Приложение МААМ

Приобщение детей к культуре родного края

Ольга Старшая
Приобщение детей к культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Формировать представления о культуре чувашского народа.

2. Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашей.

3. Активизировать речь детей, помогать почувствовать красоту и выразительность чувашского языка.

Предшествующая работа: Дети знакомы с культурой и бытом чувашского и русского народа, чтение русских и чувашских народных сказок, активизация словаря: обогащение словарного запаса детей.

Публикация «Приобщение детей к культуре родного края» размещена в разделах

Ход занятия: Тихо звучит народная мелодия. Перед детьми предстает чувашская изба, украшенная вышивкой. Воспитатель встречает детей в чувашском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, салам. Давайте, ребята, поздороваемся по-чувашски. (Здороваются по –чувашски)

Дети. Ыра кун, пултр! (Добрый день)

Воспитатель: Я сегодня встречаю вас в чувашском национальном костюме и приглашаю в в чувашскую избу.

Раньше чуваши жили в избах, по чувашски называется – пурт (изба). По периметру дома располагались деревянные скамьи -сак. Чувашская изба была украшена красивой вышивкой. В избах вышивкой украшали подушки, покрывала. Изба отапливались печкой, на чувашском-кмака. Напротив печки находился обеденный стол, за котором обедала вся семья. Возле печи располагался небольшой стол для приготовления пищи. По-чувашски это называлась тепель. Этот угол избы выполнял функцию современной кухни. Там находилась много домашней утвари. Посуда была деревянной и плетенной из бересты. В ней готовили какай- шурпе (суп, хуплу (пирог с картошкой с мясом, шртан и др. Печка была кормилицей для всей семьи. В ней готовили обед, пекли пироги, хлеб. Ребята, а давайте вспомним пословицы про хлеб.

Дети рассказывают пословицы на чувашском и на русском языке.

(Стук, треск, за ширмой доносится голос чувашского домового– Херт-урт).

Херт-урт: Ой, кто это нарушил мой покой. Я тихо сидела и пряла пряжу.

Дети: А вы кто?

Херт-урт: Я домовой, который живет в чувашской избе. Зовут меня Херт-урт. Я живу на печке, пряду пряжу и просеиваю муку. Люди меня не видят, но по шуму, который при этом происходит, можно обнаружить присутствие моего духа. А еще я люблю на конюшне заплетать косички в гривах любимых лошадей и ухаживаю за скотом. Ребята, вы поняли кто я такая?

Дети: Да. Это дух дома. Чувашская домовая.

Воспитатель: А у русского народа есть домовой? (Рассматривание куклу домового)

Дети: Есть.

Воспитатель: У русского народа домовой тоже живет в избе. Он радивой хозяйке помогает. Следит за порядком. Если хозяйка ленивая, то он сквашивает молоко, прокисают щи.

Воспитатель: Ребята, я бы хотела рассказать вам об обычаях чувашского народа.

Население Поволжья занималось земледелием, возделывали ячмень, овес, горох. Занимались животноводством. Чуваши разводили лошадей, коров, овец, коз, кур, свиней. Рыболовством занимались жители приречных и приозерных районов, в основном — для собственного потребления. Ходили на охоту, добывали мелкую дичь (утки, гуси). А долгими вечерами женщины пряли, вязали и вышивали.

Воспитатель: А какие традиции,обычаи есть в вашей семье (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на одежду чувашского народа. Чувашский женский костюм состоит из белой длинной рубахи, фартука, по чувашски-саппун, пояса. Рубаха украшена вышитыми, узорами по груди, по рукавами по подолу. А здесь изображен чувашский мужской костюм. Рубаха была широкая и длинная, почти до колен. Воротника рубаха не имела и была украшена вышивкой.

Воспитатель: Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы у чувашского народа. Ребята, а как называется головной убор у девушек? Кто помнит?

Дети: Тухья.

Воспитатель: Правильно, тухья – шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами. А замужние женщины одевали на голову какие шапочки, обшитые с монетами?

Дети: Хушпу.

Воспитатель: Люди не только хорошо работать, но и хорошо умели отдыхать, отмечать праздники. Ребята, какой праздник отмечают провожая зиму и встречая весну?

Дети: Масленица.

Воспитатель: У чувашей есть аналог Масленицы – варни. Этот праздник знаменует наступление весны. На празднике поют песни, танцуют, играют разные народные игры. На нем принято печь блины, кататься на санях, а по завершению сжигать чучело. т

Физпауза. А вы хотите поиграть? Выходите на чувашскую народную игру. Игра называется «Иголка, нитка, узелок», «Йеппи, сиппи, тевви»

Подготовка к игре. Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка и третий узелок, все три на некотором расстоянии от остальных.

Игра. Иголка бежит то в круг, то, из круга, куда хочет. Нитки и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. Если нитка ошиблась направлением, запуталась, или узелок поймал нитку, то игра начинается сначала, и выбираются новая иголка, нитка и узелок.

Правило. Играющие не задерживают и свободно пропускают иголку, нитку и узелок и поднимают руки.

Воспитатель:Что вы,ребята, нового узнали (ответы детей)

Мы столько много узнали о культуре чувашского народа. Ребята мы живём с вами в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуреПриобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре В приобщении детей дошкольного возраста к книжной культуре особое место занимает детская библиотека. Современные детские библиотеки располагают.

Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.

Отчет о работе по первой годовой задаче по теме «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края»Отчет о работе по первой годовой задаче по теме «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края» Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории и культуре родного края» «Любить свой край, знать его богатства, его историю.

Ознакомление детей дошкольного возраста с официальной символикой родного края «Герб и флаг» 100 лет со дня образования Иваново-Вознесенской губернии. Это большое и важное событие для всех нас, живущих на этой земле. Это время, которое.

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружевоОзнакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево Для подготовительной логопедической группы Цель: Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и.

Приобщение детей культуре народов ПоволжьяПриобщение детей культуре народов Поволжья Данную тему выбрала не случайно, ее считаю очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены к лучшему. Возрождаются.

Природа родного края в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание образования детей дошкольного возраста предусматривает формирование у них знаний представлений об окружающем мире.

Презентация для детей 6–7 лет «Природа родного края» В настоящее время стало актуальным воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к природе, и чувства любви к родному краю, к.

Проект по экологии «Природа родного края глазами детей»Проект по экологии «Природа родного края глазами детей» Проект по экологии «Природа родного края глазами детей» Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интел-лектуального,.

Программа «Приобщение дошкольников к традициям родного края» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к культуре родного края
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 22:44
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к культуре родного края» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Старшая (УИ 393218) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД