Елена Сивак
Проект «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема личностной готовности к школе. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к совершенствованию. Проведение специальной работы по развитию мотивационной готовности к школе, позволит преодолеть имеющиеся в ней недостатки, и будет способствовать повышению уровню личностной готовности к школе.
Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Задачи проекта :
1. Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме личностной готовности к школе.
2. Определить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности личностной готовности к школе.
3. Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников посредством проектной деятельности.
4. Помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность;
Тип проекта :
- познавательный;
- практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта – краткосрочный.
Участники проекта – испытуемые дошкольники (6-7 лет, родители.
Ожидаемые результаты проекта :
Ребенок:
- углубление знаний детей о школе;
- повышение уровня личностной готовности детей к обучению в школе;
- формирование волевого и мотивационного компонента будущего школьника;
- формирование системы отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе);
- овладение установленными нормами и правилами поведения в школе.
Родитель:
- повышение педагогическая компетентность родителей по вопросам развития мотивационной готовности у дошкольников.
- информационно–познавательная работа с родителями положительно вдияет на подготовку старших дошкольников к школе.
Методологической основой проекта являлись :
- исследования психологической готовности к школе (Гуткина Н. И., Венгер Л. А., Божович Л. И.)
- исследование мотивов (Лисина М. И., Запорожец А. В., Кравцова Е. Е.)
Механизм реализации проекта :
Работа над проектом проводится в несколько этапов по образовательным областям в соответствии с ФГОС:
- социально коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный
Изучение педагогического опыта по данному проекту.
Составление паспорта проекта.
Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Изготовление дидактических игр.
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности по школьной тематике.
Проведение опроса детей для выявления уровня сформированности мотивационной готовности к школе у дошкольников. С этой целью применялись методики Н. И. Гуткиной, М. Р Гинзбурга, Л. И. Нежновой. (описание методик см. в приложениях)
2 этап. Основной.
Реализовать мероприятия по формированию мотивов как компонента личностной готовности к обучению детей в школе.
3 этап. Аналитический.
Представить результаты и итоги проекта общественности.
Обобщить и распространить опыт работы по проекту.
Формы организации деятельности по проекту :
1. Ознакомление с художественной литературой.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»
Цель: формировать у детей понимание того, что на уроке нужно говорить четко, внятно, громко.
Чтение произведения Л. Н. Толстого «Филлипок».
Заучивание отрывка стихотворения «В школу» А. Барто
Сказкотерапия «Лесная школа» :
- сказка «Создание лесной школы»
- сказка «Букет для учителя»
- сказка «Смешные страхи»
- сказка «Игры в школе»
- сказка «Школьные правила»
2. Игровая деятельность.
Игра «Школа для животных»
Цель: снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе.
Игра «Урок рисования»
Цель: выявить отношение ребенка к школе.
Игра «Иголка и нитка»
Цель: вызвать здоровое эмоциональное возбуждение.
Игра «школьные принадлежности»
Цель: познакомить детей со школьными принадлежностями.
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель: с помощью проблемных игровых ситуаций закрепить знания детей о правилах поведения детей в школе.
Игра – инсценировка «Запомни правила»
Цель: закрепить знания детей о поведении на уроке.
3. Познавательная деятельность
Отгадывание загадок о школьных принадлежностях.
НОД «Знакомство с букварем»
Цель: сформировать у детей устойчивый интерес к школе.
Целевая прогулка в школу.
Цель: обогатить знания детей о школе.
Встреча с учителем в детском саду.
Цель: сформировать положительное отношение к учителю.
Беседа «Ознакомление детей с обязанностями учащихся»
Цель: познакомить детей с обязанностями школьников.
4. Речевое развитие.
Составление рассказа «Воспоминание о школе».
Игра «скажи со словом – школьный»
Составление рассказов «Чем я буду заниматься в школе»
5. Художественно-продуктивная деятельность.
Рисование «Я и школа»
Организация выставки «Наши мамы и папы – школьники»
Составление альбома «Первое сентября»
Выставка рисунков «Моя первая учительница»
6. Досуговая деятельность
Развлечение дошкольников совместно с учениками 1 класса
7. Работа с родителями.
Тематическая консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе».
Рекомендации для родителей по повышению уровня готовности детей к школе.
Консультация «Готов ли личность ребенка к школе?»
Памятка для родителей «Делайте – Не делайте»
Тематический родительский уголок «Детский сад – школа»
Изготовление совместно с детьми атрибутов к сюжетно ролевой игре «Школа»
Показатели эффективности деятельности по проекту :
- участники проекта имеют основные представления о школе и школьных принадлежностях;
- эмоционально – положительное отношение детей к школе;
- участники умеют устанавливать отношения со сверстниками и со взрослыми, подчиняться установленным нормам и правилам;
- обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми на школьную тематику;
- умение родителей применять полученные знания при подготовке ребенка к школе;
- повышение уровня знаний о мотивационной готовности детей к школе.
- наличие специальных дидактических пособий для определения уровня сформированности мотивационной готовности к школе у дошкольников;
Методы эффективности реализации проекта :
- опрос
- анкетирование
- беседа
Список использованной литературы:
Венгер Л. А., Эльконин Д. Б. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» М. 1988г.
Гуткина Н. И «Психологическая готовность к школе» М. 1993г.
Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению» 1997г.
Лисина М. И., Кангелла Г. И. «Общение со взрослыми и психологическая готовность к школе» М. 1985
Кравцова Е. Е. «психологические проблемы готовности детей к школьному обучению» М. 1991
Венгер А. А. «Как дошкольник становиться школьником» Д,В 1995