Получи документы

Проект «Традиции и культура Донского края»

Наталья Лаврова
Проект «Традиции и культура Донского края»

«Традиции и культура Донского края»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32»

Проект

Название: «Традиции и культура Донского края».

Вид: групповой, познавательно – информационный, познавательно – творческий.

Возрастная группа: подготовительная группа №8.

Состав участников: дети, воспитатель, музыкальный руководитель,

и родители группы

Разработчики:

Воспитатель I квалификационной категории Лаврова Н. В.

Публикация «Проект „Традиции и культура Донского края“» размещена в разделах

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Хренова О. Г,

Срок реализации: 13.04.2021г. - 14. 05.2021г.

г. Таганрог 2021г.

Цели проекта : Продолжать знакомить детей с Донским краем, своеобразием жизни людей на Дону, с женским и мужским казачьим костюмом. Создание условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, экологическое и патриотическое развитие дошкольников осуществляется через воспитание у детей интереса и любви к казачьей культуре, народному творчеству, особенностям традиций казачьей одежды; сформировать представления детей об одежде казаков посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Актуальность проекта.

Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников.

В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.

Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в ДОУ, что помогает правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. Эти ориентиры дети могут найти в истории родного края, истории народа. А поскольку история Ростовской области тесто связана с казачеством, то изучение быта, обычаев казаков, головных уборов, одежды является благодатным материалом для воспитания интереса к прошлому своей земли, к культурным традициям своего народа, любви к Родине.

Постановка проблемы:

В ходе диагностической беседы нами были выявлены следующие проблемы: дети не называют элементы казачьего костюма. Имеют бедный словарный запас. Чтобы устранить эти проблемы, мы решили разработать проект по теме : «Казачий костюм».

Задачи:

- Развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой родины. - Знакомство с культурой, бытом, традициями Донского края, приобщение к народной культуре.

- Формирование чувства гордости за свой город, край и его людей.

- Воспитание любви к малой родине и гордости за свой край.

- Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.

- Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

- Познакомить детей и их родителей с традициями костюма казака и казачки, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.

- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

- Обогащать словарный запас дошкольников. развивать интерес к донским праздникам, особенностям казачьего характера (желание быть воином, трудоспособным, радушным, гостеприимным, заботливым хозяином);

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:

- Развивающий принцип – народная, казачья культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

- Принцип опоры на игровую деятельность как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров.

- Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс изучение традиций, обычаев и культуры Донского края.

- Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне.

- Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

- Принцип доступности и открытости, трансляция идей, форм методов работы по реализации программы по всем доступны информационным ресурсам

- Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, творческое воображение детей;

- Активизировать словарь детей по теме «Казачьего костюм

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса детей к казачьему костюму. Формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. Расширение и систематизация знания о национальном костюме казачки и казака. Создание условий, способствующих духовно-нравственному и патриотическому развитию детей, воспитание творческой личности. Пополнить словарный запас казачьими терминами. Повысить уровень знаний о одежде и быта казаков. Повысить уровень знаний одежды казаков. сформируются интерес к казачьей культуре, чувство гордости за собственную принадлежность к Донским казакам. Повышение уровня родительской активности в совместной деятельности

Этапы проекта :

I. Подготовительный:

-определение проблемы, цели, задачи проекта;

-изучение методической литературы;

-пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры картотеки: дидактических игр, пальчиковых игр);

-составление плана проектной деятельности.

II. Основной

- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

- Обсуждение проблемы, принятие задачи.

- Подбор и систематизация методической и художественной литературы, наглядных и дидактических пособий. Изучение методической литературы по проектной деятельности

ОО «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи: Продолжать учить играть всем вместе, создавать дружескую атмосферу со сверстниками. Расширять кругозор. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному дому, городу, Донскому краю, уважение к окружающим нас людям

Дидактические и развивающие игры: «Четвёртый лишний», «Назови слова», «Загадки - отгадки», «Подбери узор для костюма», «Подбери узор для головного убора», «Разукрась сафьяновые сапожки», «Узнай технику по узору».

«Подворье казака». Цель. Познакомить с подворьем казака Белгородской области; формировать интерес к истории родного края; развивать память, основы логического мышления.

«Курень казака». Цель. Познакомить с жилищем казака Белгородской области; формировать интерес к истории родного края; развивать память, основы логического мышления.

«Традиции казаков». Цель. Познакомить с основными традициями казаков; формировать интерес к истории родного края; развивать память, основы логического мышления.

Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «В донском курене», «Посиделки в казачьем стиле». «Несе Галя Воду» Цель: расширить знания детей о казачьей утвари, прививать навыки пользоваться старинной утварью.

Рассматривание иллюстраций о предметах быта, уклада жизни казаков, казачьих костюмов, военных походах, оружия казаков.

Настольные игры:

Игра «Выбери узор».

Игра «разрезные картинки»

ОО «Речевое развитие».

Задачи: Закреплять понятие «малая родина»; обогащать словарный запас детей новыми терминами – «шлычка», «зипун», «чирики», «папаха» и т. д. развивать связную речь.

Совершенствовать навык ведения диалога. Развивать поэтический слух, учить понимать образную речь.

Чтение художественной литературы: «Донская степь» М. Шолохов, «Донская степь в романе «Тихий дон»» М. Шолохов, «Легенды о травах», «Незнакомые насекомые» Д. Долинский и др.

Прослушивание диска «Донские сказки».

Чтение сказок П. Лебенко: «Петрусь-мальчонка русский», «Бисеринка», «Сказка о Чудище-заморском девице-красавице и серой волчице», «Игнатка», «Иван Светильник», «Про царскую дочь и козлёнка» и др.

Заучивание стихотворений: М. Авилова «Степь».

Разучивание пословиц и поговорок о родине, загадки.

Составление описательного рассказа по картине.

ОО «Познавательное развитие».

Задачи: Расширять и закреплять знания детей о родном крае, познакомить детей с историей возникновения Казачества. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине

Беседы на темы: «Хозяйкины помощники – предметы быта», «Как воспитывали казака (девочек и мальчиков», «Одежда мальчиков, девочек, казаков и казачек», «Сердце матери – лучше солнца греет (отношение казаков к женщине – матери)», «Казачье собрание» (заповеди казаков)», «Казачья кухня», «Казаки – люди вольные, «Военные походы», «Казачьи традиции, обряды», «Казачья символика».

Рассматривание альбомов: «Казачья одежда и головной убор», Отгадывание загадок: о лошадях.

Просмотр DVD о Казачестве

ОО «Физическое развитие».

Задачи: Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к народным играм, к активному здоровому образу жизни. Совершенствовать основные движения: бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.

Пальчиковая гимнастика: «Громко колокол звонил».

Физкультминутка : «Казаки».

Подвижные игры: «Джигитовка», «Золотые ворота», «Гуси - лебеди», «Салки», «Удочка», «Казаки», «Рыбаки и рыбки», «Пуговица», «Краски», «Карусель».

ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи: Продолжать знакомить детей с природно-экологическим своеобразием родного региона, открыть простор для детской фантазии;

развивать творческое мышление, интерес к самостоятельной деятельности, фантазию и воображение.

Учить слушать, импровизировать, развивать ритмику движений, учить соответствовать выбранной роли.

Совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе. Вызывать желание слушать музыку, выполнять движения в такт музыки. Развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности.

Рисование «Весна на Дону». Рисования элементов народной росписи посуды.

Конструирование: «Казачий курень».

Лепка: Лепка казачьей утвари, изготовление плоскостных кукол.

Аппликация: «На майдане» «Украшение коврика», «Изготовление казачьих костюмов»

Театрализация: «Казаки во дворце у Царя-батюшки».

Конструирование.

«На казачьем подворье»

Программное содержание: Упражнять в составлении планов строительства. Формировать совместную поисковую деятельность.

Совершенствовать конструкторские способности.

«Музыкальная деятельность:

Слушание: «Несе Галя воду», «Вдоль да по речке» казачья песня;

Пение: «Эх, донцы-молодцы», «В амбар за мукой» казачьи песни;

Оркестр: исполнение на народных инструментах «Ой, сад во дворе»;

Музыкально-ритмические движения: хоровод «Пошла млада за водой» рус. нар. мел. ; танец «Прялица» в исполнении хора им. Пятницкого

Игры: «смотай клубок», «пронеси коромысло с вёдрами», «наряди казачку».

III. Презентация проекта

- Коллективная работа «Казачьи костюмы».

- Музыкально - развлечение «Праздник казачьего костюма».

- Создание папки «Казачий костюм».

Итоги проекта :

В проекте дети участвовали с удовольствием. Благодаря участию в проектной деятельности, у детей сформированы достаточно устойчивые представления о казачьем костюме, о головном уборе, обогащены знания о способах сохранения и укрепления своего здоровья. Дети стали больше проявлять любознательности, инициативы, желания узнать новое, стремление поделиться «своими знаниями» со сверстниками, взрослыми. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. Реализация проекта «Традиции и культура Донского края» способствовала развитию, как информационной, коммуникативной, социальной, так и физической компетентности детей. Родителям понравилось участвовать в выставке поделок и рисунков. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.

Список литературы

1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Маслова И. В., Наумова Ю. И., Акимова Ю. А., Белова И. К., Кузнецова М. В. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей». – М. :Баллас, 2012г.

2. Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких». - Москва, «Лайда», 1994г.

3. А. И. Ригельман. История о донских казаках, 1846 год.

4. Н. Яковлев «Материалы по одежде донских казаков».

5. А. И. Яблокова. «О природе одежды некрасовских казачек на основе сопоставления с костюмным комплексом донских казачек» XVIII века. // «Дикое поле».

6. Энгельс Рит. Лоскутная пластика. Изд. Рио-Гранд, 2006.

Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».

Громко колокол звонил,

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь! (Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два три, четыре, пять, (Поочередно зажимают пальцы.)

Будем праздник отмечать. (Разжимают и сжимают «замок».)

Громко колокол звонил, (Хлопают в ладоши.)

Всех пожарных разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь! (Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать. (Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

Громко колокол звонил, (Хлопают в ладоши.)

Всех гостей он разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь (Разжимают пальцы вверх, вниз.)

И цветами засыпайтесь! (Делают руками «цветок».)

Раз, два, три, четыре, пять,

На свадьбе будем мы гулять (Поочередно зажимают пальцы.)

Физминутка:

«Казаки».

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Поговорки казаков:

• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;

• Казачья смелость порушит любую крепость;

• Терпи казак – атаманом будешь;

• Казак в беде не плачет.

Пословицы.

• Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

• Казак сам голодает, а конь его сыт.

• Казак без коня – что солдат без оружия.

• Казак без коня – как соловей без песни.

Своеобразный облик женского донского костюма складывался веками. В нем отразились особенности жизни казаков и органично слились традиции разных народов. Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофтах, называли их «парочка». Юбки были длинные и широкие. Летом из холста, зимой из сукна. На праздничные юбки покупали разные ткани: ситец, сатин, батист. Юбки шили с большим количеством оборок; праздничные украшали бисером, пуговицами, лентами, кружевом. Чтобы юбка была пышнее, под нее надевали несколько нижних юбок, иногда 4 – 5, такую юбку называли «зоновка».

Кофта или блузка шились из того же материала, что и юбка. Блузка до бедра плотно облегала фигуру, с небольшой баской, длинными рукавами и воротником, с застежкой спереди, густо осаженной пуговицами. Назывались они – кираса.

С будничным и праздничным костюмом носили фартук (завеска или запон). Будничный фартук шили из холста, а праздничный – из дорогой ткани и украшали кружевами, лентами. В юбках и фартуках не было карманов, поэтому шили специальный карман – ладанку, который носился на поясе.

Женскому головному убору уделяли особое внимание. На пучке волос замужние женщины надевали «шлычку», а по праздникам поверх «шлычки» одевали «файшонку» (шелковая черная косынка коклюшной работы с концами, которые завязывались сзади банта). Молодые девушки повязывали ленты вокруг головы, а так же вплетали их в косы.

Шили самодельную обувь с широким каблуком и тупым концом – «чирики». Вместо чулок носили «ичиги», желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Надевали на ичиги сафьяновые туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы – черные. Праздничные туфли – «чирики», так же носились кожаные ботинки на шнурках («гусарики») и пуговках (гетры – высокие ботинки с застежкой на боку) и полуботинки на низком каблуке с узкими носами – баретки.

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военной службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.

Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южнорусских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков - некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с "воротом" — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетенным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные, а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались "походами за зипунами". Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: "По синю морю гулять, зипунов-то доставать". Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветов, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага, отделанную золотым позументом (Позумент - золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками.

В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.

Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.

Современная форма донских казаков : синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.

Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…». Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое. Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». ФотоотчетИспользование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.

Фотоотчёт «Экскурсия в музей пернатых Донского края»Фотоотчёт «Экскурсия в музей пернатых Донского края» Добрый день, коллеги! Разрешите поделиться с вами фото отчетом о посещении Новочеркасского донского музея. Целью нашего посещения являлось.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись»Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись» Конспект открытого занятия – по познавательному развитию с использованием ИКТ в подготовительной группе «Волшебство Донского края - солнечная.

Посвящение в казачата «Традиции и быт Донского казачества»Посвящение в казачата «Традиции и быт Донского казачества» Посвящение в казачата Турнир по истории Донского казачества «Традиции и быт Донского казачества» Интеграция образовательных областей:.

Проект «Село родное — капелька России. Русская народная культура Алтайского края» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» Проект на тему: «Село родное – капелька России:.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник»Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник» Конспект занятия в образовательной области»Познание» развитие кругозора и позновательно -исследовательской деятельности детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Традиции и культура Донского края»
Опубликовано: 17 августа 2021 в 22:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД