Папки-передвижки

Программа «Приобщение дошкольников к традициям родного края»

АННА ТЕПЛОВА
Программа «Приобщение дошкольников к традициям родного края»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«институт развития образования Сахалинской области»

Программа

«Приобщение дошкольников к традициям родного края»

Выполнила:

Теплова Анна Германовна

Воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение детский сад

«Улыбка»

Г. Долинск

Долинск

2018

Содержание

Публикация «Программа „Приобщение дошкольников к традициям родного края“» размещена в разделах

Программа «Приобщение дошкольников к традициям родного края»

Введение

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей.

Представленная в данной работе программа приобщения дошкольников к традициям родного края путем введения этнокультурного сахалинского компонента в воспитательно-образовательный процесс является моделью реализации вариативной части ДО.

Содержание программы нацелено на формирование у детей дошкольного возраста норм и правил жизнедеятельности на основе исторически сложившихся традиций Сахалинского края.

Программа направлена на освоение общечеловеческих ценностей посредством приобщения к народной культуре, имеющей широкий спектр этнопедагогических форм воспитания и обучения. Обращение к культурно - историческому прошлому своего народа - важный момент в воспитании подрастающего поколения. Тема Сахалина с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором обладает уникальными развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе развития программы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения данной программы, помогут им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.

Реализация данной программы поможет воспитанию человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру современного общества.

Пояснительная записка

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике. Тема Сахалина с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором обладает уникальным развивающим и мощным воспитанием потенциалом, который удачно реализован в программе дополнительного образования «приобщение дошкольников к традициям родного края».

Цель программы : освоение детьми дошкольного возраста норм и правил жизнедеятельности на основе приобщения к исторически сложившейся традиционной культуре Сахалинского края.

Задачи программы :

Формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления с культурно – историческим наследием Сахалинского народа;

Приобщать к духовно – нравственным ценностям своего народа;

Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

Прививать интерес к культуре сахалинского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

Создать условия для творческого развития детей.

В основе данной программы лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демографического гражданского общества на основе толерантности и диалога культур;

Разнообразие организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

Духовно – нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; все чаще в поведении детей и подростков наблюдаются проявления бездуховности, безнравственности. В связи с распространением в современной жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания толерантной, духовно – нравственной личности. С другой стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Данная программа отвечает современным тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурно – историческим ценностям родного края, способствуя формированию основ духовно – нравственной личности.

Новизна данной программы состоит в том, что реализация этнокультурного компонента осуществляется на материале традиционной культуры Сахалинского края. В программе представлен синтез основных направлений, целостно отражающих ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои. Каждое направление включает в себя разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, изобразительную, музыкальную.

Педагогическая целесообразность программы объясняется организацией целостного процесса приобщения детей дошкольного возраста к культурно – историческому наследию Сахалинского края. В доступных для дошкольников форме происходит «погружение» в тему. Такой метод дает детям возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог, позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для дошкольников. Углубленное изучение материала через собственную практическую деятельность способствует сохранению на занятиях высокой творческой активности и познавательного интереса детей.

Специфика данной программы заключается в большом объеме познавательной информации, музыкального и устного фольклорного материала, не связанного с реальной средой развития городского ребенка. Поэтому важная роль в реализации программы отводится созданию специальной развивающей среды: оформление юрты где жили коренные народы Сахалина, где представлены подлинные предметы быта и прикладного искусства, фотографий, родного города, их природных достопримечательностей. Целесообразно повесить карту родного края, куда по ходу реализации программы можно приклеивать значки – символы.

Данная программа разработана с учетом современных педагогических технологий, которые отражаются:

В принципах воспитания и обучения (доступность изложения теоретического материала, наглядность подачи практического материала, учет психофизических и возрастных особенностей детей, преемственность традиционных и современных форм обучения);

Форма обучения (интегрированные занятия, викторины, конкурсы, экскурсии);

Методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения);

Средствах воспитания и обучения.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-7 лет, родители, сотрудники детского сада.

Срок реализации программы 5 лет

Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить дошкольников в различные виды деятельности по освоению традиционной культуры родного края : фронтальное занятия, индивидуальные занятия, экскурсии, беседы, самостоятельная деятельность детей в группе и дома, совместная деятельность воспитателя с детьми, совместная деятельность родителей с детьми, праздники и развлечения.

Режим занятий: занятия проводятся в рамках кружковой работы 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия в зависимости от возраста детей.

Ожидаемые результаты освоения программы : Воспитанник будет знать свое имя, отчество, адрес, название своего города, села, страны, названия распространенных деревьев и кустарников, животных и птиц, некоторые лекарственные растения Сахалинского края. Блюда традиционной кухни и их ингредиенты, детали традиционного костюма и их символику. Особенности жилища коренного народа, внутреннее устройство. Виды и продукцию ремесел, обряды и традиции, связанные с воспитанием ребенка в семье. Наиболее важные православные и календарно – обрядовые праздники, их смысл и значение.

Воспитанник будет уметь:

Показывать на карте территорию Сахалинской области, местоположение родного города.

Передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, рассказах, поделках.

Рассказывать о своей семье, ее традициях, ближайших родственниках.

Составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях коренного народа Сахалина.

Правильно надевать традиционный костюм.

Рассказывать сказки, используя отдельные диалектные слова и манеру сказочного повествования.

Воспитанник будет способен проявлять интерес к историческому прошлому родного края, города, его традиционной культуре, задавать вопросы в ходе тематической экскурсии в краеведческом музее, беседы, при прослушивании произведений устного народного творчества.

Воспитанник сможет участвовать в народных праздниках и развлечениях, театрализованных представлениях, ярмарках.

Воспитанник сможет использовать моральные ориентиры, почерпнутые из народной мудрости, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».

Работа с родителями: Освоение данной программы предполагает тесное взаимодействие с семьей. Семейные поездки в заповедные уголки родной природы, на концерты народных коллективов. Знакомства с семейными легендами, фотографиями, реликвиями, участие родителей в праздниках, играх, в изготовлении костюмов – все это способствует развитию преемственности семьи и детского сада, является условием создания атмосферы сотрудничества в процессе приобщения дошкольников к народной культуре.

Поэтому родителей приглашают на занятия, где им рассказывают о культуре и истории нашего края, вместе с ними оформляют папки передвижки, организовывают совместные выставки и экскурсии, готовят праздничные мероприятия. Совместное переживания взрослых и детей сближают семьи.

Программа включает в себя комплексно – тематическое планирование, примерные конспекты занятий, бесед, развлечений, музыкально – игровой фольклор, что способствует оптимизации воспитательно – образовательного процесса.

Перспективное планирование

ноябрь

3

«Как у нашего кота»

Знакомить с обитателем избы – котом Валькой. Учить потешку «Как у нашего кота». Развить интерес к малому фольклору

декабрь

4

Русская матрешка

Знакомить с народной игрушкой – матрешкой. Ввести в активных словарь слова: матрешка, расписная, деревянная.

январь

5

«Маша варежку надела»

Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок.

февраль

6

«Приди весна, с радостью»

Знакомство со временем года – весной, ее особенностями, используя заклички, загадки, приметы.

март

7

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

Знакомить с предметами быта в избе, их названием и значением, с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширять словарный запас.

Апрель-май

Средняя группа

«Деревянный человек»

Формировать интерес к прикладному искусству – деревянной игрушке.

октябрь

«Волшебная дудочка»

Знакомить с музыкальными инструментами. Учить различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовые – и звучанию.

ноябрь

«Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить с нарядами коренных народов Сахалина. Развить ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.

декабрь

«Эх вы лапти мои, лапти липовые»

Формировать потребность в познавании рукотворного мира. Развивать связную речь

январь

Теремок

Знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

февраль

Спортивный досуг «Легенды народа Севера».

Спортивные состязания с привлечением родителей

март

Народная игрушка кукла - самоделка

Знакомить с процессом изготовления куклы –самоделки. Расширить интерес к народной игрушке, желание самому изготовить игрушку.

апрель

Старшая группа

Мой город, мой дом, моя семья.

Географическое расположение города. Герб. Флаг. Знание, что город - это результат труда людей разных профессий. Чем знаменит наш город. Расширить знание о социальных объектах. Закрепить знание названий улиц.

октябрь

Моя область, Сахалинская область.

Познакомить с районами Сахалинской обл. О чём может рассказать герб каждого района. Чем знаменит наш край. Достопримечательности г. Южно-Сахалинска.

ноябрь

Охотское море, Татарский пролив

Развивать умение ориентироваться на карте и глобусе при нахождении Сахалина. Различать по цвету и находить море, реки и озёра. Расширить знание о животном и растительном богатстве моря и рек Сахалина. Развивать умение отображать свои знания в творческих работах.

декабрь

Растительный мир Сахалина.

Знакомство с особенностями растительности Сахалина. Географические характеристики суши. Различать на карте по цвету изменения растительности. Расширить знание о ядовитых и опасных растениях, лекарственных растениях. Реализовывать свои знания в художественном творчестве.

январь

Животный мир.

Обогащать знания об особенностях животного мира Сахалина. Каких животных можно встретить в лесу. Красная книга. Охраняемые животные. Воспитывать умение участвовать в акциях и конкурсах по защите животных. Умение воспроизводить знания в спектаклях, театрализованных играх.

март

Интегрированная физкультурная деятельность на тему «Путешествие к сахалинским охотникам»

Спортивные состязания с привлечением родителей

апрель

Подготовительная группа

Устное народное творчество – сказки, легенды, праздники.

Знакомить с устным творчеством коренных народов Сахалина.

октябрь

Календарно – обрядовые праздники.

Ознакомить детей с традиционными обычаями и обрядами, развить художественно – творческие способности, прививать любовь и уважение к предкам, их быту. Воспитывать уважение к традиционной культуре своего края.

ноябрь

Традиционная кухня коренных народа Сахалина.

Приобщать детей к культуре, быту. Ознакомить с традиционными блюдами кухни, воспитать желание быть трудолюбивыми, умелыми, помогать взрослым.

декабрь

Семейный уклад коренных народов Сахалина.

Ознакомить детей с семейным укладом. Формировать ценностные представления о семейных отношениях, воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи.

январь

Посещение краеведческого музея в г. Южно-Сахалинске.

Развить у детей познавательный интерес.

февраль

Одежда коренных народов Сахалина

Формировать представление детей о традиционном костюме, символике его цвета и деталей.

март

«Человек влюбленный в Сахалин»

Выпуск альбома.

апрель

Список использованной литературы.

Ботякова, О. А. Российский этнографический музей – детям: методическое пособие для педагогов дошкольного образовательных учреждений \ О. А. Ботякова, Л. К. Зязев, С. А. Прокофьева. – СПб. : детство – Прес, 2001.

Ботякова, О. А. Солнечный круг: детский народный календарь : в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений / О. А. Ботякова. – СПб. : Детство – Пресс, 2004.

Волохова, Н. Н. Л. О. Тимофеева, Т. В. Тимофеева, приобщение дошкольников к традициям родного края : конспекты занятий \ арт. -сост. Л. О. Тимофеева – Волгоград: Учитель, 2016. – 173 с.

Затямина, Т. А. проектная технология в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Затямина, Л. О. Тимофеева // Учебный год. – 2008. -№4.

Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников \ Н. Г. Данилина. – М. : Аркти, 2003.

Кокулева, Л. В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа : методическое пособие/ Л. В. Кокуева. – М. : Аркти,2005.

Тихонова, М. В. Красна изба: знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада\ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. – СПб. : Детство – Пресс, 2004.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к культуре, искусству и традициям русского народа посредством различных видов деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка».

Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь,.

Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии»Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Добрый день уважаемые коллеги. Современное поколение, мало знает о русской народной культуре. Проблема духовно-нравственного воспитания.

Фотовыставка «Красота родного края глазами дошкольников и их родителей»Фотовыставка «Красота родного края глазами дошкольников и их родителей» В сердце каждого взрослого человека бережно хранятся воспоминания из детства: поляна, наполненная запахом земляники, тропинка, ведущая к.

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Культура родного края» Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования города Иркутска «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 5»Рабочая дополнительная общеразвивающая.

Отчет о работе по первой годовой задаче по теме «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края»Отчет о работе по первой годовой задаче по теме «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края» Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории и культуре родного края» «Любить свой край, знать его богатства, его историю.

Ознакомление дошкольников с трудом родного края. Коневодство Образовательные задачи: познакомить детей с профессиями людей своей малой Родины, особенностями этих профессий, их значением. Развивающие.

Презентация «Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям» «Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям»Мы живем в интересное и сложное время,.

Программа по самообразованию на тему: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края .

Экологическое воспитание дошкольников «Природа родного края» Статья «Природа родного края» посвящена экологическому воспитанию детей в детском саду. Мы живем в России: У нас леса густые, У нас березы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Приобщение дошкольников к традициям родного края»
Опубликовано: 16 января 2019 в 05:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД