Валентина Пахарукова
Проект «Тестопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, поделках, рисунках, рассказах. Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении ребенка, преобразуется в его думах, открывает большие возможности для развития его творческого потенциала.
Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках, а это происходит в дошкольном возрасте, поэтому очень важно не упустить эту возможность и расширить способности ребенка. Поначалу ребенок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, потом появляется очевидный дефицит истинного опыта и дефицит пропадает, ребенок становится обладателем «непережитого» опыта. Чтобы этого не случилось, ребенок должен передать свои впечатления и воплотить их в своей деятельности, а именно, в продуктивной деятельности необходимо сформировать умение быть не только восторженным зрителем, но и маленьким художником, способным понять, как это сделано (средства выразительности, и перенести в собственную продуктивную деятельность, способное творчество.
Публикация «Проект „Тестопластика“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Учитывая все вышеизложенные факторы, напрашивается вывод:
Дошкольный период - один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что «именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя». Это побудило начать целенаправленную работу по развитию творческих способностей через продуктивную деятельность, а в частности через тестопластику.
Тестопластика была выбрана мною не случайно. Как искусство она имеет давние традиции у славянских народов. Лепить из соленого теста – увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. Соленое тесто имеет преимущества перед глиной и пластилином: мука, соль и вода – это самые доступные материалы. Соленое тесто пластично, оно не так пачкает руки, как глина, и не тает и не застывает, как пластилин, что немаловажно в работе с детьми, имеющими выраженные нарушения всех компонентов речевого развития, и как следствие недоразвития мелкой моторики рук. Кроме того, они испытывают ряд специфических трудностей – страдают и процессы, тесно связанные с речевой деятельностью. Внимание характеризуется снижением концентрации. Для любого вида деятельности характерна повышенная отвлекаемость. Дети испытывают затруднение в установлении причинно-следственных связей. Память, особенно слуховая, характеризуется низким объемом, кратковременностью. Страдает моторная сфера, отмечаются нарушения координации, неловкость движений, слабая двигательная память. Использование тестопластики позволяет активизировать познавательную и речевую деятельность детей, закрепить лексический материал, развивать двигательную сферу, способствовать развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятию излишнего эмоционального напряжения. Кроме того, разнообразные занятия разовьют самостоятельность у детей, помогут перенести свои впечатления в создаваемых объектах, овладевают приемами лепки из теста, а самое главное, позволят развить такие качества личности, как трудолюбие, толерантность, умение доводить начатое дело до конца.
Заинтересовавшись этой проблемой, разработала художественно-познавательный проект «Тестопластика», дающий ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Цель проекта :
Развитие личности ребенка, способного создавать фигуры окружающего мира в нетрадиционной технике - тестопластике.
Задачи:
1) Образовательные:
• Ознакомление с исходным материалом - соленым тестом;
• Ознакомление с способами и приемами лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, примазывание, отщипывание, вырезание формой, стекой);
• Овладение основами, умениями работы из целого куска, отдельных частей создавать образы;
• Формирование умений выполнять действия по образцу, словесной инструкции, по схеме;
• Овладение умениями применять полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности.
2) Развивающие:
• Развитие познавательных способностей детей, творческого мышления;
• Формирование способности к творческому раскрытию;
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
• Развивать коммуникативные навыки;
• Развитие способности к самостоятельному методов и приемов выполнения, поиску новых решений в создании позиций.
3) Воспитательные:
• Воспитание интереса к лепке из соленого теста :
• Воспитание ответственности при выполнении работ;
• Соблюдение правил техники безопасности;
• Стремление к поиску;
• Понимание необходимости качественного выполнения работ;
• Воспитание уважения к индивидуальным особенностям человека, традициям национальной культуры;
• Воспитание чувства близости и общности с природным и рукотворным миром;
• Воспитание интереса у семей воспитанников к участию в проекте.
Участники проекта :
• Воспитанники старших логопедических групп (возраст 5-7 лет)
В основу проекта положены принципы :
• принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
• принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
• принцип развивающего характера художественного образования;
• принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
• принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
• принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
• принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Ожидаемые результаты:
• повышать стойкий интерес к занятиям тестопластикой;
• уметь планировать свою деятельность по изготовлению изделия, сюжетных композиций;
• создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая способы лепки, приемы декорирования образа;
• рационально использовать материалы;
• правильно пользоваться стеками;
• использовать приобретенные навыки и умения в свободной художественной деятельности
Связь с другими образовательными областями:
«Физическое развитие» развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Социально-Коммуникативное развитие» развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского
взаимодействия «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во всех видах продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности
«Познавательное развитие» сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
«Художественно-эстетическое развитие» использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Речевое развитие» использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.