Татьяна Золотухина
Проект «Скоро в школу»
Актуальность.
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и различные практики окажут помощь в целенаправленной работе по воспитанию и развитию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями школы.
Цель.
Повышение положительного отношения к школе, формирование умения сотрудничества с взрослыми, необходимость становления правильной речи.
Задачи.
1. Содействовать активизации у детей познавательного интереса к школе и школьным традициям, побуждать интерес к профессии учителя, привлечь родителей к совместной творческой деятельности, стимулировать активность, заинтересованность в подготовке детей к школьному обучению. Побуждать желание детей узнавать о школе, о значении букваря и других учебников для обучения школьников.
2. Закреплять навыки сформированности грамматических категорий языка, звукослогового анализа и синтеза; активизировать глагольную лексику, словарный запас по темам «Школа», «Школьные принадлежности»; развивать связную речь.
3. Осуществлять связь ДОУ со школой в вопросах преемственности.
4. Поощрять у детей активность, развивать организаторские способности при подготовке и проведении праздника в детском саду. Формировать умение слушать товарищей, не перебивать их, воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость.
Тип проекта:
• по составу участников - групповой (музыкальный руководитель, дети, родители, педагоги подготовительной к школе группы, учитель-логопед).
• по целевой установке – информационно-творческо-игровой.
• по срокам реализации – краткосрочный.
Реализация проекта.
• 1 этап – подготовительный:
1. Сбор информации по теме.
2. Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.).
3. Подготовка домашнего задания для родителей, собрание необходимой информации и оформлении её.
4. Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику.
5. Сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.
6. Подбор материала для чтения, просмотра, рассматривания, рисования, прослушивания, разучивания.
7. Подготовка сценария о прощании с детским садом.
8. Создание презентаций по теме.
9. Разработка положения о конкурсах.
10. Разработка положения о конкурсе рассказов и стихов (учитель-логопед).
11. Подбор тематики и содержания бесед, консультаций.
12. Подготовка необходимого оборудования, атрибутики для реализации проекта.
2 этап.
Организация воспитательно-образовательной деятельности по реализации проекта:
1. Беседа и презентация.
2. Интервьюирование детей.
3. Сбор информации о школьных традициях.
4. Организация и оформление выставки детского творчества на тему «Скоро в школу».
5. Организация выставки творческих работ, поделок.
6. Тематическая форма НОД.
7. Интегрированная форма НОД.
8. Целевые прогулки.
9. Издательство печатной продукции: книга с произведениями о школе; картинки-раскраски; литературный материал.
10. Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведений.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Беседы:
• «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника);
• «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»;
• «Будь готов!» (акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т. д.);
• «Мы будущие школьники». Беседа о правилах поведения в школе.
2. Просмотр мультфильмов:
• «Козленок, который умел считать до 10»;
• «Остров ошибок»;
• «Не хочу в школу»;
• «Наш друг Пишичитай».
3. Просмотр кинофильма «Три дня из жизни Ивана Семенова – второклассника и второгодника».
4. НОД:
• «Школьный день» - музыкально – художественная деятельность и рисование;
• «Что мне в школе пригодиться» - познавательно речевой характер.
5. Игры – соревнования, путешествия, аттракционы, сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические и настольно-печатные:
• «Скоро в школу» (игры, эстафеты и т. д.);
• «Детский сад»;
• «Собери портфель»;
• «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы);
• «Школа»; «Школьная переменка», «Наш класс»;
• «Слоговые домики», «Числовые домики», «Логический поезд», «Лёгкий счет» и т. д. ;
• «Я иду из дома в школу» по плану-схеме;
• «Собери портфель»;
• Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
6. Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе» (на основе личных знаний – экскурсия).
7. Вечер загадок «Скоро в школу».
8. Издание книжки «Загадки из портфеля».
9. Встреча с учениками – выпускниками детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т. д.)
10. «Начало мудрости». Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
11. Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности».
12. Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).
13. Чтение художественных произведений (И. Токмакова «Мне грустно…», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы», Н. Носов «Незнайка учится», Л. Толстой «Филиппок», О. Дриз «Когда человеку шесть», составление и отгадывание загадок, разучивание стихов.
14. Рисование:
• по представлению «Мама и папа учились в школе»;
• «Здание школы»,
• «Мой будущий портфель»,
• «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс».
15. Аппликация и лепка:
• «Закладка»;
• «Слово-буквы».
16. Разучивание музыкального материала для выпускного праздника.
17. Прощальный утренник.
18. Взаимодействие с семьями воспитанников:
• Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
1. Аукцион находок «Школьные годы» (родители, дети, педагоги группы). Составление альбома с фотографиями, иллюстрациями «Школьные годы» -семейные воспоминания о школе. Использование рассказов родителей о школьных годах.
2. Подготовка костюмов, атрибутов к празднику.
3. Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.
4. Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
5. Помощь в украшении группы.
6. Помощь в проведении праздника.
7. Создание «Семейных альбомов» совместно с родителями
19. Подготовка консультаций, наглядной информации для родителей:
• «Подготовка детей к школе».
• «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе.
• Памятка «Как готовить домашнее задание!»
• Презентация «Ваш ребёнок готов к школе?»
• Выступление «Компьютер: польза или вред?»
• «Родителям будущих первоклассников!»
• «Развивающие игры по развитию речи».
• «Ориентировка в пространстве и на листе».
• Инструкция «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!»
• Встреча с учителем 1 класса.
• Родительское собрание «Готовность к школе родителей и детей!»
3 этап.
Предполагаемый результат.
1. Повышение уровня мотивационной готовности ребёнка к школе.
2. Активность участия родителей в проведении совместных мероприятий с детьми и учителями школы.
3. Сформированность у детей любознательности, творческой и познавательной активности.
4. Расширение знаний детей об условиях и традициях школьной жизни, наличие интереса к изучению букв алфавита.
5. Достаточно высокий уровень благополучной адаптации детей к школьной жизни.
6. Оформление методического и практического материала проекта.
7. Презентация проекта.
8. Желание в разучивании и представлении музыкального материала, участие в прощальном празднике.