МААМ-картинки

Проект «Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)»

Мария Полтавская
Проект «Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект :

«Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)

Воспитатели:

Балабанова Ирина Петровна

Полтавская Мария Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 33 «Зайчик» г. Междуреченска

Введение

У каждого из нас есть своя малая Родина – близкая, знакомая с детства и большая необъятная Россия.

Публикация «Проект „Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего города, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Следовательно, целью данной работы стало определение особенностей взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края (города).

Данная работа включает в себя следующие задачи:

Приобщение детей и родителей к истории и культуре родного края, города, сближение поколений, укрепление детско-родительских отношений;

Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье и своим предкам.

Формирование патриотических чувств и развитие чувства гордости за свой родной край (город);

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Создание в детском саду и в семье условий для саморазвития дошкольника, как личности;

Воспитание уважения к труду;

Развития интереса к народным традициям.

Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Глава 1. Теоретические аспекты совместной работы детского сада с семьей по приобщению ребенка к культуре родного края (города).

Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями : беседы, консультации, развлечения, выставка совместного творчества, анкетирование, приглашение в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.

Учитывая условия жизни и воспитания детей в отдельных семьях, трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи в воспитании, педагог составляет памятки, в которых лаконично изложены советы и рекомендации на определенную тему, например: как воспитывать у ребенка вежливость, трудолюбие, волевые черты характера, как использовать дома книгу и т. д.

Материал, подробно освещающий одну из проблем воспитания, рассчитанный на помощь родителям, может быть оформлен в папке, которая дается на некоторое время в семью. В папке несколько текстов, раскрывающих сущность, например, умственного воспитания ребенка, список литературы, рекомендуемой родителям для изучения, наглядно-иллюстративные материалы, дидактические игры.

Умелый подбор, сочетание и использование различных форм индивидуальной работы с семьей позволяют выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая условия жизни данной семьи.

В ДОУ практикуются такие формы работы с родителями :

Групповые собрания

День открытых дверей

Беседы

Консультации

Семинары-практикумы

Совместные экскурсии, целевые прогулки

Родительские конференции и др.

Одна из нетрадиционных форм работы с родителями является совместная деятельность детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного города.

Культура – это свод правил и образцов поведения людей. Следовательно культура родного края – это совокупность производственных, общественных, духовных достижений, свод правил и образцов поведения людей того края, в котором родился и вырос человек. У младших дошкольников приобщение к культурному наследию и русскому народному творчеству идет через песенки, потешки, прибаутки, загадки, чтение русских народных сказок, драматизации, театрализованные представления, семейные праздники (Масленица, Рождество). В среднем дошкольном возрасте формируются нравственно – патриотические качества на ознакомлении с культурой и историей наших предков, бытом, повседневной жизнью. У старших дошкольников уже трансформируются зачатки патриотизма: есть интерес к истории своего края, села, к народным праздникам. Они имеют собственный опыт, обладают способностью наблюдать и анализировать действия и поступки. Им необходимо показать красоту созданных веками культурных и бытовых ценностей, помочь полюбить свое родное, близкое. Формы работы : проведение совместных праздников, вечеров досуга, развлечений, выставок, где старшее поколение делится опытом с младшим. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательность. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Знакомство детей с народно-декоративным искусством. Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с семьей.

В детском саду эти задачи решаются в повседневной жизни: на занятиях, при проведении экскурсий, праздников, на целевых прогулках, при чтении художественной литературы и т. д. Однако семья – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, окружающим миром. В семье при общении с родным у ребёнка формируется социально- ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.

Педагогам важно обращать внимание родителей на то, сколь положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка активное приобщение его к окружающей жизни. Важно объяснить родителям и другим членам семьи, с какими явлениями общественной жизни нужно знакомить детей, как это делать, чтобы способствовать образованию у ребёнка элементарных понятий, формированию нравственных представлений и чувств. При решении этих задач особенно ясно выступает необходимость тесной связи между умственным и нравственным, эстетическим воспитанием ребёнка.

Знакомя детей с родным краем, нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным он ни был, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции : отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов и т. д. ;

- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

- в родном городе могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

В приобщении ребёнка к культуре родного города можно воспользоваться совместной работой детского сада с семьей, по следующим областям:

• Социально-коммуникативная;

• Речевая;

• Познавательная;

• Физическая;

• Художественно-эстетическая.

Глава 2. Совместная работа детского сада и семьи в приобщении детей к культуре родного края (города).

Нами выделены следующие условия совместной работы детского сада и семьи по приобщению к культуре родного края (города);

Максимальное использование окружения округа, города, региона;

Отбор познавательного материала с выделением значимого для края;

Расширение воспитательного пространства с помощью занимательных игр и заданий на дом;

Создание уголка по приобщению к культуре родного края;

Подготовка детей к восприятию краеведческих сведений (на базе краеведческого музея в детском саду).

Историю и культуру каждого края, весь краеведческий материал охватить невозможно, поэтому основным направлением данной работы мы выделили с ознакомлением с:

- культура и края : архитектурой, художественной средой, знаменитыми земляками;

- историей края : прошлым и настоящим региона – возникновение города, заповедными и памятными местами военных событий, сведениями о подвигах земляков;

- ближайшим окружением – семьей, детским садом, миром природы, деятельностью детей.

Принципы педагогической работы :

- взаимосвязь воспитателя, обучение и творчество детей;

- взаимодействие семьи ДОО и социума в условиях организованной среды;

- учет возрастных особенностей дошкольников;

- использование опыта прошлых поколений традиций региона;

- последовательность воспитания и обучения.

Задачи:

1. Исследовать информацию с детьми и родителями о родном городе

2. Расширять представление о родном крае. Закрепить знания о родном городе.

3. Воспитывать интерес к своему городу, чувство любви и гордости за свой город.

4. Познакомить с основными улицами города и памятниками архитектуры.

5. Познакомить детей с культурным наследием края и города, их традициями и природой.

6. Воспитывать чувство патриотизма и гордости к родному краю.

7. Организовать сотрудничество с родителями, ориентировать их на приобщение к культуре родного края детей в семье.

План мероприятий

№ п/п Направление Мероприятия Форма проведения

1 «Физическое развитие» Физкультурные досуги, знакомство со спортивными объектами города.

Знакомство с видами спорта города.

Целевые прогулки,

Подвижные игры.

Спортивные праздники, народные игры,

соревнования.

2 «Социально-коммуникативное развитие» Тематическое творческое рассказывание

Слушание рассказов

Сотворчество детей и родителей по темам о культуре края и города.

Сюжетно-ролевые игры

Дидактические игры

Моделирование правил поведения, как вести себя на улицах города.

Ситуативный разговор: «Как вести себя в общественных местах?» Круглый стол

Консультации

Беседы (беседа-практикум, беседа-обсуждение, беседа-игра, диалоговая беседа)

праздники

3 «Познавательное развитие» Экспериментальная деятельность

Экскурсия к памятникам, в краеведческий музей

Рассматривание фотоальбома

Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе, селе, районе

Создание компьютерной презентации

Экскурсия по улицам города с элементами поисково-исследовательской деятельности

Экскурсии по природным уголкам родного края Дидактическая игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Эксперимент.

Исследование.

Музейный урок.

Интеллектуальные шоу.

Викторины.

4 «Художественно эстетическое развитие» Разучивание песен о родном городе, крае

Театральная деятельность

Ознакомление с народными промыслами

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Моделирование макета города.

Изготовление книжки – самоделки

Семейные традиции

Музыкальный досуг.

Музыкально-дидактическая игра.

Экскурсии в музей.

Народные игры. Праздники.

Хороводные игры.

5 «Речевое развитие» Чтение художественной литературы о крае и городе (стихи, рассказы, загадки) составление детских рассказов про родной город

Оформление информационных стендов

Беседы.

Дидактические игры

Игры-драматизации.

Инсценировки.

Словесная игра.

Игра по развитию речи.

Литературные гостиные

Пересказ, рассказ по картине.

Заключение

Можно предположить, что проведённая работа будет способствовать улучшению совместной работы детского сада с семьей по приобщению детей к культуре родного края (города) и воспитание любви к родному краю (городу) у дошкольников будет успешным при сотрудничестве взрослого и ребёнка, создание положительной атмосферы в группе и детском саду.

Расширить представления ребенка о крае и городе, в котором он живет. Будет формировать такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за свой город, уважение к его истории и людям, которые в нем живут развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой, эстетический вкус. Заинтересованность родителей в приобщении ребенка к истории и культуре области, города.

Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей давала действенные результаты, способствовала повышению уровня ее педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и ребенка. Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы любое мероприятие — беседа, доклад, консультации, стенд оформленный для родителей, — было направлено на достижение определенной цели.

Планомерность и систематичность работы с семьей предполагает ее непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию личности ребенка как процессу всестороннего ее развития, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Они основаны на совпадении интересов семьи и дошкольного учреждения в полноценном развитии детей.

Публикации по теме:

Приобщение детей к культуре родного края Задачи: 1. Формировать представления о культуре чувашского народа. 2. Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашей. 3. Активизировать.

Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве- одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка. Круглый стол «Я — родитель» Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель». Повестка дня: 1. «Взаимодействие детского сада.

Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края Гуреева Елена Анатольевна воспитатель. Высшая квалификационная категория. Структурное подразделение МОУ СОШ №12 Детский сад №65 «Якорёк».

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании ребенка-дошкольника» Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании.

Особенности воспитания и социализации ребенка в условиях внедрения ФГОС и взаимодействия детского сада и семьи Актуальность Воспитание ребенка в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется,.

Роль семьи и детского сада в развитии одаренности ребенка-дошкольника РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА Авдеева И. А., воспитатель МБДОУ ДС № 57 «Радуга» г. Старый Оскол Белгородской.

Совместная работа детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной.

Совместная работа семьи и детского сада в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Развитие музыкальных способностей ребенка при взаимодействии детского сада и семьи Смоленская область, Рославльский район, д. М. Кириллы МБДОУ "Кирилловский детский сад "Теремок" Взаимодействие детского сада и семьи как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)»
Опубликовано: 18 марта 2019 в 12:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Полтавская (УИ 184850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД