Лучший педагог года

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево (2 фото)

Галина Акимова
Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево

Для подготовительной логопедической группы

Цель:

Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и развивать мелкую моторику, решая одновременно задачи эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.

Задачи:

1. Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве родного края.

Публикация «Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края, Михайловское кружево» размещена в разделах

2. Знакомить с особенностями геометрического узора в вышивке и элементами кружева : "павлинка", "паучок", "сеточка", "балалаечки", "мысок".

3. Учить видеть характерные особенности местного промысла (кружева, вышивки).

4. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать чувство ритма и композиционного построения рисунка, мелкую моторику.

5. Продолжать учить придумывать узор для различных бумажных силуэтов.

6. Формировать эстетический вкус, любознательность, художественное творчество.

7. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за своих земляков.

Очень важно, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным периодом для нравственного и эстетического воспитания.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой родной край и свою Родину (задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, произведений народного декоративного искусства, песен, загадок и пр.

Формирование личности, особенно творческой, не может осуществляться без такого важного компонента, как изобразительное искусство : оно, как мне кажется, может стать эффективным средством воспитания любви к культуре родного края. А эта любовь, в свою очередь, станет неотъемлемой частью души ребёнка.

Тот факт, что любой край, область и даже небольшая деревня неповторимы, не вызывает сомнения. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Родилась я здесь, на Рязанщине, и могу сказать, что очень люблю свою малую родину. Я стараюсь больше познать её и стремлюсь развить это желание в наших детях. Через свои занятия по изобразительной деятельности я помогаю сформировать у них представление о том, чем славен их родной край, испытать гордость за лучших людей и добрые чувства к своей малой родине, а также развить интерес к декоративно-прикладному искусству. Достичь этого мне представляется возможным через использование огромного многообразия разноцветных узоров в кружевоплетении и вышивке Михайловских мастериц - наших землячек, ведь они черпали вдохновение из окружающего многоцветья лугов и полей родной природы.

Так и определилась тема моей работы: "Ознакомление детей подготовительной группы с декоративно-прикладным искусством родного края". В её основу было положено декоративное рисование, т. к. я убедилась в том, что оно помогает развить творческие способности наших будущих школьников, подготовить их руку к письму и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.

Уже давно известно, что декоративно-прикладное искусство является ярким и доступным материалом для понимания детей. Возможно, потому, что исходит оно из самой "души" народа. Дети старшего возраста способны усвоить определённый объём знаний о родном крае, познакомиться с технологией изготовления кружева и вышивки, с предметами, необходимыми для работы; они способны видеть и понимать красоту изделий, уважать труд кружевниц и вышивальщиц.

Начиная работу по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края, а именно с Михайловским кружевом и вышивкой, я продумывала что именно целесообразней показать и рассказать своим дошкольникам. Мной был составлен тематический план занятий, где последовательно изложены мероприятия по работе с детьми, воспитателями Я регулярно пополняла свои знания из соответствующей литературы, побывала в Художественном и Краеведческом музеях нашего города. Также оформила мини-музей в изостудии, где представила предметы, необходимые для кружевоплетения и вышивки, изделия мастериц; обшила куклу, подобрала и изготовила дидактические игры: "Народные промыслы", "Придумай узор", "Найди вторую половину", "Кому что". Затем сделала подборку необходимых иллюстраций, фотографии кружев и вышивки, ксерокопии силуэтов русской одежды для каждого ребёнка. Продумала и нарисовала схемы и образцы для декоративного рисования, подготовила все необходимые изобразительные средства и кассеты с инструментальной народной музыкой. Сделала подборку фотооткрыток о родном городе.

Все вышеперечисленные средства очень помогли мне в обогащении художественно-творческих способностей детей. Их регулярное применение, на мой взгляд, повлияло на такие психические процессы как воображение и мышление, на эстетическое восприятие, а также эмоциональное отношение к предметам искусства. А без этих составляющих, как известно, не возможна ни одна художественно-творческая деятельность. Таким образом, дети с интересом рассматривали образцы и предметы искусства, брали их в руки, обменивались впечатлениями о том, что особенно понравилось, представляли и вели беседы со сказочным образом Марьюшки и куклы, которая приходила на занятия. Также дети размышляли над предлагаемыми схемами и композицией составления своих рисунков, стремились научиться сами что-то создать, выполнить в коллективной работе. А подобранная русская народная инструментальная музыка и песни помогали усилить восприятие, стимулировали деятельность детей.

При ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством родного края мной были использованы такие формы работы, как

- беседы по ознакомлению с родным городом, искусством кружевоплетения и вышивки;

- занятия по декоративному рисованию;

- рассматривание изделий в мини-музее.

В начале года была проведена диагностика, а также были продуманы критерии сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Результатом этого исследования явилось четкое понимание того, что знаний у детей очень мало, а навыки и умения требуют дальнейшего совершенствования.

Всю работу по изобразительной деятельности я старалась тесно связать с игрой, потому что считаю, что обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира, а события и ситуации также передаются в образной форме. Созданные ребёнком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают познавательную активность и интерес к деятельности. Поэтому я часто использовала куклу Марьюшку-рукодельницу. Она "приходила" к нам на занятия, "приносила" в своём сундучке предметы для рассматривания, присутствовала в моих сказочных историях. Дети выполняли для её работ эскизы кружев и вышивки, помогали, если у неё было много работы. Этот же метод был мной использован и на коллективных занятиях, т. к. он повышает эффективность коллективной деятельности. Игровую ситуацию использовала как в начале, так и во время проведения анализа детских работ.

Каждую тему занятия я старалась закрепить дидактическими играми (в большинстве случаев в группе, в свободное время, иногда на занятиях). Уточняя важные правила игры, привлекала тех детей, которые нуждались в особо тщательном закреплении знаний, элементов узоров, с которыми дети ознакомились на занятиях. Читали и вместе с ребятами обсуждали художественные произведения, рассматривали альбомы с иллюстрациями, выполняли задания по раскрашиванию силуэтов одежды, рисованию кружев, узоров и вышивки, делали свой альбом-ширму из лучших работ, которые выбирали и оценивали сами дети.

Во время занятий по декоративному рисованию, когда дети обучались и пытались овладеть необходимыми техническими приёмами, происходило одновременное развитие двигательных ощущений, а главное - мелкой моторики (что особенно важно для детей логопедической группы). Здесь шла прорисовка мелких элементов узора и отработка его ритмичности. Рисуя узор, дети учились "держать" линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора (прямые и наклонные линии, полукруг, дуга) напоминали им уже знакомые буквы.

Мои занятия включали в себя гимнастику для пальчиков (со словами и без них). "Колечко", "Симметричные рисунки", с шестигранным карандашом:

"У девочек и мальчиков

Карандашик в пальчиках.

Карандашик мы катаем

И ладошки разминаем".

Попутно, где это возможно, решала задачи развития связной речи у дошкольников (при рассматривании изделий, обогащения словарного запаса.

В процессе обучения декоративному рисованию для лучшего запоминания мной были использованы следующие методы и приё мы:

- сравнение элементов узора и различных вариантов композиции;

- показ последовательности рисования;

- упражнение в изображении новых (или сложных) элементов узора;

- схемы (научила ими пользоваться, находить их элементы в образце кружева или вышивки, соблюдая, насколько это возможно, симметрию и последовательность).

Узоры выполняли сначала фломастерами, затем переходили к более сложному - краскам и кисти. Дети знакомились и научились рисовать такие элементы кружева, как "павлинка", "мысок", "паучок", "сеточка прямая и наскоком", "листики", составляя их из дуг, прямых и наклонных линий ("ёлочка" и "веер", мазков. Для вышивки ритмично чередовали геометрические узоры (ХХХ, квадрат, круг, ромб, треугольник). Научились составлять из них композиции на разных геометрических формах, подбирая нужный цвет, чередуя в определённой последовательности.

Большинство детей продуманно стоили свои композиции, стараясь достичь её оригинальности. Работы этих детей отличались особенной аккуратностью в исполнении элементов концом кисти. Было хорошо заметно, что дошкольникам очень нравится выполнять геометрические элементы вышивки на одежде (бумажных силуэтах, да они и сами говорят об этом. Очень хотелось бы приобрести подлинные предметы кружева и вышивки для детального рассматривания с детьми на занятиях. Мне представляется это очень важным приёмом при ознакомлении детей с народным искусством родного края (к сожалению, они слишком дороги для приобретения, да и не всегда возможно найти их в продаже - в этом я испытывала большие трудности).

Во время занятий-выставок достаточно важным мне показалось научить рассматривать изделие так, чтобы дети впоследствии смогли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого мной был использован приём сравнения - Михайловского и Вологодского кружев. Конечно, у детей повышался уровень восприятия, понимания средств выразительности. Все эти навыки закрепляли через дидактическую игру "Народные промыслы". Думаю, мне удалось достигнуть замечательных результатов, привить и сохранить интерес к декоративному рисованию.

Анализируя вместе с детьми в конце занятия их работы, невозможно относиться к их труду без особого трепета и бережливости. Поэтому совсем несложным мне представляется привлечь детей в доброжелательной форме отметить, что удалось их товарищам, а что не очень, какие моменты ещё требуют их пристального внимания. И, разумеется, похвалить своих воспитанников за их труд, ведь способности у них разные. Заходя в группу, было очень приятно видеть, как дети раскрашивают узоры на одежде кукол из бумаги, а потом несут их домой, родителям - поделиться впечатлениями и продемонстрировать своё умение в рисовании. Надо отметить, что и родители всегда активно интересуются работами своих детей. Через детей я привлекла их внимание к нашей общей с ними задаче - воспитанию любви к родному краю : помещала рекомендации в уголок для родителей, вносила ширму о старшей кружевнице Д. А. Смирновой, организовывала выставки детских работ по декоративному творчеству.

На каждом из своих занятий я искренне старалась донести до понимания детей уважительное отношение к труду народных мастериц, воспитывала чувство гордости за родной край : ведь нигде в мире нет такого кружевоплетения, как у нас! Люди, приезжая из разных стран, дивятся поистине сказочной красоте Михайловских узоров. Кому, как не подрастающему поколению, беречь и стараться сохранить это?

Анализируя свою работу, я прихожу к выводу, что предложенный материал был доступен и понятен детям. Они охотно справлялись с моими заданиями по декоративному рисованию, овладевали различными способами деятельности и применяли их в своих работах, проявляли подлинный интерес к увиденному и услышанному об искусстве родного края, развивали своё эстетическое восприятие, воображение и мышление. Как результат - дети улучшили и пополнили объём своих знаний, художественно-творческих способностей.

Изучая различный материал по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края, особенно интересной мне показалась программа О. А. Соломенниковой под редакцией Т. С. Комаровой и В. В. Гербовой "Радость творчества". Сразу появилось желание откликнуться и использовать её в своей работе. Считаю, что это интересно, близко и доступно пониманию детей.

Общий подход к проблеме, а также творческие методы вышеперечисленных авторов созвучны, как мне кажется, взглядам Д. С. Лихачева: как известно, этот знаменитый ученый не раз подчеркивал значение среды обитания человека, выделяя в ней природную и культурную её составляющие. Он писал: "Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы".

Фото №1 Нравственно патриотическое воспитание нравственного и интеллектуального воспитания
Публикации по теме:

Консультация «Ознакомление детей с мордовским народным костюмом» В середине 19 века народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы. И если мужская и повседневная женская.

Квест для детей младшего дошкольного возраста «Ознакомление дошкольников с деревьями родного края» Цель данного квеста: распространение знаний и информации о растениях (в частности деревьях, которые растут рядом, инновационных продуктах.

Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.

Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством» «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

Ознакомление дошкольников с трудом родного края. Коневодство Образовательные задачи: познакомить детей с профессиями людей своей малой Родины, особенностями этих профессий, их значением. Развивающие.

Ознакомление с историей родного края в подготовительной группе .

Паспорт проекта «Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством»Паспорт проекта «Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством» Актуальность. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Программа по самообразованию на тему: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края .

Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группеЗанятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 23:25
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД