Проект «Школа современного руководителя дошкольной образовательной организации»

Alfina Bilalova
Проект «Школа современного руководителя дошкольной образовательной организации»

(далее ДОО)

Содержание

1. Актуальность

2. Цели задачи

3. Ожидаемый результат

4. Этапы реализации

5. План действий по реализации программы

6. Управленческие маршруты руководителя ДОО

1) БЛОК I. «Познаю себя как руководителя»

2)БЛОК II. «Управляю деятельностью ДОО»

3) БЛОК III. «Обеспечиваю успех деятельности ДОО»

7. Заключение

8. Список литературы

Приложение

Актуальность проекта

«Мы оцениваем себя по тем способностям к делу, которые чувствуем в себе, в то время как окружающие оценивают нас по тому, что мы уже сделали»

Г. Лонгфелло

Модернизация образования в Российской Федерации на современном этапе отвечает принципам гуманизации, которые позволяют реализовать творческий потенциал педагогов и обеспечивают условия для их саморазвития.

В данном процессе важна активная позиция руководителя, ответственного за оптимизацию работы всех структур образовательной организации, освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности ДОО.

Как считает Л. М. Маневцева, качество управления образовательной организацией напрямую зависит от характера самоопределения руководителя как методолога, т. е. от того, насколько он может разрабатывать стратегию и концепцию развития организации, проектировать деятельность и реализовать поставленные задачи.

Есть основание полагать, что управленческая компетентность не всегда четко осознается, особенно на этапе постановки целей, когда она рассматривается только как организованная работа и сводится к сбору разного рода документации, что препятствует эффективному протеканию инновационного процесса и управления в организации. Поэтому важнейшим условием успешной управленческой деятельности, несомненно, является системная образовательная подготовка руководителя.

Современная образовательная ситуация в Елабужском районе характеризуется противопоставлением требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.

Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольной организации соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольной организации, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОО как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

Отсюда могут возникнуть противоречия между:

- повышением, расширением требований общества к профессиональной деятельности и недостаточной личной подготовкой к действиям в новых социокультурных условиях;

- стремлением к профессиональному и личностному развитию и ограниченными возможностями для совершенствования стратегий этого развития.

В связи с этим возникает необходимость в создании проекта для развития личной профессиональной компетентности, обеспечивающей принятие эффективных управленческих решений для работы в ДОО.

Под компетенцией понимается готовность и способность личности применять в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, личностные качества, позволяющие личности мобилизоваться на выполнении этой деятельности, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Под управленческой компетенцией руководителя дошкольной образовательной организации, понимается готовность и способность применять управленческие знания, умения и личностные качества в практике управления.

Проблема: «Совершенствование теоретических знаний и практических умений вновь назначенных руководящих работников дошкольных образовательных организаций».

Цель: Подготовка профессиональных руководителей, владеющих инновационными инструментами оперативного и стратегического управления ДОО.

Основные задачи:

- содействовать повышению квалификации и профессиональному росту вновь назначенных руководителей дошкольных образовательных организаций города и района;

- способствовать формированию профессиональных компетенций вновь назначенных руководителей дошкольных образовательных организаций города и района;

- проводить оперативные инструктажи и консультирование по текущим вопросам деятельности вновь назначенных руководителей дошкольных образовательных организаций города и района;

- совершенствовать теоретические знания и практические умения вновь назначенных руководителей дошкольных образовательных организаций города и района;

- создать условия для профессионального и творческого роста руководящих работников.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение профессиональной компетентности в области знания Федерального закона «Об образовании в РФ»

2. Обновление нормативно-правовой базы ДОО.

3. Развивающееся дошкольное образовательное учреждение с осуществлением приоритетного направления, работающее в инновационном режиме и обеспечивающее качественный результат своей деятельности.

4. Повышение активности педагогических коллективов во главе которых стоят вновь назначенные руководители.

Данная работа раскрывает проблемы совершенствования руководства деятельностью дошкольных организаций и определяет направления их совершенствования.

Сроки реализации проекта: 2018-2019 учебный год.

Проект в основе своей имеет следующие принципы построения - прогностичность, оптимальность, реальность.

Основными рисками реализации проекта являются:

- отсутствие необходимого ценностно-ориентированного единства коллектива ДОО и ее руководителя.

Минимизировать данный риск поможет дистанционное взаимодействие с различными структурами, дистанционные формы обучения, научно-методический совет, проблемные совещания, участие в телекоммуникационных проектах.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный;

Основной.

Заключительный.

Подготовительный этап:

сбор информации о каждом руководителя;

анкетирование;

выявление затруднений у руководителей;

подготовка теоретического и практического материала;

составление плана работы «Школы современного руководителя».

Основной этап:

Проведение консультаций, совещаний, круглых столов, семинаров.

Участие в конференциях.

Создание индивидуального маршрута руководителя ДОО:

Блок I. «Познаю себя как руководителя»;

Блок II. «Управляю деятельностью ДОО»;

Блок III. «Обеспечиваю успех деятельности ДОО»

Заключительный этап:

Рефлексия работы «Школа современного руководителя ДОО».

Отчет по реализации индивидуального маршрута руководителя.

План действий по реализации проекта.

Проблема Мероприятие сроки Предполагаемый результат

сбор информации о каждом руководителе. Анкетирование заполнение анкет август 2018 общие сведения о руководителя ДОО

Выявление проблем, связанных с профессиональными затруднениями руководителя при самообследовании организации. Самодиагностика профессиональных потребностей

тестирование по знанию Федерального закона «Об образовании в РФ (приложение №1)

август 2018

Выявлены профессиональные потребности и спланирована работа по их преодолению.

Оценка знаний норм закона.

организовать наставничество над вновь назначенными руководителями издание приказа о наставничестве. август приказ. Активное взаимодействие всех руководителей

Обеспечение теоретической готовности к управленческой деятельности.

Получение консультативной, методической и организационной помощи.

Овладение основами научного анализа своего труда. Ознакомление с нормативно - правовыми документами.

Прохождение курсовой подготовки в региональных институтах и центрах развития образования, через дистанционные формы обучения на основе информационных технологий.

Изучение материалов,освещающих тему закона в интернет-ресурсах:

http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/kommentarii - Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций. (Реализация Федерального закона «Об образовании в РФ»);

vmo.obr.55.ru -

www.edu.ru – Федеральный портал Российское образование

https://www.resobr.ru- Журнал «Справочник руководителя» и др.

Участие в работе муниципальном секционном заседании в рамках августовского совещания работников образования ЕМР

Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам руководства при ММО руководителей.

В течение 2018-2019 г. г.

август 2018 г.

Повышение профессиональной компетентности, уровня теоретической и практической подготовки.

Освоение современных управленческих технологий.

Повышение уровня профессионализма.

Семинар для руководителей с представителями ИРО РТ

круглый стол с педагогами Елабужского института К (П) ФУ.

Осуществление взаимосвязи с различными структурами с целью повышения уровня профессионализма в области закона «Об образовании в РФ»,в рамках которой следует переходить из режима информации в режим инновационной работы:

дистанционное взаимодействие,

информационные семинары, методические коучинги,

проблемные семинары.

Дискуссии, инструктивно-методические совещания, обмен опытом с коллегами. ноябрь 2018

февраль 2019

в течение 2018-2019 г. г.

март -апрель 2019 г.

Удовлетворение личных запросов на информацию, обобщение инновационного опыта.

Формирование нормативно-правовой базы в ОО.

Внедрение в образовательный процесс новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом.

Результативная инновационная деятельность.

Недостаточность опыта в разработке образовательного проекта, в котором участвует весь коллектив и сам руководитель. Мастер-класс (заведующие города и района, имеющие положительный опыт в организации проектной и исследовательской деятельности) в течение 2018-2019

Получение практического опыта использования управленческого проекта; повышается профессиональная компетентность, ИКТ-компетентность.

Отработка действенного механизма фиксирования профессиональных компетенций, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимости саморазвития.

Индивидуальный маршрут руководителя ДОО:

Блок I. «Познаю себя как руководителя»;

Блок II. «Управляю деятельностью ДОО»;

Блок III. «Обеспечиваю успех деятельности ДОО»

В течение всего периода

Объективная информация о профессиональных достижениях, о реальном качестве работы, фиксирование динамики изменения качества профессиональной деятельности.

Создание многофункционального инструмента как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Обобщение и систематизация материалов и результатов собственной административной деятельности через анализ и самоанализ. Дистанционное взаимодействие.

Участие в конференциях.

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете. Развитие собственных интернет ресурсов.

в течение 2018-2019 учебного года Повышение уровня профессионализма через трансформацию своих знания, достижений. самореализация и возможность повышения своей конкурентоспособности.

Создание необходимой методической продукции: информационных банков данных; аналитических материалов и рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса

Рефлексия работы «Школа современного руководителя ДОО».

отчет по реализации индивидуального маршрута руководителя ДОО.

июнь 2019г. готовый продукт по работе с дошкольным образовательным учреждением.

Управленческие маршруты руководителя ДОО

Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Содержание маршрутов руководителя – настольный дневник. Каждый маршрут можно дополнять и изменять по своему усмотрению. Индивидуальные маршруты – самообразование и самоанализ деятельности руководителя ДОО, определение перспектив работы педагогического коллектива в современных условиях.

Модель «Индивидуальный управленческий маршрут руководителя ДОО»реализуется с помощью создания психолого-педагогических условий:

- социально-психологических (решение проблем формирования коллектива ДОО, развитие социальной и трудовой активности у себя и сотрудников, развитие личности каждого педагога, координация разнообразных социальных отношений);

- функциональных (повышение эффективности работы педагогического коллектива, организация переподготовки кадров, повышение качества образовательной работы с детьми, участие в научно-методической работе);

- организационно-управленческих (создание системы управления инновационной деятельностью ДОО).

Индивидуальные маршруты руководителяпостроены на принципах:

- актуализации личного управленческого опыта – постоянное совершенствование содержания управления в связи с требованиями общества и запросами практики;

-активизации управления всеми этапами развития педагогического коллектива образовательной организации – повышение эффективности работы коллектива для достижения результатов и поддержания высокой мотивации;

- диалогового взаимодействия – повышение заинтересованности педагогов в инновационных процессах образовательной организации, умение отстаивать свою точку зрения и представлять свой взгляд на проблему;

- научности – качественная характеристика системы управления ДОО, включающая дидактически обоснованную систему научных знаний, необходимых для решения задач управленческой деятельности;

- целенаправленности – связь конкретных целей управленческой деятельности с целями общества и другими социальными институтами.

Маршруты разделены на три блока по ключевым направлениям деятельности руководителя ДОО, цели и задачи разработаны О. В. Дыбиной.

БЛОК I. «Познаю себя как руководителя»

Представляет познавательную деятельность руководителя и педагогического коллектива.Можно выделить несколько индивидуальных управленческих маршрутов:

- 1 маршрут «Познаю новую философию руководителя»;

-2 маршрут «Познаю требования к современному руководителю»;

- 3 маршрут «Познаю содержание и характер моей деятельности как руководителя ДОО»

-4 маршрут «Познаю характер содержание моих взаимосвязей как руководителя ДОО»;

- 5 маршрут «Познаю правила организации моего личного труда как руководителя ДОО»;

- 6 маршрут «Познаю технологическую компетентность»;

- 7 маршрут «Познаю перспективы руководителя».

Цель: формирование проблемного сознания руководителя, интереса к проблемам теоретической педагогики и психологии.

Задачи:

- углублять и расширять знания по проблемам управления организации педагогического процесса;

Изучать новые педагогические идеи и технологии, методы управления, организации и ведения педагогического процесса;

- знакомиться с новейшими достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом.

Формы реализации: педагогические чтения, теоретический семинар, семинар-практикум, методическая оперативка, групповая и индивидуальная методические консультации, самообразование, работа над индивидуальной научно-методической и научно-исследовательской темой. Рекомендуется использовать современные технологии работы в малой группе для раскрытия творческого потенциала участников,формирования умения нестандартно мыслить: педагогическая коучинг-сессия, «разброс мнений», «дискуссионные качели», «ярмарка стратегий», метод «квадро», «банк идей», кейс метод и др.

БЛОК II. «Управляю деятельностью ДОО»

Представляет тематическую деятельность руководителя и педагогического коллектива.Можно выделить несколько индивидуальных управленческих маршрутов:

- 1 маршрут «Учусь управлять методической работой в современных условиях»;

- 2 маршрут «Учусь управлять научно-исследовательской работой в современных условиях»;

- 3 маршрут «Обеспечиваю резерв»;

- 4 маршрут «Обеспечиваю наставничество»;

-5 маршрут «Руковожу работой педагогического совета ДОО»;

- 6 маршрут «Учусь управлять научно-методическим советом»;

- 7 маршрут «Делегирую свои полномочия педагогическому коллективу».

Цели:

- выявление путей целесообразного решения актуальных психолого-педагогических проблем, осознанных руководителем и воспитателями ДОО;

- вооружение руководителя практическими умениями и навыками инновационной научно-педагогической деятельности, включение в инновационный процесс.

Задачи:

- разрабатывать новые педагогические идеи и технологии с адаптацией к условиям ДОО;

- внедрять готовые интерактивные педагогические технологии с адаптацией к условиям ДОО.

-координировать научно-исследовательскую методическую деятельность внутри ДОО.

Формы реализации: научно-методический совет, тематический педсовет, Школа передового опыта», наставничество и др.

БЛОК III. «Обеспечиваю успех деятельности ДОО»

Представляет обобщающую деятельность руководителя и педагогического коллектива.

Можно выделить следующие индивидуальные управленческие маршруты:

-1 маршрут «Управляю инновационной деятельностью в ДОО»;

-2 маршрут «Достигаю намеченных результатов деятельности ДОО»;

-3 маршрут «Управляю внедрением новых технологий»;

- 4маршрут «Обобщаю передовой опыт работы педагогического коллектива ДОО»;

- 5 маршрут «Обеспечиваю внешние связи ДОО».

Цели:

-закрепление положительного инновационного опыта, приобретенного в процессе инновационной деятельности;

-повышение управленческой компетентности руководителя и профессиональной компетентности воспитателей.

Задачи:

-проводить итоговый анализ опыта внедрения новых педагогических идей и технологий;

- систематизировать и обобщать опыт работы педагогов ДОО.

Формы реализации: научно-практическая конференция, проблемно-стратегический семинар, методическая неделя, научно-методический кабинет, творческий отчет руководителя, методический уголок и др.

Каждый индивидуальный управленческий маршрут составлен по следующему алгоритму.

1. Тема.

2. Информация к размышлению – постановка проблемы в виде ключевого вопроса.

3. Постановка уточняющих вопросов для понимания особенностей проблемы.

4. Ориентация в поле выбора –определяет стратегию управления выявленной проблемы: в столбце «Я» (заведующий ДОО) указываются конкретные управленческие решения поставленной проблемы, в столбце «И тогда» - ожидаемый результат.

Например, если я (заведующий ДОО) делаю сравнительный анализ диагностических данных уровня сформированности навыков и умений детей по всем видам деятельности, тогда смогу выявить участки работы с детьми, не дающие ожидаемого результата. Если я создаю условия для определения уровня эффективности работы педагогов, используя диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности, тогда смогу определить готовность педагога к применению той или иной технологии, ориентируюсь на достижение планируемых результатов.

5. информация для руководителя – самоанализ, какие шаги уже сделаны, принятые новых управленческих решений, прогнозирование результата.

Заключение

Руководитель учит воспитателей понимать ребенка, с этого начинается формирование педагога. Если он не стремиться познать духовный мир ребенка, он никогда не сможет быть настоящим мастером своего дела. С этого начинается и любовь к своей профессии.

Глубокое знание педагогики, умение применять эти знания на практике – необходимое качество для руководителя педагогического коллектива. Быть хорошим педагогом, способным влиять на коллектив – это первостепенное достоинство руководителя ДОО, и оно не может и не должно подменяться административно-хозяйственными умениями. Если заведующая, окунувшись с головой в хозяйственные и административные нужды, перестает быть педагогом, то и вверенное ей детское учреждение постепенно начинает превращаться из воспитательного в учреждение присмотра за детьми. В таком детском саду на первый взгляд царит благополучие и порядок, соблюдается режим, дети выглядят ухоженными и спокойными. Но за этим внешним благополучием часто скрываются отсутствие единства во взглядах на воспитание и, как следствие этого, педагогические ошибки и промахи.

«Видеть хорошее в человеке всегда трудно, - писал выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. – В живых будничных движениях людей… это хорошее видеть почти невозможно, оно слишком прикрыто… повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и руководитель это обязан делать, он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

Профессиональная культура руководителя ДОО, умение руководить приходит с годами. Однако полагаться на время, на то, что путем проб и ошибок в конечном итоге можно стать хорошим руководителем, - непростительная ошибка. Надо стремиться скорее усвоить «технологию» руководства детским садом, основываясь на лучших традициях воспитания.

Список литературы

1. Баранова В. Н., Белоусова Р. Ю., Дурнова И. Н. Информатизация дошкольной образовательной организации: управленческие и педагогические аспекты. – М.:ТЦ Сфера, 2016 -128 с. (Управление детским садом). (9)

2. Белая К. Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля. М. ,2017.

3. Богославец Л. Г., Майер А. А. Управление качеством дошкольного образования: Метод. пособие. 2009.

4. Дыбина О. В., Кузнецова С. В., Фомина Е. П. Индивидуальная управленческая концепция руководителя ДОУ. Тольятти,2008.

5. Кузнецова С. В., Пронина М. Ю., Ромахова М. В. Инновационный поиск. Обновление системы методической работы В ДОО. –М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с. (Управление детским садом).

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год. –Москва :Эксмо, 2018. -144 с. –(законы и кодексы).

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Конспект образовательной деятельности «Школа пешеходных наук» в подготовительной группе АннотацияДанный конспект написан для работы с воспитанниками подготовительной группы, который позволит развить у детей умения и навыки безопасного.

Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада. Введение Составитель: Храпатая Любовь Алексеевна,.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Проект «23 февраля-День защитников Отечества» в старшей дошкольной группе Актуальность Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного.

Проект ко Дню матери в младшей дошкольной группеПроект ко Дню матери в младшей дошкольной группе Краткосрочный проект ко Дню матери в младшей дошкольной группе МОУ Красногуляевской СШ Сенгилеевский район Ульяновская олбасть «Мамочка.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Математика
Автор публикации:
Проект «Школа современного руководителя дошкольной образовательной организации»
Опубликовано: 17 марта 2020 в 16:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки