МААМ-картинки

Проект в ДОУ «Трансформация букв и слов»

Ногаева Галина
Проект в ДОУ «Трансформация букв и слов»

«Трансформация букв и слов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №98.

Февраль-март 2019г

Логопед – Ногаева Г. Н.

Проект : «Трансформация букв и слов».

Проблема: При написании печатных букв, дети допускают ошибки в конструкциях букв.

Цель: привлечь внимание детей к конструкции букв, слова и предложения.

Задачи:

1) С детьми:

развивать воображение, логику, способность к мысленному моделированию, т. е. к проведению мысленных экспериментов.

Публикация «Проект в ДОУ „Трансформация букв и слов“» размещена в разделах

2) С родителями:

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу с ребенком, организовывать дома игры по конструированию букв, слов по рекомендациям логопеда.

Этапы.

Этапы реализации проекта Содержание Участники

I.Подготовительный этап. 1. Обдумывание идеи проекта.

2. Сбор материала: интернет-ресурс, пособие «Каше».

3. Подбор букв русского языка, бросовый материал для конструирования букв. Изготовление карточек, подбор слов, в которых с изменением одной буквы или порядка слогов меняется смысл слова. Логопед, родители.

II. Организационный этап. Составление плана проекта :

1. Отбор детей.

2. Консультации для родителей.

3. Определение сроков проекта.

4. Разработка конспектов. Логопед, родители.

III. Формирующий этап. Проведение игровых ситуаций в рамках проекта, совместная работа логопеда, детей, родителей. Подготовка фотографий по теме проекта и организация фото выставки. Логопед, родители, дети.

IV. Итоговый этап. Размещение фотовыставки в группе.

Описание опыта работы. Родители, дети, логопед.

Приложение № 1:

Конспект игровых ситуаций №1.

Количество детей – 3 человека.

Продолжительность – 10 минут.

Место проведения – логопедический кабинет.

Ведущий – логопед.

Оборудование – счетные палочки, трубочки разной длины, пуговицы, пластилин, гибкая проволока, банковские резинки.

1. Предложить детям самостоятельно определить, из каких элементов состоят предложенные печатные буквы. Предложить выложить буквы с помощью различных материалов: палочек, трубочек, пуговиц, резинок, обрезков проволоки.

2. Если дети выкладывают буквы только с помощью палочек и трубочек, подвести к тому, что имеются буквы с округлыми элементами.

3. Сделать вывод: не все буквы можно выложить из палочек и трубочек. Для округлых элементов букв необходимы другие материалы: проволока, резинка, пуговицы.

Похвалить детей, которые проявили смекалку.

4. Предложить рассмотреть выложенные логопедом буквы :

П Г Ж Щ Ф.

Самостоятельно, с помощью перестановки (трансформации) элементов составить из них другие буквы.

Из П (Н И, Г (Т, Ж (Х, Щ (Ш Ц, Ф (Р В Ь).

Конспект игровых ситуаций №2.

Количество детей – 3 человека.

Продолжительность – 10 минут.

Место проведения – логопедический кабинет.

Ведущий – логопед.

Оборудование – карточки с односложными словами размером 8х20 с пропущенной гласной буквой (Л•К, С•К, К•Т);

согласной в начале и конце слова (•АР, СО•);

набор гласных букв.

Предложить детям карточки с односложными словами, в которых пропущена гласная буква и набор гласных букв, которые необходимо вставить в слова.

Лак, лук, люк; сок, сук; кот, кит.

Предложить детям сделать самостоятельно вывод, как при смене одной гласной меняется смысл слова.

Затем предложить другие карточки с пропущенными согласными в начале и конце слова, набор согласных букв.

Жар, пар, шар; жук, лук, сук; сон, сом, сок, сор.

Конспект игровых ситуаций №3.

Количество детей – 3 человека.

Продолжительность – 10 минут.

Место проведения – логопедический кабинет.

Ведущий – логопед.

Оборудование – карточки со слогами размером 8х15.

Предложить детям прочесть на карточке слогиТОН, КЕТ, ФЕТ. Подобрать слог, который нужно поместить перед имеющимися слогами. (Детям предлагаются слоги БЕ, БУ, БА).

Дети подбирают слоги, подставляют в начало слова и выясняют, какой слог подходит. Каждому ребенку предлагается набор слов.

Затем предлагаются слоги, к которым следует подобрать последний слог.

МАЙ-КА, ЛЕЙ-КА, ГАЙ-КА.

Вывод: слова состоят из слогов.

Конспект игровых ситуаций №4.

Количество детей – 3 человека.

Продолжительность – 10 минут.

Место проведения – логопедический кабинет.

Ведущий – логопед.

Оборудование – конверты с фразами.

Детям задается вопрос: – Из чего состоит предложение? – Из слов.

Предложить детям исправить ошибки в предложениях, допущенные Незнайкой, который все перепутал.

• окошке сидит на кошка;

• стол залез под малыш;

• елке росли на шишки;

• дупле сидит в белка;

• подсобака лежит лавкой;

Вывод детей: надо правильно расставлять слова в предложении, чтобы было все понятно.

Приложение № 2:

(Описание опыта работы).

Большие возможности для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов. Данное направление я реализовала в нескольких вариантах.

На столах у каждого ребенка лежали палочки разной длины, мозаика, пуговицы, карандаши и иные предметы. Чем активнее ребята, тем богаче набор предметов. Не обязательно использовать их все; многие добавляются просто для создания ситуации выбора. Я просила детей выложить с их помощью заданные буквы.

Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания конкретной буквы. Логопед не вмешивается в процесс, не дает никаких рекомендаций и советов, не оценивает правильность действий ребенка. В это время мыслительная активность детей очень высока. Вначале они работают по методу проб и ошибок, т. е. пробуют все подряд и проверяют на практике, какие предметы годятся для создания той или иной буквы.

По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда ребята, еще не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента и пр.

Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача – запомнить внешний вид и начертание букв – решается легко и незаметно, как бы сама собой. Большой интерес вызывает задание по трансформации букв : как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку, что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т. д.). Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами: кто придумает больше вариантов? Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию (т. е. к проведению мысленных экспериментов). Нас неоднократно удивляла фантазия детей. Зачастую они придумывали, как использовать те предметы, которые нам самим казались бесполезными и попадали в набор просто для создания ситуации выбора. Познавательно-исследовательская деятельность реализуется при анализе отдельных фраз и предложений. В простом варианте – это перестановка слов с целью получения правильно сконструированной фразы (например, «окошке сидит на кошка») или соединение частей разорванных предложений ( например: «Наша Таня. Громко плачет уронила. В речку мячик тише. Танечка, не плачь. Не. Утонет в речке. Мяч.»). По мере накопления у детей фонда умственных операций можно анализировать сложные тексты типа:

Кто стучится в дверь моя?

Видишь, дома нет никто?

Приходи ко мне вчера,

Будем съели пирожки.

После каждой строчки педагог останавливается и просит ребят дать правильный вариант текста.

Активно в эту деятельность были вовлечены мамы ребят, которые получили предварительно консультацию логопеда. Мамы делились опытом, как ребята использовали разные материалы для игр по конструированию и трансформации букв.

Составляли буквы вырезанными из картофеля брусками и макаронами, а также конструировали их из прищепок и спагетти.

Творчество мам и детей проявилось в том, что дети стали показывать буквы, изображая их с помощью частей своего тела. (Фото прилагаются).

Прикреплённые файлы:

nogaeva-proekt-2_sned3.pptx | 433,24 Кб
 
Публикации по теме:

«Парад букв». Фотоотчет«Парад букв». Фотоотчет Незаметно пролетели четыре года с тех пор, как мы набрали группу малышей. Теперь наши дети стали совсем взрослыми, готовятся идти в школу.

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Конструирование из строительного материала «Город Букв»Конструирование из строительного материала «Город Букв» Конструирование-это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»Логопедический проект «Дерево родственных слов» .

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Педагогический проект «В мире вежливых слов»Педагогический проект «В мире вежливых слов» Педагогический проект "В мире вежливых слов!" Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Тип проекта: краткосрочный,.

Пособие «Конструктор букв»Пособие «Конструктор букв» Здравствуйте. Готовясь заранее к занятиям по обучению грамоте, я наткнулась на рекомендуемое пособие "Буквенный конструктор". И передо мной.

Пособие «Город звуков и букв»Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Проект «Понятно без слов» ВидеоПроект «Понятно без слов» Видео Чтобы немного разбавить тяжелые ощущения после таких не простых тем, как "Дети и фронт" (лэпбук) и "Этот день победы. " (лэпбук) хочу рассказать.

Выкладывание букв (имен, цифр) из вязаных цепочекВыкладывание букв (имен, цифр) из вязаных цепочек Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в ДОУ «Трансформация букв и слов»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 13:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД