Наталья Николаевна Матвеева
Формирование знаний об истории родного города у детей старшего дошкольного возраста. Проект «Сказание о Земле Липецкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный, фронтальный.
Цель проекта : Сформировать у детей потребность знать историю родного города, культуру, природно – экологическое своеобразие;
Задачи:
1. Расширить знания детей об истории родного города.
2. Формировать умение детей пользоваться средствами общения в целях получения нужной информации.
3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Публикация «Формирование знаний об истории родного города у детей старшего дошкольного возраста, Проект „Сказание о Земле Липецкой“» размещена в разделах
- Липецкая область, город Липецк
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации.
5. Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к родному краю.
6. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к природе родного края.
Продолжительность проекта : Долгосрочный – 1 года
1. Дед Липат и внучка его Горислава
Дело было давнее. Сильно, когда – то развивалась Земля, горы тут были до небес, океан голубой до сих пор «чертовы пальцы» - раковины, по логам и буеракам находят. Ими одарил родную сторонку славянский бог, сын Сварогов – Ярила.
Славны наши места. Говорят, шел ученик Иоанна Крестителя Андрей Первозванный из Новгорода, взошел он на холм и благословил его и сказал, что через 1000 лет воссияет на этом месте благодать Божья (сейчас это Площадь Ленина).
Ну и в те времена, про которые сказ – жил тут под холмом старый – престарый дед по прозвищу Липат, медок липовый добывал да охотился, а при нем внучка жила, сирота без отца и матери Гориславой звали или иначе Славушкой. Веселая, добрая всех зверей и птиц на перечет знала. Избушка ихняя стояла на быстрой речке Липовке под раскидистым деревом – Липой.
2. Липа – волшебное дерево.
Липа – дерево особенное и для жизни человеческой очень важное. Оно и лечит, и из туесков кормит, и в лапти обувает.
А какой чай липовый полезный, вкусный, да душистый.
Кто не знает липового меда? Золотисто-желтый, иногда зеленоватый, с тонким и нежным запахом, он считается самым вкусным, самым полезным, а значит, и самым ценным сортом меда. За обильные его урожаи и называют липу медовым деревом: до 800 кг меда собирают пчелы с гектара липовых насаждений.
Липа — вестник полного лета; зацветает она в июне-июле и цветет около двух недель, а отцвела — значит перевалило лето на вторую половину. Потому июль в старину и называли липнем, а в украинском языке это название так и укоренилось. Свой срок цветения липа выдерживает точно: дело в том. что цветы липы развиваются только на свежем приросте, не то что у других деревьев — на ветвях прошлых лет; поэтому прежде чем зацвести, липе надо еще приготовить новые побеги и успеть их вынянчить — только тогда и могут появиться цветки. Листок у липы сидит на длинном, черешке и имеет сердцевидную форму с зазубринами на заостренном кончике. Потому и один из самых распространенных в нашей стране видов липы называют липой сердцелистой (Tilia cordata).
Кроме нее часто встречается у нас липа крупнолистая (Tilia platiphyllos). А всего известно до 400 ее видов. Больших массивов липа, как правило, не образует, но территорию заселяет огромную: ее можно видеть от юга Карелин до юга Украины, от Западной Белоруссии до Дальнего Востока.
Само слова «липа» — очень древнее и происходит от праславянского слова «липати» липнуть. Этот корень можно найти и во многих других языках: по-чешски lер — клей, по-литовски lipti — прилипать, а по-гречески «липос» — жир (отсюда современный термин «липиды»). Так что липа — это «липкое дерево». И неудивительно: у липы очень клейкие почки и очень липкая внутренняя сторона коры, особенно у молодых деревьев.
Липового дерева — слава и беда
Когда-то под Москвой шумели густые медоносные липовые леса. Но уже давно стали они редкими. И виновато в этом лыко. Вся крестьянская Россия носила лыковые лапти, потому и называлась лапотной. Драли лыко в мае, когда поднимается от корней древесный сок, а кора липы сидит слабо. Содранное лыко отмачивали, очищая от верхней части коры и клейких веществ, и сушили. Не всякое лыко годилось на лапти, а только самое чистое, самое ровное — отсюда и пошло «не всякое лыко в строку». Лыко похуже шло на рогожи. На лыко для пары лаптей нужно было ободрать три липовых деревца молоденьких, не старше 4—6 лет. А снашивались лапти быстро: бывало, что двух пар только-только хватало на неделю. Вот и поредели липовые леса. Давно это было, а грустный след в языке до сих пор остался: «ободрали, как липку»…
И сейчас немало лип рубят ежегодно: те, что помоложе,— на лыко для кошелок, щеток, веревок; те, что постарше,— на рогожи, кули, циновки и мочала. Из одного дерева липы получается десяток мочал или два рогожных мешка. Разумно ли ради этого рубить дерево, которое медленно растет, которое дает мед, великолепно удобряет лесную почву своей листвой?
И древесину липа дает прекрасную: белую или красновато-белую, легкую, мелкослойную, мягкую. Она не трескается и не коробится при высыхании, легко обрабатывается и красится. Еще в Древнем Риме делали из липы сундуки для одежды, ящики для фруктов, диптихи — нечто вроде современных блокнотов для записей.
И сейчас древесина липовая незаменима для изготовления авиационной фанеры, чертежных досок. А какие прекрасные резные украшения издавна делают из липы! Золотистая узорчатая резьба старинных храмов, дворцов и усадеб, ставшая музейной ценностью, почти сплошь сработана из липы.
Деревянная посуда из дерева липы, знаменитые матрешки — тоже из липовой древесины. Народные умельцы нашли липе и еще одно применение: из липы тайно вырезали фальшивые печати взамен царских казенных из меди. Отсюда и пошло слова «липа» для обозначения подделок, плутовства, обмана. Не очень лестно, но разве липа в этом виновата?
3. Как защищали землю Липецкую.
Жили Славушка и дед Липат пока Хазары не повадились на нашу землю набегать. Где поселение спалят, где хозяйство разорят, где поле конями потравят.
Решили тогда, русичи на берегах реки Воронеги (сейчас река Воронеж, в которую Липовка впадает, построить крепость караульную, чтобы от врагов обороняться (сейчас площадь Ленина).
Сказано – сделано пришла из Чернигова дружина, да возвели стены крепкие, стали жить хозяйство вести: железо добывать – мечи, сохи ковали, украшения всякие женам своим делали. Железо ведь тогда на Руси выше золота ценилось.
4. Ярополк и Славушка.
Был у них воевода сын княжеский Ярополк Изяславович. Красивый был витязь, голубоглазый, крепкий, прямой. Не могли они со Славушкой не заметить друг друга. Заехал он как – то к деду Липату за медком, увидал его внучку, да и полюбил с первого взгляда.
Оставил колечко ей в подарок. Надела его Славушка на палец и больше не снимала. Стали они встречаться в дубравах приречных, плавать на лодке по озеру (сейчас это Нижний парк).
Через какое – то время засылает Черниговский князь Ярополк сватов к Липату. И сказал он Липату : «Мне еще волхвами предсказано на славе земной жениться. Вот и прошу внучку твою Славушку в жены за себя».
Поженились они и стали жить – поживать, сыночка растили себе на радость. Назвали они его Святославом.
5. Святослав.
Растили Ярополк и Славушка себе сыночка Святослава. Тот с малых лет рыбалку полюбил, научился понимать язык животных и птиц, как матушка его. И раз слышит он разговор озерный, что Хазары сюда войском идут. Услышав это, Святослав домой к папке и мамке побежал. Нахмурился Ярополк на сыновьи слова, но сердцем не дрогнул. Приказал всем к битве сильной готовиться. Через день другой гарью из леса потянуло. А через полдня солнце в дымках спряталось. Впереди конные скачут, стрелы кидают, позади гарем с ханом движется. И началась битва великая. Смело отражали русичи натиск степной орды. Вой, визг, храп конский день и ночь стояли над озером. Все птицы и звери из лесов разбежались. Прошло время, и понял Ярополк, что подмоги ему нету. И послал он своего сына Святослава и сказал ему : «Все крепости знают сынок силу и ловкость твою, знай же, сынок пришла пора мужчиной тебе стать, посылаем мы тебя за подмогой».
Натерли они тело его листом зеленым, липовым, нырнул он в ручей и словно угорь скользнул под крепостную стену, долго искали его Хазары, но так и не нашли.
Добрался он до деда Липата, а тот, когда узнал о беде, снарядил ему коня мощного и отправил его в Чернигов град за помощью.
6. Как Хан Липата подкупал.
Проводил мальца Липат, а сам с холма спустился к хазарским кострам. Подивился хазарский хан бесстрашию русского охотника. Подошел он к старику и говорит ему сладко так, по – лисьи: «Коль поможешь мне крепость русскую одолеть, я окажу тебе великую честь и Гориславу сотой женой возьму. Так, что ты породнишься с великим ханом». Поклонился старик в пояс и говорит ему твердо: «Отбери сотню лучших воинов, пусть поднимутся со мной к холму (сейчас площадь Ленина, где валун – камень, около великой Липы. Каждый из них, кто прикоснётся к нему саблей и получит силу железную, необратимую…» Тут же кликнул хан своих воинов, а во главе же их ханский сын идти вызвался. Сказал ханский сын старику : «Коли сделаешь нам с отцом воинов непобедимыми, мы тебя золотом осыпем, а обманешь – лично тебе голову срублю, череп в серебряный оклад посажу и чашу сделаю отцу для полосканий».
Ничего не ответил ему старый Липат, только улыбнулся в седую свою бороду.
7. Последняя битва.
Сел Липат на коня и повел хазарских воинов на священный холм. А как приехали, велел он им стать вокруг камня и кленки к нему приложить. Выхватили сабли хазарские воины, ткнули ими в камень и остолбенели.
Выросли буд – то руки из камня, схватили хазарские кленки, и задрожала под ногами земля у врагов, загудел камень, покатился звон вниз к Воронегу – реке (река Воронеж). Закачался камень, Земля – матушка на пополам под ними треснула, и погибли лучшие хазарские воины. Лог же с той поры зовут – Каменный.
Разозлился Хазарский хан, собрал свое войско и сошлись русские богатыри с хазарами в последней битве. Стали гибнуть русские богатыри в неравной битве. Последним из них убили князя Ярополка.
8. Как Слободу Липецкую организовали.
Как узнала Гореслава, что мужа убили, решила она, что жить ей незачем. Пошла она со своими подружками на родник студеный, а из него перед ними дед косматый встал – Липат, закричал он внучке громовым голосом: «Теперь решай с женами славянскими: предаться ли врагу на поругание или разом смерть принять за землю родную?».
Даже не задумались, оставшиеся в живых. «Лучше нам в землю навсегда уйти, чем в полон на муки…»
Ударил старик своим посохом волшебным и хлынул из – под земли поток железный огненный. Вмиг залил он огнем текучим и жен русских и силушку хазарскую. Все, как есть, дотла сгорели. Лишь из дыма стая снежно – белых лебедушек вылетела с прощальным курлыканьем.
С тех пор и бьют здесь ключи с целебной водой, да вроде иногда дымком попахивает. Студеными эти кличи прозвали. Как вроде пожар тот страшный долгие – долгие века Земля – Матушка остужает. Святослав же с войском Черниговским вернувшись не нашел ни отца, ни матери, ни деда своего – Липата. Погоревал, погоревал и в честь деда своего Слободу организовал Липскую, нынешнее Городище.
И со всей России стали ездить к нам лечиться водой, в давние времена с железом смешанной.
Вода эта великую жизненную силу дает и от всякой хвори человека избавляет. А ребят наших за характер «железный» в армии больно хвалят, на службе разной, и работе. Потому, что они на этой воде сызмальства вскормленные. Поэтому должны мы любить Край свой и беречь великое наследие предков.