Мария Полтавская
Проект «Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города).»
Воспитатели:
Балабанова Ирина Петровна
Полтавская Мария Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 33 «Зайчик» г. Междуреченска
Введение
У каждого из нас есть своя малая Родина – близкая, знакомая с детства и большая необъятная Россия.
Публикация «Проект „Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родной край, город. Проекты
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего города, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Следовательно, целью данной работы стало определение особенностей взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края (города).
Данная работа включает в себя следующие задачи:
Приобщение детей и родителей к истории и культуре родного края, города, сближение поколений, укрепление детско-родительских отношений;
Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье и своим предкам.
Формирование патриотических чувств и развитие чувства гордости за свой родной край (город);
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Создание в детском саду и в семье условий для саморазвития дошкольника, как личности;
Воспитание уважения к труду;
Развития интереса к народным традициям.
Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Глава 1. Теоретические аспекты совместной работы детского сада с семьей по приобщению ребенка к культуре родного края (города).
Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями : беседы, консультации, развлечения, выставка совместного творчества, анкетирование, приглашение в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.
Учитывая условия жизни и воспитания детей в отдельных семьях, трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи в воспитании, педагог составляет памятки, в которых лаконично изложены советы и рекомендации на определенную тему, например: как воспитывать у ребенка вежливость, трудолюбие, волевые черты характера, как использовать дома книгу и т. д.
Материал, подробно освещающий одну из проблем воспитания, рассчитанный на помощь родителям, может быть оформлен в папке, которая дается на некоторое время в семью. В папке несколько текстов, раскрывающих сущность, например, умственного воспитания ребенка, список литературы, рекомендуемой родителям для изучения, наглядно-иллюстративные материалы, дидактические игры.
Умелый подбор, сочетание и использование различных форм индивидуальной работы с семьей позволяют выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая условия жизни данной семьи.
В ДОУ практикуются такие формы работы с родителями :
Групповые собрания
День открытых дверей
Беседы
Консультации
Семинары-практикумы
Совместные экскурсии, целевые прогулки
Родительские конференции и др.
Одна из нетрадиционных форм работы с родителями является совместная деятельность детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного города.
Культура – это свод правил и образцов поведения людей. Следовательно культура родного края – это совокупность производственных, общественных, духовных достижений, свод правил и образцов поведения людей того края, в котором родился и вырос человек. У младших дошкольников приобщение к культурному наследию и русскому народному творчеству идет через песенки, потешки, прибаутки, загадки, чтение русских народных сказок, драматизации, театрализованные представления, семейные праздники (Масленица, Рождество). В среднем дошкольном возрасте формируются нравственно – патриотические качества на ознакомлении с культурой и историей наших предков, бытом, повседневной жизнью. У старших дошкольников уже трансформируются зачатки патриотизма: есть интерес к истории своего края, села, к народным праздникам. Они имеют собственный опыт, обладают способностью наблюдать и анализировать действия и поступки. Им необходимо показать красоту созданных веками культурных и бытовых ценностей, помочь полюбить свое родное, близкое. Формы работы : проведение совместных праздников, вечеров досуга, развлечений, выставок, где старшее поколение делится опытом с младшим. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательность. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Знакомство детей с народно-декоративным искусством. Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с семьей.
В детском саду эти задачи решаются в повседневной жизни: на занятиях, при проведении экскурсий, праздников, на целевых прогулках, при чтении художественной литературы и т. д. Однако семья – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, окружающим миром. В семье при общении с родным у ребёнка формируется социально- ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.
Педагогам важно обращать внимание родителей на то, сколь положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка активное приобщение его к окружающей жизни. Важно объяснить родителям и другим членам семьи, с какими явлениями общественной жизни нужно знакомить детей, как это делать, чтобы способствовать образованию у ребёнка элементарных понятий, формированию нравственных представлений и чувств. При решении этих задач особенно ясно выступает необходимость тесной связи между умственным и нравственным, эстетическим воспитанием ребёнка.
Знакомя детей с родным краем, нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным он ни был, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции : отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов и т. д. ;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном городе могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
В приобщении ребёнка к культуре родного города можно воспользоваться совместной работой детского сада с семьей, по следующим областям:
• Социально-коммуникативная;
• Речевая;
• Познавательная;
• Физическая;
• Художественно-эстетическая.
Глава 2. Совместная работа детского сада и семьи в приобщении детей к культуре родного края (города).
Нами выделены следующие условия совместной работы детского сада и семьи по приобщению к культуре родного края (города);
Максимальное использование окружения округа, города, региона;
Отбор познавательного материала с выделением значимого для края;
Расширение воспитательного пространства с помощью занимательных игр и заданий на дом;
Создание уголка по приобщению к культуре родного края;
Подготовка детей к восприятию краеведческих сведений (на базе краеведческого музея в детском саду).
Историю и культуру каждого края, весь краеведческий материал охватить невозможно, поэтому основным направлением данной работы мы выделили с ознакомлением с:
- культура и края : архитектурой, художественной средой, знаменитыми земляками;
- историей края : прошлым и настоящим региона – возникновение города, заповедными и памятными местами военных событий, сведениями о подвигах земляков;
- ближайшим окружением – семьей, детским садом, миром природы, деятельностью детей.
Принципы педагогической работы :
- взаимосвязь воспитателя, обучение и творчество детей;
- взаимодействие семьи ДОО и социума в условиях организованной среды;
- учет возрастных особенностей дошкольников;
- использование опыта прошлых поколений традиций региона;
- последовательность воспитания и обучения.
Задачи:
1. Исследовать информацию с детьми и родителями о родном городе
2. Расширять представление о родном крае. Закрепить знания о родном городе.
3. Воспитывать интерес к своему городу, чувство любви и гордости за свой город.
4. Познакомить с основными улицами города и памятниками архитектуры.
5. Познакомить детей с культурным наследием края и города, их традициями и природой.
6. Воспитывать чувство патриотизма и гордости к родному краю.
7. Организовать сотрудничество с родителями, ориентировать их на приобщение к культуре родного края детей в семье.
План мероприятий
№ п/п Направление Мероприятия Форма проведения
1 «Физическое развитие» Физкультурные досуги, знакомство со спортивными объектами города.
Знакомство с видами спорта города.
Целевые прогулки,
Подвижные игры.
Спортивные праздники, народные игры,
соревнования.
2 «Социально-коммуникативное развитие» Тематическое творческое рассказывание
Слушание рассказов
Сотворчество детей и родителей по темам о культуре края и города.
Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры
Моделирование правил поведения, как вести себя на улицах города.
Ситуативный разговор: «Как вести себя в общественных местах?» Круглый стол
Консультации
Беседы (беседа-практикум, беседа-обсуждение, беседа-игра, диалоговая беседа)
праздники
3 «Познавательное развитие» Экспериментальная деятельность
Экскурсия к памятникам, в краеведческий музей
Рассматривание фотоальбома
Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе, селе, районе
Создание компьютерной презентации
Экскурсия по улицам города с элементами поисково-исследовательской деятельности
Экскурсии по природным уголкам родного края Дидактическая игра.
Сюжетно-ролевая игра.
Эксперимент.
Исследование.
Музейный урок.
Интеллектуальные шоу.
Викторины.
4 «Художественно эстетическое развитие» Разучивание песен о родном городе, крае
Театральная деятельность
Ознакомление с народными промыслами
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Моделирование макета города.
Изготовление книжки – самоделки
Семейные традиции
Музыкальный досуг.
Музыкально-дидактическая игра.
Экскурсии в музей.
Народные игры. Праздники.
Хороводные игры.
5 «Речевое развитие» Чтение художественной литературы о крае и городе (стихи, рассказы, загадки) составление детских рассказов про родной город
Оформление информационных стендов
Беседы.
Дидактические игры
Игры-драматизации.
Инсценировки.
Словесная игра.
Игра по развитию речи.
Литературные гостиные
Пересказ, рассказ по картине.
Заключение
Можно предположить, что проведённая работа будет способствовать улучшению совместной работы детского сада с семьей по приобщению детей к культуре родного края (города) и воспитание любви к родному краю (городу) у дошкольников будет успешным при сотрудничестве взрослого и ребёнка, создание положительной атмосферы в группе и детском саду.
Расширить представления ребенка о крае и городе, в котором он живет. Будет формировать такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за свой город, уважение к его истории и людям, которые в нем живут развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой, эстетический вкус. Заинтересованность родителей в приобщении ребенка к истории и культуре области, города.
Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей давала действенные результаты, способствовала повышению уровня ее педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и ребенка. Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы любое мероприятие — беседа, доклад, консультации, стенд оформленный для родителей, — было направлено на достижение определенной цели.
Планомерность и систематичность работы с семьей предполагает ее непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию личности ребенка как процессу всестороннего ее развития, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Они основаны на совпадении интересов семьи и дошкольного учреждения в полноценном развитии детей.