Эльвира Попова
Проект тематического дня «Толерантным будь, мой друг!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Формировать у детей толерантные отношения, уважения между детьми разных национальностей. Воспитывать чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе.
Задачи проекта :
- Учить доброжелательно относиться к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
-- Формировать знания о многонациональности нашей страны;
- Развивать у детей знания о народах, проживающих в России;
Публикация «Проект тематического дня „Толерантным будь, мой друг!“» размещена в разделах
- День толерантности, 16 ноября
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Активизировать и обогащать словарь детей словами: «толерантность», «вежливость», «добро», «дружба», «примирение» и т. д. ;
- Воспитывать дружеские отношения, уважение к культуре различных народностей, терпимость к людям независимо от их национальной принадлежности, языка и вероисповедания;
- Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии музыки и игр различных народов;
Подготовила и провела:
воспитатель группы «А»
общеразвивающей направленности
для детей от 4 до 5 лет
Попова Э. М.
МБДОУ ДС «Росинка№12»
Ноябрь, 2018г.
Участники проекта :
Дети всех возрастных групп, воспитатели, родители
Вид проекта :
Практико – ориентированный
Срок реализации проекта : краткосрочный (один день)
Актуальность проекта :
Уже в раннем детстве ребенок начинает постигать сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми. Поэтому воспитывать толерантность нужно с дошкольного возраста. В общении со сверстниками дети учатся взаимному доверию и уважению, общению на равных, овладевают на практике моральными нормами поведения.
Вопрос формирования благоприятного климата в группе, дружелюбных и уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - ещё недостаточен и поэтому является актуальным для педагогов нашего дошкольного учреждения.
Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста.
Цель проекта : Формировать у детей толерантные отношения между детьми разных национальностей, развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации.
Задачи проекта :
Учить доброжелательно относиться к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
-- Формировать знания о многонациональности нашей страны;
- Развивать у детей знания о народах, проживающих в России;
- Активизировать и обогащать словарь: «толерантность», «вежливость», «добро», «дружба», «примирение» и т. д. ;
- Воспитывать дружеские отношения, уважение к культуре различных народностей, терпимость к людям независимо от их национальной принадлежности, языка и вероисповедания;
Продукт реализации проекта :
- изготовление сувениров-подарков для детей других групп.
- рисование раскраски «Матрешка»
- создание альбома «На огромной планете живут такие разные и добрые дети!»
- выставка совместного творчества рисунков детей и родителей «Дети нашей планеты» :
- рисование «Как провел этот замечательный день»
Практическая значимость проекта (ожидаемый результат) :
Данный проект позволит воспитать свободную творческую личность, способную ориентироваться в современном мире и согласии со всеми народами.
Проект помогает педагогам раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей, населяющих Россию, их обычаях, традициях, фольклоре.
Сформированы у детей игровые умения, всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное).
Организованная работа с родителями, будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, толерантности друг другу.
Алгоритм реализации проекта
Мероприятия Группы
Утро:
Рассказ, беседа: «Как и чем можно порадовать своих друзей»
Цель: научить замечать состояние других людей и быть готовым оказать им помощь; воспитать гуманное отношение ко взрослым (сопереживание).
Игра с пальчиками «Мама, папа, я – дружная семья»
Цель: приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев, развивать дружелюбие, уважение к близким людям.
Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы» Цель: формировать представление детей о настоящем друге; воспитывать желание делиться, не жадничать.
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо… Зачем?. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зё рнышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы!
Вопросы для обсуждения:
Кто главные герои сказки?
Кого из них можно назвать настоящим другом и почему?
Чему учит эта сказка?
С/р игра «Детский сад», игра «Найди друга»
Цель: научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.
Прогулка:
КГН: Напомнить детям, что нужно аккуратно снимать и складывать одежду.
Цель: формировать умение детей навыков самообслуживания и взаимопомощи при раздевании.
Наблюдение за людьми, которые гуляют всей семьей
Цель: обратить внимание детей на теплые, дружные взаимоотношения людей, проявление заботы и внимания друг другу.
П. и. : «Мы — веселые ребята».
Цель:- четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры;
• согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Догони меня».
Цель: - формировать умение быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
•
Вечер:
Просмотр мультфильма: В. Катаева «Цветик -семицветик» Цель: воспитывать чувство сострадания к другому человеку, сочувствие, желание ему помочь, толерантность.
Творческая мастерская: лепка: изготовление сувениров-подарков для детей других групп.
Цель: развивать интерес к лепке, развивать мелкую моторику рук, вызвать радость от совместного творчества.
Экскурсия в соседнюю группу. Вручение сувениров-подарков, сделанных своими руками.
Настольная игра «Букет для друга» (мозаика)
Цель: вызывать желание сделать приятное другу, желание сотрудничать.
Работа с родителями: Обновление информационного стенда на тему: «Воспитание добрых чувств у дошкольников».
Младший дошкольный возраст
Утро:
Беседа с детьми «Скажи мне, кто твой друг»
Цели: формировать представление детей о важности дружеских
взаимоотношений; развивать диалогическую речь детей;
воспитывать внимательное, заботливое отношение к сверстникам.
Ресурсный круг «Доброе утро!»
Цель: настрой на положительный тон; сплочение детского коллектива.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет и «Добрый день»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!
Доброе утро!
Просмотр презентации «Что мы знаем о народах России»
Цель: познакомить с особенностями национального состава России (рассматривание национальных костюмов разных народов, чем различаются народы России и что связывает их в единство);
Словесная игра «Кто больше скажет добрых слов» (в круге с мячом) Цель: стимулировать развитие речевого общения;
активизировать словарь детей, воспитывать доброжелательность; обратить особое внимание на слова «друг», «дружба», «дружить».
Разыгрывание мини-сцен «Поделюсь с другом!» Цель: формировать умений делиться игрушками;
вызвать у детей чувство радости и гордости за свои добрые поступки.
Чтение стихотворения: О. Варникова
Мне сегодня хочется сказать,
Что такое дружба в мире нашем,
Чтобы каждый смог ее принять,
Осознать, что нету дружбы краше.
Дружба – это фея доброты,
Дружба – это фрейлина надежды,
Дружба много выше суеты,
Ей пренебрегают лишь невежды!
Дружба нам дарует тех людей,
Ведь с друзьями вдвое веселей,
Втрое безопасней и надежней,
Вчетверо с друзьями мы смелей,
Впятеро к врагам мы осторожней!
Цель: воспитывать у детей чувство глубокого уважения к народам проживающих на территории РФ; чувство дружбы и взаимопонимания.
Словесная игра: «Комплимент»
Цель: воспитывать гуманные и доброжелательные отношения между детьми различных национальностей.
Прогулка: Наблюдение за людьми, которые гуляют всей семьей.
Цель: обратить внимание детей на теплые, дружные взаимоотношения людей, проявление заботы и внимания друг другу.
Чтение стихотворения «Жадный Егорка»
Цель: продолжать развивать желание делиться игрушками;
учить договариваться; развивать коммуникативные навыки;
воспитывать взаимовыручку, доброжелательность.
Во дворе кричит Егорка:
— Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой! Лопатка, лейка!
Не пущу! Моя скамейка!
Ничего не надо брать!
Я хочу один играть!
Во дворе грустит скамейка.
Рядом мяч, лопатка, лейка.
Во дворе скучает горка…
И стоит один Егорка!
Игра «Пирамида дружбы»
Цель: сплочение детского коллектива.
— Каждый из нас кого-то или что-то любит, кто-то с кем-то дружит. Давайте построим пирамиду любви и дружбы. (Дети кладут руки сверху друг другу.) Пирамида растет …
Подвижная игра «Огуречик»
Цель: формирование умений играть коллективно, дружно; развитие дружеских взаимоотношений.
Вечер:
Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, альбомов: «Я и другие народы»
Цель: расширение представлений и знаний о культуре других народов, осознание себя как активного участника межнационального общения, развитие способности к диалогу и сотрудничеству в межнациональном общении.
Заучивание пословиц и поговорок о дружбе: «Младших надо защищать», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и т. д.
Чтение сказки: Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», Р. Киплинга «Слоненок»
Цель: объяснить детям на основе сказки, что если человек другой, это не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения, воспитывать толерантное отношение к другим людям, доброжелательность.
Продуктивная деятельность: Рисование раскраски «Матрешка»
Цель: развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к игрушкам русского народа.
П/ и:. Игра «Друг без друга нам нельзя»
Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способность видеть позитивное в другом; способствовать преодолению нерешительности, скованности; оптимизировать взаимоотношения.
Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Последние, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия (перешагивают через кубики, подлезают под гимнастическую палку).
Работа с родителями: выставка совместного творчества рисунков детей и родителей «Дети нашей планеты» :
Средний дошкольный возраст
Утро:
Беседа с рассматриванием картинок на слайдах «Мы разные, но мы дети одной планеты» (показ мультимедиа)
Цель: познакомить детей с разными национальностями народа, формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.
Игровое упражнение «Слушайте внимательно!»
Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.
Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.
Поднимите руки вверх те, у кого темные волосы.
Поставьте руки на пояс те, у кого светлые волосы.
Попрыгайте те, кто любит на улице гулять.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.
С/р игра «Бюро добрых дел»
Цель: развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.
Игра с телефоном (любая тема)
Цель: научить вежливо разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей; развивать диалогическое общение.
Д/и «Оцени поступок»
Цель: развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку.
Заучивание пословиц о дружбе: Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши и т. д.
Чтение художественной литературы Л. Толстого «Два товарища»
Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать выразительную речь.
Прогулка:
Экскурсия. Учимся радоваться природе. Цель: учить детей радоваться окружающему миру (природе, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.
Рисование палочкой на снегу на тему: «Хорошее настроение».
П/ и: «Мы дружные ребята»
Цель: совершенствовать координацию движения и ловкость, формировать умение творчески развивать сюжет игры. (дети проползают на животе по буму, встав на землю, подпрыгнуть и коснуться сосульки).
Вечер:
Продуктивная деятельность: рисование «Как провел этот замечательный день»
Цель: развивать творческое воображение; аналитическое мышление и самостоятельность; желание доводить начатое дело до конца.
Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Хорошо – плохо»
Цель: развивать внимание, усидчивость; учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.
Обсуждение ситуации с детьми «На катке» В. Осеева
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
– Я нечаянно… – сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
– Коленку…
Сзади раздался смех.
“Надо мной смеются!” – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
– Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.
– Иди к нам! – позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Что скажете? Почему сложилась такая ситуация? А как вы поступили бы в этом случае?
Работа с родителями: Привлечь родителей к созданию совместно с детьми творческого альбома «Наши добрые дела»; изготовлению «Дерева самых вежливых слов».
Старший дошкольный возраст
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду, Москва, 2005г.
2. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду», Москва, 2011г.
3. Скоролупова Т. М. «Игра – как праздник», Ростов- на – Дону, 2013г.
4. Кениман А. В. Детские подвижные игры «Просвещение», Москва 2000г.
5. Черенкова Е. А. «Уроки этикета и вежливости для детей» М. : ООО Издательство «Дом XXI век», 2006г.
6. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград,2012.
Анализ проекта
Тематического дня «Толерантным будь, мой друг!»
от 16 ноября 2018года
С целью обогащения педагогического опыта в осуществлении толерантного подхода к воспитанию дошкольников был проведён проект тематического дня «Толерантным будь, мой друг!».
Цель проекта : Формировать у детей толерантные отношения между детьми разных национальностей, развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации.
Задачи проекта :
Учить доброжелательно относиться к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
-- Формировать знания о многонациональности нашей страны;
- Развивать у детей знания о народах, проживающих в России;
- Активизировать и обогащать словарь: «толерантность», «вежливость», «добро», «дружба», «примирение» и т. д. ;
- Воспитывать дружеские отношения, уважение к культуре различных народностей, терпимость к людям независимо от их национальной принадлежности, языка и вероисповедания;
Практическая значимость тематического проекта состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить детей, родителей толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Данный проект позволит воспитать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире и согласии со всеми народами.
Организованная работа с родителями, будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, толерантности друг другу, а также воспитание гордости к своей стране, народу.
Методы работы:
Беседа, игра, упражнения, работа в группах, творческие задания.
Участники проекта :
Дети всех возрастных групп, воспитатели, родители
При реализации проекта с детьми, родителями увидели следующие результаты:
- понимания и формирования толерантного отношения друг к другу;
- развития терпимости и уважения к разным людям;
- формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;
- умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;
- развития творческого потенциала.
Сформированы у детей игровые умения, всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное).
Для успешного и результативного проведения проекта тематического дня педагог создал позитивную установку на сотрудничество, обеспечивая эмоциональный комфорт, актуализировал мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставил возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Вывод: проект способствовал творческой активизации детей, родителей, позволил систематизировать методы, приёмы, формы работы в данном направлении, проявил профессиональную компетентность в вопросах толерантного воспитания. Наработанный опыт педагога с детьми и родителями будет совершенствоваться в дальнейшем.