятся воды и мыла. Если вовремя

мыть руки, не забывать ухаживать за своими вещами, игрушками – микробы

нам будут не страшны.

Игра «Доскажи словечко»

Чтоб улыбке быть прекрасной, чистим зубы зубной … (пастой)

Объявили бой бациллам: моем чисто руки … (мылом)

Ей спины моей не жалко – с мылом трет ее … (мочалка)

Мы слегка на пену дуем, моем волосы … (шампунем)

Насухо чтоб обтереться, возьмем в руки … (полотенце)

Чтоб с кожей не было проблем, мы в нее втираем … (крем)

Вы – чистюли-удальцы! А все вместе … (молодцы)

Петрушка: Ребята, да я же чемпион по мытью рук, знаете я их мою

супер-супер быстро!

Педагог: Да разве этим хвастаются? Так быстро ты просто

можешь руки намочить, а вот микробы боятся мыла, поэтому руки надо

тщательно намыливать и хорошенько мыть водой.

Петрушка: Ой, а так я не умею.

Педагог: Не переживай, тебя дети научат.

Один из ребят демонстрирует кукле правильное мытье рук.

Воспитатель проговаривает с детьми правила:

- закатить рукава;

- открыть кран с водой;

- намочить мыло и намылить им руки;

- хорошенько смыть мыльную пену водой;

- закрыть кран и вытереть руки полотенцем.

Петрушка: И что, вы все так умеете?

Педагог: Конечно же, Петрушка. Сейчас ребята тебе все покажут.

Дети вместе с куклой идут в группу в умывальную комнату, моют руки.

После этого Петрушка благодарит малышей и прощается, обещает, что

будет теперь поступать только правильно!

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях детского сада «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» (Макаренко А. С.).

Физическая подготовленность дошкольников в условиях детского сада Т. Н. Ионова, воспитатель группы «Ботокан» мини-центра «Солнышко» при КГУ «Петровская сш» Физическая подготовка дошкольников в условиях.

Сценарий развлечения по ПДД в средней группе детского сада «Школа пешеходных наук»Сценарий развлечения по ПДД в средней группе детского сада «Школа пешеходных наук» Сценарий развлечения по ПДД в средней группе детского сада «Школа пешеходных наук» Подготовила: Гулина Наталья Владимировна, воспитатель.

Гендерное воспитание детей в условиях детского сада Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные.

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной.

Презентация «Использование радио и телепередач в условиях детского сада» Данная тема презентации посвящена использованию теле и радиопередач для детей по ознакомлению с художественной литературой в условиях детского.

Православное воспитание в условиях детского садаПравославное воспитание в условиях детского сада Есть настоятельная необходимость начинать религиозное воспитание с самого раннего возраста. Православные педагоги и психологи должны проявить.

Применение здоровье сберегающих технологий в условиях детского садаПрименение здоровье сберегающих технологий в условиях детского сада В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений своей педагогической деятельности выделяю применение в условиях детского.

Развитие музыкально-игрового творчества у детей в условиях детского сада Проблема развития музыкально-игрового творчества у детей относится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания.

Поддержка детской инициативы в условиях детского сада В толковом словаре русского языка дано общее определение об инициативе и трактуется следующим образом: Инициатива - почин, первый шаг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Школа чистоты» по здоровьесбережению и здоровьеформирование в условиях детского сада
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 05:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД