Лучший педагог года

Проект «Сказка как ключик на пути к школе»

Татьяна Турулина
Проект «Сказка как ключик на пути к школе»

СКАЗКА КАК КЛЮЧИК

НА ПУТИ К ШКОЛЕ

Турулина Т. А. учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОБУ детский сад «Семицветик» с. Булгаково МР Уфимский район РБ

Все мы хотим видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станут наши дети, учителями, дизайнерами, математиками или журналистами, правильная речь пригодится им в любой профессии. Плохо говорящие дети испытывают трудности владения родной речью и постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Такие дети позже начинают пользоваться фразовой речью, у них длительное время отмечаются устойчивые ошибки в употреблении длинных слов, предлогов, окончания, он плохо заучивает стихи, нарушения звукопроизношения. Поэтому в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у детей, предупреждение и устранение всевозможных недочетов. Приоритетным принципом моего проекта «Сказка как ключик на пути к школе» является: совокупность единства коррекционных и общеобразовательных задач. Все эти направления можно продуктивно развивать при помощи сказки – универсального логопедического приема,

Публикация «Проект „Сказка как ключик на пути к школе“» размещена в разделах

Цель проектной работы

Способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребенка преодолевать возрастные и патологические недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Участники проекта - Учитель-логопед, дети, педагоги и родители

Дети-логопаты часто имеют ослабленное соматическое и психическое состояние. Они быстро утомляются на занятиях, ухудшается внимание, память.

Как оптимизировать коррекционный процесс? Известно, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. В проектной работе мы с детьми не просто проигрывали те или иные упражнения, нам удалось вовлечь в сказочные истории, путешествия, создать большинство заданий, которые подчинены одному сказочному сюжету. Например: «Путешествия богатыря-Пересвета», «Крошечка-Ховрошечка и ее друзья» и т. д.

Где дети проходят со сказочными героями все трудности. Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка в дальнейшей деятельности. Кроме того, использование логопедических сказок позволяет формировать пространственные представления, моторные навыки, познавательную активность, а также, расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать навыки связанной речи.

Для начала и разминки развивали по картинкам

Язычок вперед – назад, в общем артикуляционный аппарат.

На первом этапе важную роль отводили в формировании звукопроизношения, где активно используется артикуляционная гимнастика, в качестве сказочных персонажей использовали цикл артикуляционных сказок «Про язычок», «Трудолюбивый комар», «Невоспитанный мышонок» и т. д. Где отрабатывали положение губ, языка и щек, укрепляли мышцы речевого аппарата.

В каждое занятие были включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинец – на сердце. Пальчиковые игры очень важны в развитии и творчестве детей. Это инсценировка каких-либо рифмовочных историй и сказок при помощи пальцев с помощью сборника Е. И. Косинцевой. и Нищевой по всем лексическим темам «Осень, ягоды, дикие животные и т. д.» организовывали детей на плодотворную работу и использовали в физминутках, на развитие координации речи с движениями.

Пальцы ловкими хотят

Быть у всех моих ребят,

Пальцам мы сейчас поможем,

Упражнения предложим

Родителям предлагался широкий подробный материал на закреплении пальчиковых игр дома в выходные дни. Многие пальчиковые игры требует участия обеих рук, это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «Вправо» «влево» «вниз» и т. д. Одним из таких нестандартных инновационых методов использовали методику Р. Г. Бушляковой «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями одной кисти руки (правой, лево) затем обеих, имммитирующих движения челюсти языка и губ. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно плодотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика способствует более быстрому преодолению речевых нарушений, позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. С целью повышения заинтересованности в таких упражнениях применяются игровой персонаж, например, «волшебные перчатки», «микки», «чуп и чупс», «счет», «музыка», «стихи», чем больше уверенности в движениях детской руки, тем ярче речь ребенка.

Биоэнергопластика лучше разных форм

Формирует развитие речевых всех зон

Метод биоэнергопластики был продемонстрирован на мастер-классе Районного Методического объединения логопедов и психологов, где каждый из участников мог попробовать себя в различных упражнениях биоэнергопластики.

Мы гуляли в сказках, длинный путь вели

Сказочным героям помогали мы.

В работе над фонематическим слухом опирались на методику О. В. Тырышкиной. В пособии предлагается система индивидуальных и подгрупповых занятий основанных на играх различной направленности объединенных сюжетами по мотивам известных сказок, например, автоматизация звуков «Ш» в слогах, словах и в фразовой речи по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка-путешественница» или Дифференциация звуков «С» «Ш» по мотивам сказки «У солнышка в гостях» и т. д. В занятия старались соблюдать структуру и последовательность этапов, где осуществлялась коррекционно-развивающее направление:

- автоматизация поставленных звуков или дифференциация смешанных звуков;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие фоматического слуха и восприятие;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие психических процессов;

- закрепление навыка чтения прямых и обратных слогов;

- закрепление навыков согласования слов в предложении;

- активизация биологически- активных зон;

- развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;

- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

- воспитание усидчивости, аккуратности, чувств сострадания и сопереживания.

Дидактические игры и задания сопровождались красочным картинным материалом. Также в работе использовали сказки на закрепление произношения слухового внимания Е. Косинцевой. Например, «Сказка о веселых насосах», «Звонкие комары», «Грустная змея» и т. д.

Серии индивидуальные тетради для домашних заданий И. В. Баскакиной Свистелочка, Шипелочка, Звинелочка, Жжужалочка способствовали сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, что подготавливало их к овладению письменной речью.

Мы учились слушать звуки, голоса

Как не путать в речи буквы и слова.

Интересная работа проводилась и с буквами. Для усвоения графического образа предлагались следующие сказки : «Волшебный карандаш», «Заколдованная буква», «Сломанные буквы» и др.

При обучении детей чтению использовали разнообразные виды упражнений:

- дополни слог до целого слова

- собери слова из рассыпанных букв

- вставь букву и назови слово

- буква заблудилась

- прочитай по первым звукам

- прочитай по цифрам

- отгадай загадки –ребусы.

Мы узнали, где живут разные зверушки.

Кто как голос подает, а кто летит к кормушке.

Особое внимание уделялось развитию лексико-грамматической стороне речи. Настоящим открытием стали сказки Е. Нищевой «Развивающие сказки». Каждая сказка влечет детей в путешествие, где решаются не только коррекционные, но и воспитательные задачи, например, «Как олененку маму искали», «Экологическая сказка», «Как сорока клеста судила» и др.

Подготовка к занятиям и их проведение становится интересным всем, кто в них участвует. Дети с радостью ждут нового путешествия, что обеспечивает обучающий и воспитательный эффект сказок. Дома дети с удовольствием выполняли задания к сказкам. Здесь к творчеству привлекались и родители. Каждое путешествие заканчивалось выставкой детский работ. Большую помощь в проведения занятий оказывали педагоги детского сада:

- оформление дидактического материала музыкального зала, отработка сценок, стихов, чистоговорок. Все занятия сопровождались музыкальным и компьютерным оформлением, что позволяло удерживать внимание и интерес у детей на протяжении всего занятия.

За время проектной деятельности были проведены викторины по русским народным сказкам «Бычок смоляной бочок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалкой».

«Сказка я тебя знаю». Варианты состязаний между детскими командами. Викторина по сказкам К. Чуковского «Телефон», «Мойдодыр», «Краденное солнце». В рамках республиканских курсов повышения квалификации для воспитателей при ИРО было проведено открытое комплексное занятие «Айболит спешит на помощь».

По представленному мною проекту в Районном конкурсе методических разработок «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» была номинирована на I место в номинации «Проектная деятельность».

В Районном конкурсе презентаций «Мой педагогический опыт» была номинирована на III место среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В общероссийском конкурсе независимой ассоциации педагогов гуманитарного, естественного и математического цикла «Форум» была награждена дипломами 3-ей степени общероссийского конкурса «Ступенькина пути к школе»

методическая разработка занятий в ДОУ, «В гостях у Матроскина – современная сказка в воспитании дошкольников» методическая разработка занятий в ДОУ.

В районном конкурсе «Здравствуй, здравствуй сказка» получила сертификат ИМЦ Уфимского района.

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир прекрасный раскроются двери!

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре – самолете,

На летучем большом корабле

Или с Бабой – Ягой на метле, на плоту по молочной реке

И верхом на Коньке – Горбунке.

Можно в сказку лететь на жар –Птице,

Можно на Колобке закатиться,

Можно въехать, как слон на еже.

Ой! Мы кажется в сказке уже…

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ООД в подготовительной к школе группе «Весенняя сказка» Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204 ОАО «РЖД» Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект интегрированной ООД в подготовительной к школе группе «Весенняя сказка» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Весенняя сказка" Воспитатель Попова В. А. [/h4]Частное дошкольное образовательное.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе» Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети, Мы за слова и за дела свои в ответе.

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной к школе группе «Новогодняя сказка» .

Сценарий осеннего утренника в подготовительной к школе группе «Осенняя сказка» Сценарий утренника в подготовительной группе «Осенняя сказка» Дети под музыку заходят в муз. зал и выполняют упражнение с осенними веточками,.

Театрализованное представление «Сказка для мам» в подготовительной к школе группе СКАЗКА ДЛЯ МАМ подготовительная к школе группа Музыкальный руководитель: С. Ю. Миронова (г. Железногорск, Курской области) Вед. : Мы очень.

Сказка для старших дошкольников «Сказка о том, как Ослик выучил названия месяцев» Сказка о том, как Ослик выучил названия месяцев (Материал для старших дошкольников) Жил-был маленький Ослик. Он был очень умненький и.

Социально-педагогический проект «Сказка как культурное наследие Югры» Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск Муниципальное бюджетное образовательное.

Инновационные методы работы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ Лысова Е. Н., старший воспитатель МБДОУ «Д/с №18» Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного.

Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка Педагогический проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сказка как ключик на пути к школе»
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 11:38
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД