МААМ-картинки

Проект «Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка»

Светлана Симонова
Проект «Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка»

Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка

Краткая аннотация:

Проработав в детском саду 27 лет, я заметила тенденцию к увеличению числа детей с нарушениями развития речи.

В результате наблюдения, я выяснила, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Если человек, не находит нужного слова для объяснения, он часто помогает себе жестами, и наоборот: ребёнок рисующий, пишущий, помогает себе непроизвольно высовывая язык.

Публикация «Проект „Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка“» размещена в разделах

Таким образом, можно рассматривать кисть руки, как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова). На основе личного опыта мною был разработан проект «Сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка».

Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребёнок учится концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Новизна: разработаны, усовершенствованы и скомбинированы нетрадиционные формы проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств на занятиях с дошкольниками.

Цель проекта – повысить речевую активность ребёнка.

Задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

3. Повысить у детей интерес к упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Сделать работу регулярной.

5. Развить ловкость и координацию движений рук ребёнка.

6. Научить вслушиваться и понимать смысл речи.

7. Учить концентрировать своё внимание.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта : 1 год.

Проект состоит из трё х этапов:

1. Самомассаж рук. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Сопряженная гимнастика.

САМОМАССАЖ

Вначале ребёнка необходимо обучить приё мам самомассажа рук:

1. Легкое растирание подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.

2. Растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки.

3. Движения кистями рук, сначала одной, потом другой, затем двумя руками одновременно:

а. Катание, перебрасывание из рук в руки, подбрасывание на разную высоту теннисного мячика.

б. Сжимание резиновых игрушек.

Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.

Следующим этапом моей работы было изучение пальчиковых игр и создание пальчиковых игрушек.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого, на последнюю строчку – показать ладошку.

СОРОКА

Сорока – белобока

Печку топила,

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала:

Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Печку не топил,

Кашу не варил.

Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Пальчиковые игры помогают ребенку научиться свободно, владеть своими не всегда послушными пальчиками, развивают координацию движений. Попутно малыш запоминает небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширяются представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию малыша.

Переходим к третьему этапу – сопряжённая гимнастика.

СОПРЯЖЁННАЯ ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА

«Лиса»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамоту на топке. Дети пальцами «пробегаются» от плеча до кончиков пальцев правой руки. Язык выполняет движения вверх – вниз.

Она села на пенёк, Сжать кулаки, один кулак поставить на другой. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.

И читала весь денё к: Ладони развернуть от груди.

«Мамочка, мама!

Милая моя.

Мамочка, мама!

Я люблю тебя». Ладони прижать одну к другой, на каждый слог пальцы поочередно смыкать и размыкать. Поочередно растягивать губы в улыбке и смыкать трубочкой.

«Цветок»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу.

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами : вместе – врозь (несколько раз). Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев).

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки. Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

«Кукушка»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Летела кукушка мимо сада. Руки согнуты в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев. Язык выполняет движения вверх – вниз.

Поклевала Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони – «Птица клюет». Языком выполнить упражнение «Лошадка»- поцокать языком 4 раза.

Всю рассаду. Положение рук поменять, движения повторить. Язык выполняет упражнение «Лошадка».

И кричала «Ку-ку-мак!». Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – «Птица раскрывает клюв». Округлить губы, как при произнесении звука о, закрыть рот.

Разжимай один кулак. Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать их. Поочередно надувать щеки.

«Киска сердится»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

На скамейки у окошка

Улеглась и дремлет кошка. Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.

Кошка глазки закрывает,

Кошка спинку выгибает. Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.

«Лодочка»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя. Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву,

А по буйным волнам

Плывут рыбки тут и там. Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя.

«Замок»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

На двери висит замок. Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы

Кто открыть его бы смог? Губы сомкнуть. Изобразить удивление.

Постучали, Постучать одной ладонью по другой. Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]

Покрутили, Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.

Потянули, Потянуть ладони в разные стороны. Растянуть губы в улыбке.

И открыли. Развести руки в разные стороны. Широко открыть рот.

На основании моих занятий я сделала вывод, что:

1. У детей улучшилась координация артикуляционного аппарата.

2. Усовершенствовалась общая координация движений.

3. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость.

Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей

1. Ребёнок должен своевременно овладеть навыками самообслуживания. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивание (расстёгивание) пуговиц, завязывание шнурков, узелков.

2. Привлекать ребёнка к участию в сервировке стола, уборке помещений, игрушек.

3. Применять разнообразные виды ручной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, вышивание, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек).

4. Развивать графическую моторику, выполнять упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов, штриховка).

5. Использовать различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, разнообразное нанизывание, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

6. Выполнять массаж кистей рук и пальцев, пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением и без него, играть в пальчиковый театр, устраивать театр теней. Можно предложить массаж ладоней и пальцев рук с использованием шишек, грецких орехов.

6. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Рисовать пальчиковыми красками можно как угодно, как захочет ваш ребенок. Рисуйте и пальчиками, и кистью, и перышком, и шерстяными нитками, и восковыми мелками, и карандашами, словом, всем тем, на что только способна ваша фантазия.

Все виды заданий проводить в игровой форме, вызывая интерес у детей, не забывать хвалить ребенка и не приводить к переутомлению.

ЛИТЕРАТУРА

Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг. https://www.logoped-sfera.ru/palchikovyj-igrotrening.html

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб. : КАРО, 2008.

Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М. : Эксмо, 2001.

Цыбульникова Е. Н. Сопряженная гимнастика пальчиков и языка. https://festival.1september.ru/articles/566446/

https://solnushki.ru/fingerplay Шаблоны пальчиковых игрушек.

Публикации по теме:

Презентация по мелкой моторике Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Спортивный уголок в группеСпортивный уголок в группе Воспитатель Полякова Т. М. Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей, поэтому, особое внимание уделяю реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка»
Опубликовано: 6 июня 2014 в 20:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД