Папки-передвижки

Гендерное воспитание детей в условиях детского сада

Жанна Жаркова
Гендерное воспитание детей в условиях детского сада

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Публикация «Гендерное воспитание детей в условиях детского сада» размещена в разделах

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребё нок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.

Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку ловкости, меткости. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным социальным запросам общества. В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой. Именно поэтому в группах необходимо выделять игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек, и организовывать места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками.

Особое внимание следует уделять общению педагогов с детьми. В настоящее время обращение воспитателей к подопечным ограничивается словом «дети». Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. Необходимо пересмотреть и вопросы, связанные с интересами и потребностями девочек и мальчиков. С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. В дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.

Работа по гендерному воспитанию осуществляется как на совместных, так и на специально организованных занятиях (девочки занимаются вышиванием, мальчики конструированием). На таких занятиях прослеживается, каких качеств не хватает для того, чтобы мальчики и девочки смогли выполнить выбранную ими работу и почувствовать себя уверенно. Так, в ходе этических бесед воспитатели уточняют гендерные представления детей, формируют представления о взаимодействии с представителями своего и противоположного пола; о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре; нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек: «Мальчики и девочки, кто они?», «Мальчики – юные мастера» «Девочки – маленькие хозяюшки». Учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Необходимо использовать следующие методические приёмы для учё та половых особенностей дошкольников:

Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате, а девочки с лентами)Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки 5 раз)

Различия по времени

Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам)

Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчёлки)

Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как)

Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы» и т. д.).

В непосредственно образовательной деятельности по области «Музыка» работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т. д. ,мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференцированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты, у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.

Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек.

1. Путешествие в страну мальчиков и девочек;

2. Дочка - моя куколка;

3. Маленькая красавица;

4. Путешествие на голубом автобусе;

5. «Вот бы нам у наших мам, научиться всем делам!»;

6. Если хочешь быть военным;

7. Любовь с первого взгляда;

8. Путешествие по морю профессий;

9. Мамин день;

10. Ловкие, сильные, смелые.

При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности МДОУ «Детский сад № 95» Ленинский район, г. Саратов План по самообразованию на 2017 – 2018 г. Тема: «Гендерное воспитание дошкольников.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДОУ .

Гендерное воспитание дошкольника в условиях детского сада Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные.

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности Материалы по теме самообразования: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности».

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Отчет «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 95» Ленинский район, г. Саратов Отчет по самообразованию воспитателя средней группы №3 «Гендерное воспитание.

Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» Год Тема Алгоритм работы Результативность этапов работы Итог работы 2018-2019 учебный год «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях.

Самообразование «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности» Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности» Гендерное воспитание – это.

Самообразование воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОО» Самообразование воспитателя: Лебедева А. А. Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОО» Актуальность темы Гендерное воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей в условиях детского сада
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 20:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД